Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 7




Структура массовых информационных потоков. Роль журналистики в структуре МИП. Профессиональные обязанности журналиста как соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста

Вопрос 8

Массовые информационные потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.

Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно.

Однако именно массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества:

1) в формировании массового сознания: тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда);

2) в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности: материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики;

3) в самоопределении общественного мнения – материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные злобе дня;

4) в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям – административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс;

5) в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – тексты, которые дают возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями, – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества;

6) в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам – тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем – полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера;

7) в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.

Реализуя одну из своих основных функций – коммуникативную, журналистика инициирует в обществе духовное сотрудничество во имя создания массовых информационных потоков. Они рождаются в сфере журналистики, творческими усилиями журналистов, хотя и на основе продукции разных отраслей духовного производства. Журналистика оказывается организатором этого сотрудничества и «цехом сборки» целостного медиапродукта. Централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она формирует из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения – многочисленные «притоки», которые наполняют массовые информационные потоки, периодически привнося в них новые порции массовой информации.

Можно сказать, таким образом, что творческая деятельность журналиста представляет собой креативную систему, производящую два вида продуктов и состоящую из двух подсистем с единым субъектом деятельности. В качестве такового выступает журналист как профессионал, выполняющий обязанности и автора специфических текстов, и участника создания массовых информационных потоков. Этим определяется структура творческой деятельности журналиста как системы, закрепляемая традициями, редакционными уставами, должностными инструкциями как профессиональные журналистские обязанности.

Первый блок профессиональных обязанностей журналиста – его авторское творчество – предполагает непрерывный поиск, высокую мобильность, интенсивную мыслительную работу, эмоциональное напряжение. Первая задача, которую приходится решать в данном случае совокупному субъекту журналистики, – обеспечение непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации в соответствии с ожиданиями аудитории. Чтобы справиться с этой задачей, журналистам необходимо уметь предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потоки на том или ином этапе, и предпринимать соответствующие шаги для осуществления такого предвидения. Речь идет, как нетрудно догадаться, о планировании массовых информационных потоков и об организаторской работе журналиста, составляющих вместе еще один блок его профессиональных обязанностей.

Второе направление творческой деятельности журналиста, дающее начало рассматриваемому блоку профессиональных обязанностей, – собственно работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков (а тем самым и для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции). Эта работа весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил, неординарных творческих решений. Прежде всего, она предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны устойчивые контакты с представителями самых разных сфер деятельности, производящих массовую информацию: с учеными и бизнесменами, общественными деятелями и сотрудниками властных структур, с деятелями литературы и искусства – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации».

Третий блок профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. Первый ряд обязанностей на этом направлении – редактирование текстов, предназначенных для опубликования. Второй ряд – участие в конструировании номера или выпуска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.