Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 24




Творческий акт журналиста. Стадиальность творческого акта. Задачи начальной стадии творческого акта. Начальная стадия как специфическая разновидность познавательной деятельности. Специфичность предмета познания, условий освоения жизни

Особенности творческого процесса отражаются в таком понятии как «творческий акт». Начало любого творческого акта связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие преодоления проблемной ситуации, которую представляет собой исходный момент любого творческого акта: есть созидательная потребность, есть ориентировочная задача, но ответа на вопрос о ее решении в виде конкретного замысла произведения нет. Он определится, когда наступит «насыщение» информацией. В журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. В некоторых странах эта особенность творческого процесса в журналистике вызвала «стадиальную» специализацию профессиональных обязанностей с последующей кооперацией труда. Добыча информации стала делом одних, а создание текста – других. В российских СМИ такая практика широкого распространения не получила.

Начальная стадия осуществляется как осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение относительно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования. Истинные задачи журналиста описываются вовсе не словом «собрать». Тут речь должна идти именно о познавательной деятельности. Журналистское произведение создается для сообщения о действительных событиях и реальных людях, в основе его темы всегда конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но обязательно значимые для многих. Соответственно и предметом познания для журналиста являются эти ситуации. Данные об этом предмете, выступающие как цель поиска, журналисту тоже нужны особые – такие, которые характеризовали бы его черты общие и черты индивидуальные, сущность, т.е. сторону, наблюдению не доступную, постигаемую только мыслью, и явление – сторону видимую, наблюдаемую, поддающуюся воспроизведению в деталях.

И поскольку ситуация всегда – совокупность взаимосвязанных фактов, журналист должен, прежде всего, установить их, выявив, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружил себя тот или иной факт действительности. Необходимо определить существенные связи факта (прежде всего, причинно-следственные), понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел. Наконец, журналист должен разглядеть те краски факта, те детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения информации. Словом, в соответствии с особенностями предмета познания и целями деятельности, познавательные задачи у журналиста ответственны, велики по объему, разнообразны.

Условия же, в которых решаются эти задачи, и специфичны, и сложны. Действует журналист чаще всего в одиночку. Процесс познания у него обычно начинается при недостаточном уровне компетентности, идет «на чужой территории» – в незнакомой или мало знакомой предметной среде, требующей определенных усилий для адаптации. Отпущены на постижение событий предельно сжатые сроки. А главное, оно неотделимо от общения, сопряжено с активным эмоциональным переживанием происходящего.

Сами условия, в которых осуществляется журналистское познание, делают более высокой вероятность ошибок и более жесткой меру персональной ответственности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.