Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 21




Средства организации журналистского произведения. Дитекс, композиция и монтаж как средства организации, их функциональные различия. Проникающая способность. Закон «золотого сечения»

Организация журналистского текста – дело такое же ответственное, как и любой другой акт организации. Она предусматривает не только «стыковку» элементов, но и создание таких связей между ними, при которых достигается «синтактическая полноценность» произведения. Набор элементов, сложившийся в сознании журналиста, превращается в гармоничное целое, способное при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщить законсервированную» в нем информацию, но и вызвать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое. Организация текста есть не что иное, как обеспечение диалектического единства содержания и формы.

Здесь нужно говорить о таком понятии как «дитекс». Дитекс – графическая модель текста, отражающая его структуру и основные внутритекстовые связи. Расшифровывается это слово просто: «диаграмма текстовых смыслов». Данный инструмент анализа был разработан психологом И.Ф. Неволиным в целях обучения смысловому (глубинному) чтению. Однако оказалось, что дитекс обладает свойствами, которые делают его пригодным к использованию и за пределами области первоначального предназначения. В частности, он может сослужить хорошую службу при изучении специфики и качества разных видов словесных произведений, в том числе журналистских.

Дитекс являет собой передаваемую через систему координат относительно объективную картину текста как выраженного в знаках, отграниченного, организованного единства некоторого множества микросмыслов, обозначаемых автором методики понятием – текстовые элементы. Каждый микросмысл рождается зачем-то, для решения какой-то задачи. Смена задач вызывает появление новых микросмыслов, т.е. задает границу между текстовыми элементами. Последовательность текстовых элементов отражается на оси абсцисс, выступая как семантическая длина текста. А вот расположение их на графике зависит от того, к какому виду информации тот или иной текстовый элемент относится.

Виды информации – описательная (фактологическая), нормативная (теоретическая) и оценочная (рефлексивная) – представлены на дитексе как определенные смысловые слои текста (информационные уровни), каждый из которых «втягивает» в себя соответствующие текстовые элементы.

Дитекс делает видимыми связи внутри текста. Тут-то и обнаруживается, что специфика организации журналистского произведения проявляется в трех типах внутритекстовых связей.

ПЕРВЫЙ ТИП – поверхностные связи, наиболее очевидные, те, которые отграничивают текст от иного. Они обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое.

Поверхностные связи журналистского текста примечательны тем, что имеют отчетливо выраженный монтажный характер. Понятием «монтажа» обозначается момент работы, когда из накопленного материала отбирают нужные фрагменты и формируют из них единое целое.

Монтаж – система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыспов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.

Его функция – обеспечить отчетливость и точность передачи авторской мысли, ее прозрачность, гармоничность и эстетическую состоятельность материала. Отсюда – разнообразие монтажных решений журналистского произведения. Есть варианты простые – как, например, в кратком информационном сообщении. Есть сложные – в них используются специальные приемы, которые могут вызвать «дополнительные» монтажные эффекты. Такая возможность обеспечивается высокой «проникающей способностью» поверхностных связей. Дело в том, что они одинаково легко «проходят» через разные информационные слои.

ВТОРОЙ ТИП внутритекстовых отношений выражают собой глубинные связи. Они возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированы автором на решение единой задачи. Когда такая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы внутри одного информационного слоя. Из разрозненных родственных микросмыслов они образуют более крупное смысловое образование – микротему. Когда же такая задача усложняется и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней, глубинные связи проявляют себя как система. С одной стороны, они объединяют ориентированные на решение общей задачи разноуровневые микросмыслы, создавая внутри пространства текста отчетливо различимые смысловые поля – подтемы. А с другой – отграничивают эти поля друг от друга, предопределяя тем самым последовательность подтем.

Содержание произведения есть сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей.

Так же средством построения и организации текста является композиция. Но между ними есть значительные различия. Главное в том, что монтаж служит реализации поверхностных связей микросмыслов, задаваемых замыслом произведения, а композиция обеспечивает реализацию их глубинных связей.

В журналистике как творческой деятельности композиция отражает ее информационно-коммуникативную направленность. Авторский замысел журналистских произведений предусматривает такую синтактику текста, которая нацелена не только на воплощение его идеи и темы, но и на создание условий для быстрого освоения информации адресатом. Благодаря этому она способна обеспечить коммуникативную состоятельность материала. Достигается такая нацеленность с помощью особых задач, которые входят как обязательная составляющая в структуру авторского замысла. Они заключаются в том, чтобы:

- сориентировать адресата информации в теме предлагаемого сообщения;

- прояснить, чем оно может быть ему полезно;

- дать возможность увидеть, как соотносятся в содержании текста отображение реальной действительности и позиция журналиста;

- подсказать пути использования полученной информации в собственных нуждах.

«Законом золотого сечения» принято называть такое соотношение фактов с образами и нормативами, что между слоями информации устанавливались отношения. Согласно этому закону, целое так относиться к большему, как большее – к меньшему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.