Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические учения эпохи Возрождения и Реформации




 

Кризис религиозного мировоззрения. Отличительной чертой явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Новая эпоха породила и новое религиозное сознание, которое, в отличие от религиозного сознания Средневе­ковья, носит осмысленный характер, несет на себе пе­чать свободного выбора, свободы совести

 

Ускорение социально-экономического развития стран Европы.

Рост городов привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в сер.15 века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Отличительные черты культуры Возрождения:

Антифеодализм- 15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

 

Антиклерикализм- движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях. получил светское обоснование у идеологов ранней буржуазии, в творчестве гуманистов — литераторов и философов.

 

гуманизм- Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества.

 

обращение к культурному наследию античности. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию.

 

Формирование протестантской теологии М. Лютер и Ж. Кальвин.

 

Протестанти́зм — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Протестантизм возник как течение, оппозиционное по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины

 

 

Политическое решение религиозных идей Мартина Лютера. Лютер о спасении единственно верой, о ненужности духовенства и церкви как посредников между Богом и человеком. Идея национального государства.

Один из исходных пунктов лютеровского учения — тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви. Только лишь богу обязаны люди повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

Сочинение “О светской власти”. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете производным от воли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

Учение Жана Кальвина о предопределении. Стремление к успеху в профессиональной деятельности и проповедь мирского аскетизма как установка на буржуазное предпринимательство. Кальвин о гражданском управлении.

 

Из догмата об абсолютном божественном предопределении проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом Ж. Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.

 

Сам Ж. Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Ж. Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Ж. Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

 

 

Политическая философия и теория Н. Макиавелли. Книга «Государь»: основные идеи. Роль монарха-реформатора в создании национального государства.

В политическом учении Никколо Макиавелли на смену средневековой христианской теологии истории, согласно которой человечество движется от сотворения Адама, грехопадения, к искуплению и Страшному суду, приходит представление о диалектическом единстве всеобщей изменчивости и постоянства законов, по которым живут люди и государства. В мире Макиавелли нет места если не для божественного присутствия (бог отождествлен у него с Фортуной и Необходимостью), ни для божественного вмешательства.

В "Государе" Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств – жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия – обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти. Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью Макиавелли уделяет много внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач. Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали.
Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была.
Если правила, предлагаемые Макиавелли, соблюдаются государями, то власть, нового государя делается крепче и обеспеченнее.

Макиавелли о превосходстве республики перед монархией в “Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия”.

Республику он считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е. человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской форме правления.

Отделение политики от религии и. Макиавелли о соотношении цели и средств в политике. не только анализ политики отделен и освобожден у
Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям. Анализ общественных, политических проблем у
Макиавелли отделен от каких бы то ни было теологических или религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства. Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой национального государства.

 

 

Жан Боден – идеолог абсолютизма во Франции. Право как цель бытия государства. Различение права и закона.

Разработал оригинальную теорию абсолютизма наиболее полно изложенную в Государстве, став одним из идеологов становления абсолютной монархии во Франции 16 в. По его мнению, лишь сильная и абсолютная королевская власть может положить конец религиозным войнам и удержать французское общество от распада; государство есть объединение множества семей, возникшее за счет их подчинения политической власти; его главные функции – обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной стабильности, защита от внешних врагов. Важнейший признак политической власти – «суверенитет», т.е. ее постоянный и абсолютный характер. Абсолютность власти означает ее независимость от какого-либо иного субъекта политики и его предписаний (законов)

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости

отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет с собой спра­ведливость, а закон— приказ»

Теория государственного суверенитета. Единство, неделимость и безусловность государственного суверенитета.

“Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”(Боден). Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет - верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

 

Формы государства.

Ж. Боден положил в основу своей классификации довольно обычный количественный признак и разделил все формы правления на демократию, аристократию и монархию. «Мы называем государство монархией, когда суверен состоит только из одного человека... Демократия или «народное государство» - это когда все люди или большая часть из них наделены суверенной властью и правом управления как одно лицо. Аристократия - это когда меньшая часть народа обладает суверенитетом как одно лицо.»

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования).

 

 

Т. Мор – родоначальник утопического социализма Нового времени.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ – это представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии заключается в том, что ее невозможно в данной форме воплотить в действительность. Утопический социализм можно интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, на которые ориентированы ее носители, и технологии, к воплощению которых стремятся политики - носители данных ценностей. К ценностям утопического социализма относятся идеалы равенства, преодоления социального и политического отчуждения членов общества, уничтожение эксплуатации человека человеком, создание возможности для всестороннего развития, гармоничной социализации независимо от пола и семейного положения, национальной и этнической принадлежности и т. п. Данные идеалы носят общечеловеческий характер. Родоначальником утопического социализма можно считать англичанина Томаса Мора

Томас Мор явился первым критиком общественного строя, основанного на частной собственности, и первым провозвестником нового, социалистического общественного устройства. Изображению этого строя он посвятил свою работу «Утопия»

Утопия как жанр политико-философской мысли. Понятие утопии берет начало от сочинения Томаса Мора «Утопия». Слово "утопия" Мор ввел от греческого "topos" (место) и приставки "у", сочетание которых имело одновременно два значения - "хорошее место" и "место, которого нет".

Сочинение «Утопия» содержало критику тогдашней Англии, и остров "Утопия" выступал своеобразным образцом преодоления тех пороков, свидетелем которых автор был у себя на родине. Но в книге не было никаких указаний ни на то, каким образом и в каком направлении следует осуществить преобразования в общественном строе Англии, ни на то, как "найти" этот счастливый остров. Иными словами, " Утопия" ни в коей мере не была программой каких-либо социальных преобразований и действий, приближающих к достижению предложенного Мором идеала. Через некоторое время "Утопия" перестала быть названием описанного Мором острова, обретя "статус" своеобразного литературного жанра, а еще позже - определенного типа философского мышления.

У Мора оказалось немало подражателей как среди литераторов, так и среди мыслителей разного профиля, но все они "рекрутировались" из тех, кого не устраивал существующий порядок вещей, и который они потому подвергали критике, противопоставляя ему некоторый идеал, содержавший антиэксплуататорские требования и не очень ясные представления, а скорее фантастические мечтания, о счастье и благополучии. А поскольку все утопии появлялись всякий раз во время кризисных ситуаций, когда противоречия и социальное зло становились очевидными, и расценивались определенной частью общества как подлежащие уничтожению, постольку все они выполняли своего рода компенсаторную функцию, представляя собой попытку решения проблемы социальных преобразований средствами сознания и в сфере сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.