Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6




Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Два уровня создания массовой информации. Устойчивые черты производства массовой информации. Формы существования массовой информации

Два уровня создания массовой информации:

1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;

2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).

В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.

Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда, и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно – значит, создателем ее может стать практически каждый в силу генетической программы человека, его творческой природы, его исконной ориентации на общение. Организованно – значит, институционально: она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты.

В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (слухи, анекдоты, сплетни). Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории.

Вторая исторически устойчивая черта производства и распространения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества (архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей). Наиболее востребованы «свежие» пласты, однако существует необходимость обращения к пластам «глубокого залегания», т.е. обращение к истории, творческому наследию.

Третья черта, общая для разных временных периодов. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.

В современном мире массовая информация существует в трех формах.

1) пассивная, представленная в обществе как тексты «до востребования», живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа – возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать адресату «законсервированную» в них информацию.

2) непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций (слухи, сплетни).

3) произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки».

Массовые информационные потоки – способ актуального существования массовой информации. Существуют для реализации человеческих потребностей. В соответствии с потребностями сложилась структура массовых информационных потоков:

1. тексты, стимулирующие духовные искания членов общества, ведущие к формированию массового сознания (публицистические тексты);

2. тексты, оповещающие об изменениях в действительности на очевидном (события) или неочевидном (проблемы) уровне;

3. тексты, знакомящие с мнениями о происходящем (актуально мнение лидеров общественного мнения); эти тексты способствуют самоопределению общественного мнения;

4. тексты, извещающие о решении институтов власти;

5. тексты, способствующие поддержанию необходимого жизненного тонуса общества;

6. тексты, позволяющие поддерживать необходимый уровень межгрупповых контактов;

7. тексты собственно развлекательного характера.

 

Обстоятельства, определяющие формирование мнения. Инвариантность массового сознания. Формирование «камеры эталонов». Нижний и верхний пороги массового сознания

Существует два вида поступков: бессознательные и обдуманные. При бессознательном действует инстинкт. В случае задействованности сознания поступку всегда предшествует процесс, и технология этого процесса такова: получение информации о событии – объяснение его – перебор вариантов последствий – перебор вариантов реагирования – выбор варианта – решение о действии – действие. Эта информационная программа действий вбирает в себя отображение, объяснение и оценку (интерпретацию) события, модель необходимой реакции на него. Этот феномен хорошо известен под именем «мнение». Определяющими для его формирования, помимо исходной информации, оказываются еще два обстоятельства. Во-первых, способность человека к опережающему отражению действительности – проективное мышление. Во-вторых, наличие в сознании компонентов, с которыми соотносится вся поступающая информация. Они образуют как бы «камеру эталонов», позволяющую «вычислять» значение всех новых сведений и вырабатывать оценку происходящего. Чем же наполнена «камера эталонов»? Сознание общества включает в себя качественно различные элементы. Они их классифицировали, условно определив основные как знания, нормы и ценности. В «камере эталонов» личности на разных уровнях представлены все эти элементы, однако отнюдь не в полном объеме: она формируется за счет освоения человеком определенной части социальной информации, а именно той, которая традиционно обозначается понятием «массовая информация».

Питая блок сознания личности, который мы назвали «камерой эталонов», массовая информация тем самым питает и особый блок общественного сознания. Более или менее устойчивые, общепринятые знания, нормы и ценности общества, будучи представленными в сознании каждого социально зрелого индивида, начинают действовать как важнейший узел самоуправления, саморегуляции общества в целом – массовое сознание.

Массовое сознание представляет собой инвариант общественного сознания, его общезначимый слой, противостоящий специализированному, групповому сознанию.

Инвариантность (общезначимость) массового сознания относительна. Ведь компоненты его не содержатся в структуре сознания личности изолированно, в чистом виде. Они сосуществуют с компонентами национального, классового, профессионального и прочих разновидностей специализированного, группового сознания, да притом еще и не даются человеку готовыми.

Существуют «верхний» и «нижний» пороги, определяющие необходимый уровень общезначимости массового сознания (уровень зрелости массового сознания). Если соблюдаются эти пороги, то общественный организм действует оптимально. Не соблюдаются – возникает кризис. Когда социальная организация складывалась таким образом, что процесс духовных исканий как естественный способ формирования массового сознания вытеснялся целенаправленным, по сути дела принудительным, внедрением в сознание человека жестко заданной системы знаний, ценностей и норм, достигалась степень общезначимости, превышающая необходимый предел. Это резко сокращало возможности общественного развития: социальная практика отбрасывала все, что не вписывалось в эталоны массового сознания, а оно теряло возможность двигаться, обогащаться. Периодически возникают ситуации, когда необходимый уровень общезначимости массового сознания оказывается практически недостижимым, и тогда внутри человеческого сообщества начинается настоящая война. И чтобы поддерживать необходимый уровень общезначимости общественного сознания, необходимо вооружиться гражданским мышлением, гражданским сознанием, а доминантой этого гражданского сознания являются общечеловеческие гуманистические ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.