Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вот почему оценивать утопии не следует с точки зрения правильности (или ложности) содержащихся в них идей. 1 страница




 

29. Западноевропейская политическая мысль периода первых буржуазных революций

Значение социально-политических идей Нового времени в истории западной цивилизации. Политическая мысль Голландии. Социально-экономическое положение и политическая борьба в Нидерландах в период первой буржуазной революции. Теория естественного права. Г. Гроций. «О праве войны и мира». Оценка догосударственного этапа развития общества. Предел полномочий государства и права граждан. Б. Спиноза. «Богословско-политический трактат». Естественная теория происхождения государства и права. Взаимодействие населения и власти. Пределы государственной власти и свобода человеческой мысли. Б.Спиноза о формах государственного устройства. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642 – 1649 годов. Т.Гоббс. «Левиафан». Государство как выход из войны «всех против всех». Этатизм. Оценка форм государственного устройства с точки зрения обеспечения стабильности и охраны права собственности. Дж. Локк. «Два трактата о государственном правлении». Идеологическое обоснование результатов «славной революции» 1688 г. Договорная теория происхождения государства. Границы вмешательства государства в жизнь человека. Разделение властей. Внешние и внутренние причины падения власти правительств. Теория неповиновения. Право народа на восстание как последнее средство защиты свободы

 

29. Западноевропейская политическая мысль периода первых буржуазных революций

Политическая мысль Голландии: Голландия первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании(вторая половина 16- начало 17 века) к власти пришла буржуазия и была установлена буржуазная республика.

Политическая жизнь только образовавшейся молодой буржуазной республики, окруженной феодальными монархиями, протекала под знаком борьбы между сторонниками двух основных партий- республиканской(буржуазно-патриотической ориентации) и Оранжистской(приверженцы правления Оранского дома, представители которого по наследству занимали должность главы государства).

В религиозной жизни господствующее положение занимал кальвинизм, сыгравший существенную идеологическую роль в объединении сил и освобождении страны от гнета Испании- оплота тогдашнего католицизма.

Кальвинистская церковь в объединении с оранжистами выступала против республиканцев, против их курса на свободу мысли духовного творчества, на веротерпимость по отношению к приверженцам различных вероисповеданий и многочисленных религиозных сект.

Борьба против теологии, религиозной догматики и духовного диктата церкви, разработка новых рациональных и светских воззрений на мир стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой мысли рассматриваемой эпохи.

Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Гроций и Барух Спиноза. Для них как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права, договорному происхождению государства, обоснование новых политико-правовых концепций, разработка «светского» мировоззрения, борьба против теологических представлений о природе, человеке, государстве, обществе, они защищали итоги буржуазных преобразований.

Они обосновывали новые рациональные идеи. Принципы и концепции, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования соц. и политико-правовых форм чел. жизни.

Социально-экономическое положение и политическая борьба в Нидерландах в период первой буржуазной революции:

Другая, более важная предпосылка экономического успеха Голландии – буржуазная революция, произошедшая в 1566-1579 гг. и ставшая первой в мире успешной буржуазной революцией. В Нидерландах к этому времени уже назрели противоречия между дворянством и буржуазией, а также между имущими классами и трудящимися города и деревни, классовая борьба достигла здесь к концу XVI в. наибольшей силы. Кроме того, народ страны начал национально-освободительную борьбу против угнетения феодальной Испанией, которая до 40% своих доходов получала за счет эксплуатации Нидерландов. Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнёт испанского абсолютизма, эксплуатировавшего экономически и угнетавшего политически Нидерланды в интересах реакционного испанского дворянства и династии Габсбургов. Главной опорой испанского абсолютизма и феодального строя в стране служила католическая церковь; социально-политические требования революционной части нидерландской буржуазии и народных масс облекались в форму реформационного учения — кальвинизма.

Гнёт испанского абсолютизма стал особенно нетерпимым при короле Филиппе II (с 1556). Ряд тяжёлых ударов был нанесён экономике страны: введена разорительная для нидерландской шерстоткацкой промышленности пошлина на ввозимую испанскую шерсть, нидерландским купцам был закрыт доступ в испанские колонии и др. В стране начали вводиться испанские абсолютистские порядки, в ней были расквартированы испанские войска. Политика испанского правительства пагубно сказывалась на экономическом развитии страны, обрекала народные массы на голод, нищету и бесправие.

Испанский король Филипп II (1527-1598) ввел в Нидерландах инквизицию и беспощадно преследовал еретиков. Все это вызывало волнения в стране. В городах происходят вооруженные столкновения с испанскими солдатами. В 1566 г. вспыхнуло народное восстание, в Нидерландах началась буржуазная революция. Попытки Филиппа II казнями и зверствами пресечь сопротивление нидерландского народа не сломили его волю к борьбе. Политика Филиппа II вызвала выступление оппозиционно настроенных слоев нидерландского дворянства и аристократии, руководимых принцем Вильгельмом Оранским, графами Эгмонтом, Горном и др. Основные вехи революционных событий: народное иконоборческое восстание 1566 г. в южных провинциях(Атмосфера в Нидерландах была напряженной в связи с восстанием лидеров кальвинистов, голода после неурожая в 1565 году и экономических трудностей в связи с Северной войной. В начале августа 1566 года монастырская церковь в Стеенворде во Фландрии (в настоящее время в Северной Франции) была разграблена под предводительством проповедника Себастьяна Матте. За этим инцидентом последовал ряд аналогичных беспорядков во Фландрии, и вскоре Нидерланды стали ареной массивного иконоборческого движения кальвинистов, которые врывались в церкви и другие религиозные здания, оскверняли и разрушали статуи и изображения католических святых по всей стране.); всеобщее восстание 1572 г. в северных провинциях( захват Итальянскими войсками мирного и незащищенного города Брила, означавший фактическую победу над Северной Голландией ); восстание в 1576 г. в южных провинциях(наталкнувшись на ожестаченное сопротивлении е со стороны галандцев, а также ведение войны на 2 фронта в конечном счета разорило Испанию. Она объявила себя банкротом и не смогла выплатить деньги наемникам воюющим за нее на территории Голландии в ноябре 1576 года испанские войска разграбили Антверпен-один из городов Голландии -погибло около 8000 человек. Эта так называемая «Испанская ярость» укрепила решимость повстанцев в 17 провинциях взять свою судьбу в собственные руки.В 1576 году Нидерланды заключили внутренний договор (Гентское умиротворение), в котором провинции провозгласили религиозную терпимость и обязались вместе бороться против испанских сил); создание Утрехтской унии в 1579 г(6 января 1579 года, устав от агрессивного кальвинизма северных провинций, некоторые южные провинции (Артуа, Хайнаулт и так называемая Валлонская Фландрия) подписали Аррасскую унию, выражая свою лояльность по отношению к испанскому королю. Это означало отказ от цели общей независимости 17 провинций нижней Голландии на основе религиозной терпимости, сформулированной в Гентском умиротворении.

23 января 1579 года в ответ на Аррасскую унию Вильгельм объединил северные провинции Голландии, Зеландию, Утрехт, Гронинген, Гельдерн в Утрехтскую унию. Южные города, такие как Брюгге, Гент, Антверпен и Брюссель присоединились к Утрехтской унии. 17 провинций были разделены на южную группу лояльных к испанскому королю и мятежную северную группу)

Завершилась Нидерландская буржуазная революция освобождением от испанского господ-ства северных провинций и образованием буржуазной республики Соединенных провинций, хотя Южные Нидерланды Филипп II удержал под своей властью. Семь провинций объединились в од-но государство с общим правительством, казной и армией. Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция. Новое государство стало называться Голландией.

Теория естественного права. Г. Гроций. «О праве войны и мира». Оценка догосударственного этапа развития общества. Предел полномочий государства и права граждан: Основные труды: «О праве войны и мира»1625 г-3 книги в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права т.е.

- право собственности

- право на совершение действий необходимых для приобретения средств существования

- право лиц, изгнанных из места своего постоянного жительства, проживать под властью любого государства

- право занимать любую свободную\не занятую ни кем землю

- право пользоваться всем общественным имуществом в случае нужды, но при условии предоставления для общества в данном случае всего что есть у тебя и т.д

«о праве войны и мира»: война не противоречит естеств.праву т.к. по природе каждый является защитником своего права, однако существуют 2 вида войн: справедливые и несправедливые. Причиной справедливой войны м.б: оборонительные войны, война для сохранения целостности гос., война для защиты имущества. Несправедливые войны: захватнические войны, войны в целях овладения чужим имуществом, в целях покорения народов.

Его политико-правовые взгляды изложены в таких трудах как: «о праве добычи»1609 г; «о древности и строе Батаевской республики»1610 г.,»введение в изучение права Голландии» 1613г.

Г.Гроций - голландский юрист, историк и политик (1583—1645), идеолог голландской буржуазной революции. Его значение состоит в том, что он положил начало обособлению естественного права от богословия и ввёл в эту область рационалистическую методу. Он делит право на «естественное право» и «волеустановленное право»(т.е.право возникающее путем установления, в частности установление государства путем договора. Виды: божественное право, гос.законы, право народов, оно должно соответствовать предписаниям естеств.права).

Естественное право -это неизменная часть, имеющая разумно-естественный характер «голос здравого смысла» главная цель естественного права –соображение полезности и поддержания согласия между гражданами. К сфере ест.права принадлежат: жизнь, достоинство и собственность личности. Философским основанием его естественно-правовой теории является рационалистическое мировоззрение. Решать социально-правовые конфликты призван ratio. Разум имеет общекритическое и всеоценивающее значение, это «свет разума», а не божественное откровение, он является верховным судьей. Гроций, как и другие гуманисты и рационалисты Ренессанса, говорит о «двойственной истине». Он признает божественное право и право человеческое. Этот подход с точки зрения тогдашних исторических условий был шагом вперед, который освобождает, эмансипирует человека от гегемонии монопольного права, представляемого церковью.

В человеческом праве Гроций различает гражданское (ius сivilе) и естественное (ius naturale) право. Гражданское право возникает исторически, обусловлено политической ситуацией; естественное право вытекает из естественного характера человека и является не предметом истории, а философии. Сущность естественного права заключена в общественном характере человека (как у Аристотеля), из чего вытекает необходимость общественного договора, который люди заключают для обеспечения своих интересов и образуют таким способом государственный союз.

Догосударственная стадия жизни характерезуется Гроцием как «естественное состояние». В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди прибывали «в великой простоте»,находились между собой в «некоторой чрезвычайной взаимной привязанности» и пользоались «общностью имущества».Постепенно с развитием общества и появление нового «изысканного» образа жизни, появились и человеческие пороки, произошео переход от первобытной общности имущества к распределению сначала движемого, а потом недвижемого имущества. Между людьми ослоабли связи справедливости и взаимной привязанности, появилась частная собственность. Для защиты этой, порой не честно распределенной, частной собственности, людям пришлось объединится в государство. Но не по «Божьему повелению,но добровольно. Убедившись в невозможности самостоятельно защищать свое имущество и т.д. По Гроцию государство-это соглашение большинства против меньшинства. Т.е. союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

Признаком государства является верховная власть, функции которого были: издание законов, назначение должностных лиц, правосудия. О формах правления он говорил следующее: «каждая форма правления имеет общественный договор, поэтому носителем является одно лицо или группа лиц, обладающие атрибутами верховной власти т.е.:
1. Народ может изменить форму правления, если это право оставлено за ним общественным договором.

2.народу принадлежит верховная власть, а государи которые злоупотребляют властью надо казнить

3.права граждан на сопротивление прекращаются с заключение соглашения об учреждении государства. «закон о непротивлении»-отступление от которого крайне необходимо, и при условии, что оно не принесет величайших потрясений.

Б. Спиноза. «Богословско-политический трактат». Естественная теория происхождения государства и права. Взаимодействие населения и власти. Пределы государственной власти и свобода человеческой мысли. Б.Спиноза о формах государственного устройства:

Баруха(Бенедикт) Спиноза(1632-1677).Основные труды: «Богословско- политический трактат» 1670; «этика,доказанная геометрическим методом»1675; «политический трактат» 1677 г.

Самая значисая категория у Спинозы- это «мощь»

Спиноза - защитник совести и веротерпимости. Спиноза о трех формах государства: монархии, аристократии, демократии; о федеративной форме аристократической республики как предпочтительной форме. Спиноза за мирное существование государств: война должна вестись в целях мира, государства должны оказывать взаимопомощь друг другу.
Естественное право - необходимость, в соответствии, с которой существует природа. Он считал необходимым рассматривать человеческое действие и влечение к форме теоремы. Он выделял три формы правления: монархия, аристократия и демократия. Из них он выделял демократию. Демократическое государство более естественное и приближается к свободе, которую природа дает каждому. «Демократия - народная форма верховной власти». Концепция Спинозы первая в идеологии нового времени теоретическое обоснование демократии. Политико-правовые учения Спинозы были определенным шагом к достижению сущности государства и права. Пределы госуд.власти:- государство.

Подданные:

-Как бы не хотело не может контролировать каждого человека, поэтому люди вольны делать то, что они считают правильным т.е. у них есть их естественное право и от их решения все зависит.

-С.отвергал права подданных по политическому праву(сопротивление властям, заговоры, толкование законов). Оставляя за ними только полную свободу в естественных правах

-исключением является только право народа на восстание против тирана, нарушающего заключенный договор образования государства.

Государство же:

-Должно творить полезные, разумные дела для всех, а не насилие и произвол т.е. должно опираться на разум

-государство свободно в своих действиях в пределах необходимости, дарованной ей природой

-когда же государство делает что-то вразрез разуму, то оно «грешит» и не полит.праву, а по праву природы т.к. оно должно хранить правила ради себя

-но т.к. государство должно сохранять причины уважения и страха. То оно должно «открыто нарушать и презирать им же самим изданные указы».

-кроме этого предел государства обусловлен природой подданных- насколько они боятся его угроз и любят гражданское состояние.

-предел государства очертан естественными,неотчуждаемыми правами индивидов

-необходимость учета общественного мнения

Формы государства:он освещал с т.з. наилучших форм верховной власти т.е. степень обеспечения в нихцели гражданского состояния-мира и безопасности. В зависимости от этого государства различаются:

-монархия

-аристократия

-демократия(к ней он больше всего тяготеет, однако признает что для его времени приемлемы некоторые аспекты монархии и аристократии)

Всякую власть приобретенную путем завоевания и порабощения народа он отвергает, ничего не говорит о тирании,хотя и часто на нее ссылается в своей работе.

В «Богословско- политическом трактате» отражены идеи об основах государства, о естественном и гражданском праве каждого и о праве верховной власти.А так же: 1.Тайна монархического правления: держать народ в покорности с помощью страха, который называется религией. Ведь люди из-за неуверенности в своем будущем подвластны суевериям. Страх - причина суеверия.

2 Чего хотят люди:

познать вещи (разум). Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;

владеть своими страстями (добродетель). Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;

· спокойной жизни и здоровья - средства для этого зависят от внешних причин и называются "счастьем".

· 3.Цель общества и государства:

· обеспечить это "счастье", не превращать разум человека в автомат, а обеспечить, чтобы его душа и тело функционировали, не страшась опасности, а люди свободно пользовались своим разумом.

· Цель государства достигается исполнением всех законов.

· Цель государства - свобода человека.

Цель верховной власти - удержать человека в границах разума, так как люди склонны руководствоваться страстями. Верховная(СУВЕРЕННАЯ)власть-это естественное право государства

4. Законы:

что не может быть запрещено, то должно быть допущено (смотрите главу ХХ);

чтобы закон был разумным, он должен быть принят большим количеством/собранием людей;

действия и законы природы исходят от Бога. Природа есть целостность, определенный порядок, установленный Богом. Человек - часть природы, божественного мира, который подчиняется общему порядку. Все, что против природы - это против Бога. Глупцы требует противоприродного чуда как доказательства божественного бытия, на самом деле проявление Бога - в том, что все совершается так, как он задумал, согласно природе.

Виды законов в зависимости от воли:

законы природной необходимости: их санкционирование зависит от воли человека;

право - законы, которые произвольно созданы человеческой волей.

Виды законов в зависимости от сферы волеизъявления:

человеческий закон - регулирует образ жизни, который служит для охраны жизни государства;

a. природный божественный закон - неотчуждаемое право человека. Его цель: высшее благо - познание Бога - разум и его усовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом.

5. Природное/естественное состояние человека:

· каждый индивид имеет верховное природное право на существование и деятельность согласно своей природе. Верховное право определяется не здравым смыслом (природным божественным законом), а желанием индивида и его мощью. Природное право - мощь - способность любой части природы к самосохранению;

· в этом состоянии все равны - разумные и неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в нем не существует ни религии, ни закона.

6.Общественный договор:

· люди пришли к соглашению, что они коллективно владеют своим природным правом (или делегируют его монарху). Коллективное право определяется на основании мощи и воли всех вместе, и тут все руководствуются разумом;

· "никому не делать того, чего не желаешь себе", "защищать право другого как свое";

· общество имеет высшее природное право на все, каждый должен ему покоряться - 1) под страхом большего зла - наказания или 2) добровольно, по решению разума, надеясь на большее благо;

· Именно боязнь зла/надежда на благо заставляют человека придерживаться договора;

· природное право не передается полностью, граница - природный божественный закон - свобода мысли, суждения, слова каждого подданного;

· нарушение прав, исходящих из договора, возможно только между частными лицами, apriori невозможно подданным перетерпеть нарушение своих прав от верховной власти, ибо ей по праву мощи все дозволено;

· Свобода - в том, чтобы жить, руководствуясь только разумом.

7. Верховная власть-это та власть, которая устанавливается свободным народом:

· верховное право над всем принадлежит тому, кто имеет верховную власть - апппарат принуждения и наибольшую мощь. Право вреховной власти определяется ее мощью;

· граница государственной власти - она не должна делать того, что подрывает ее авторитет или вызывает повальное возмущение подданных;

· государство не имеет фактической мощи заставить человека думать и говорить то, что ему необходимо. Следовательно, государство не имеет права на это;

· государственная власть - носитель коллективного разума. Следовательно, ее прерогатива - определять, что полезно обществу. Следовательно, каждое государство должно управляться только по решению верховной власти;

· верховная власть имеет верховное право над религией. Верховная власть и религия подчиняют себе поступки человека, но каждый человек имеет свободу мысли и слова. Губительно и для государства и для религии, когда священнослужители занимаются управлением.

· Свобода граждан определяется приказами верховной власти и защищается только ее авторитетом;

· Итак, важные компоненты верховной власти: мощь и авторитет.

· Только верховная власть решает, что есть добро. А что зло

· Она не связывается никаким законом, но все должны ей повиноваться

· Все и во всем обязаны ей повиноваться и исполнять ее указы, даже если она повелевает величайшую глупость

8. Принцип политики: форму любого существующего правления необходимо сохранять каждому государству, иначе - в случае перемен - есть риск полностью разрушить государство.

9. Справедливость: твердая и постоянная воля признавать за каждым его права. Несправедлив тот, кто действует так как велик закон, потому что боится виселицы.

11.Зло в политике:

· государство должно управляться только верховной властью. Поэтому зло - если некто по своей воле и без ведома верховной власти начнет исполнять общественные дела;

· насильственное правление - то, которое посягает на мысли людей;

· мятежные мысли - те, с принятием которых уничтожается общественный договор;

· нарушение закона;

· враг государства - всякий, кто не признает власть государства как подданный или союзник.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом, что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с "мощью" – способностью любой части природы к самосохранению: "Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь". Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642 – 1649 годов: В середине XVII в. произошла революция в Англии. Для идеологии различных политических группировок, выступавших в годы революции (1642–1649 гг.), характерно использование религиозных форм. Идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Одним из требований революции была “чистка” англиканской церкви от остатков католицизма; поэтому противники короля назывались пуританами (от английского pure или от латинского purus – чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи революции использовали положения теории естественного права, ссылались на прирожденные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

В процессе развития революции выявились различия интересов участвующих в ней классов, их разные представления о целях и задачах общей борьбы против сословно-феодального строя, государства и права. Этим обусловлены различия основных направлений политико-правовой идеологии, выразившиеся преимущественно в программных требованиях и наложившие отпечаток на способы их обоснования.

Теория естественного права в целом отвергалась сторонниками короля, которые ссылались на священное писание (“нет власти, кроме как от бога”).

Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них – “Левиафан, или материя, форма и власть государства” (1651 г.).

Ведущей партией революции были индепенденты (independent – независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Мильтона (1608–1674 гг.). Мильтон защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеологов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что государство создано по велению бога общественным соглашением народа, который, в силу прирожденной свободы людей, имеет право управлять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и сановников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их власть от бога, то от бога же и свобода народа, власть которого первична, основана на прирожденных правах. Король же, правящий тиранически, – нарушитель договора и законов. Когда тирана судят вместо того, чтобы просто убить, – это проявление кротости и милосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал революцию и казнь короля.

В целом индепенденты не были сторонниками широкой демократии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную монархию, затем (после 1649 г.) республику с цензовым избирательным правом. В выступлениях “грандов” (так называли высших офицеров, сторонников Кромвеля), практических политиков и руководителей этой группировки, содержится характерная аргументация против демократических программ. Наиболее ясно и конкретно позицию индепендентов вырячил в дискуссии с левеллерами зять Кромвеля генерал-комиссар Генри Айртон (1611–1651 гг.). “Все главное, о чем я говорю, сводится к необходимости считаться с собственностью. Ведь она является важнейшей основой всего королевства, и если вы, – обращался он к левеллерам, – уничтожите ее, вы уничтожите все”.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (leveller – уравнитель). Группа идеологов, получившая это название, сложилась в конце первой гражданской войны; ее опорой являлись солдаты армии, требовавшие продолжения революции, демократизации государства, обеспечения прав и свобод народа.

Одним из идейных лидеров левеллеров был Джон Лильберн (1613, 1614 или 1618–1657 гг.). В многочисленных памфлетах, петициях, проектах и письмах он ссылался на “божье слово”, разум и естественное право. Последнее занимает стержневое место в его доктрине, причем толкуется более как прирожденные права англичан.

Не менее существенны протесты вождей движения против наименования их левеллерами(****), их резкие выпады против “жалких диггеров” (см. далее), возражения против “невероятных слухов, что будто мы хотим уравнять состояния всех людей”. Боязнь поколебать отношения собственности сказалась и в том, что в проекты “Народного соглашения” были включены специальные запреты народному представительству упразднять собственность и делать все имущества общими. Левеллеры предлагали карать за одно лишь предложение закона об уравнении собственности как за государственную измену.

В процессе развития революции все более активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и собственности, собственности, государства и права. В разгар второй гражданской войны своеобразное решение этого вопроса предложили истинные левеллеры, или диггеры. Памфлеты истинных левеллеров появились еще в 1648 г. В них осуждались не только монархия, но и весь общественный строй Англии, основанный на имущественном неравенстве и частной собственности на землю, созданной норманнами-завоевателями. Поначалу истинные левеллеры надеялись на силу проповеди и примера. В 1649 г. они создали коммуну на холме св. Георгия и стали сообща вскапывать под огороды общинные земли; поэтому их прозвали “диггеры” (digger – копатель).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.