Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Гегеля о государстве и праве




Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма.

Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбинген-ского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения: “Феноменология духа” (1807 г.), “Наука логики” (1812–1816 гг.), “Энциклопедия философских наук” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “Философия права” (1821 г.).

Исходным методологическим принципом его доктрины являлось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаимосвязи. “Истинное действительно только как система”, – подчеркивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика – метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диалектику единственно истинным способом познания.

Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала свою совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько” учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

“Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета”. Теория права, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права – единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности.

В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и государства как сугубо умозрительные, априорные конструкции разума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тождество субъективного (познавательного) и объективного моментов. “Истиной в философии называется соответствие понятия реальности”. Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства. “Наше произведение, – писал Гегель в “Философии права”, – поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть...”

Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”.

В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо противоположные интерпретации. Представители леворадикальных течений нередко использовали его при обосновании идей переустройства общества на разумных началах, тогда как идеологи консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяющий оправдать существующие порядки. Совершенно иной смысл вкладывал в это положение Гегель. Под действительностью здесь понимается не все существующее в обществе, а лишь то, что сложилось закономерно, в силу необходимости. Действительность, пояснял философ, “выше существования”. В произведениях Гегеля речь шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. “Познание того, какими предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи”. Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма (от лат. еssentiа – сущность).

Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы – противопоставления естественного права положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, “всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью”. Гегель продолжал использовать термин “естественное право”, однако употреблял его в особом значении – как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. “Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным”. Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.

Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. “Система права есть царство реализованной свободы”, – указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина – соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности – согласована с необходимостью.

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, поднимавшей весь спектр вопросов относительно положения человека в обществе.

Процесс утверждения всеобщей свободы составляет содержание всемирной истории. На страницах “Философии права” Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпоху, т.е. в Новое время (историческое развитие свободы он прослеживал в философии истории). Будучи теоретической наукой, философия права освещает концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. В соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается здесь как логическое развертывание самой идеи права, как восходящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным – более глубоким и полным. Гегель при этом специально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической последовательностью возникновения правовых образований в истории.

Идея права в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.

Первая ступень – абстрактное право. Свободная воля первоначально является сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: “Будь лицом и уважай других в качестве лиц”.

Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.

Основное внимание в этом разделе “Философии права” уделено обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное господство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности человек становится личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собственность самого человека. “В природе вещей, – писал он, – заключается абсолютное право раба добывать себе свободу”.

Гегель отвергает платоновские проекты обобществления имущества и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым.

Вторая ступень в развитии идеи права – мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали – внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения.

На данной ступени свобода проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.

Третья, высшая, ступень осмысления права человеком – нравственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа, человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское общество и государство.

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к современной ему эпохе, а его членов называет по-французски “bourgeois” (буржуа). В “Философии права” подчеркивалось также, что “развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства”.

Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изображает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшиеся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По учению Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантировать общественный порядок. В целом гражданское общество представляет собой объединение индивидов “на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности”.

Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне – собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникающие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упорядочено стоящей над ним политической властью – государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устранены одними правовыми средствами, и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении государство как раз и предстает таким нравственным целым (идейно-политическим единством), в котором снимаются противоречия, имеющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность гражданского состояния, указывал философ, “может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства”.

Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.

С объективной стороны государство представляет собой организацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мнению, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.

Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя – палата депутатов – избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

Представительство граждан в законодательном органе необходимо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства “в отношении законности”.

Княжеская власть объединяет государственный механизм в единое целое. В благоустроенной монархии, по словам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное “я хочу”.

С субъективной стороны государство является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы должны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство – это шествие бога в мире; “его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю”.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор остаются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий.

 

32. Становление политической мысли в США

Специфика формирование американского общества. Роль протестантизма в складывании отношений власти и гражданина. Конфликт поселенцев с Короной. Война за независимость.Политические и правовые взгляды «отцов-основателей» США. «Декларация независимости США». Идейно-политическая борьба в процессе перехода от конфедерации к Федерации. Образование двух идейно-политических лагерей – республиканцев (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и федералистов (А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Вашингтон). Т. Джефферсон. Декларация независимости. Обоснование республиканского строя и ослабления центральной власти формирующейся страны. Д. Мэдисон. Борьба за укрепление федерации, ограничение прямой демократии. А. Гамильтон. Аристократические тенденции его проекта реформирования политической системы США. Реализация их политических представлений в Конституции США 1787 г. «Билль о правах» 1791 г. Развитие идей демократии, принципа разделения властей, прав человека и прав народа.

Специфика формирование американского общества. Роль протестантизма в складывании отношений власти и гражданина. Конфликт поселенцев с Короной. Война за независимость. Политические и правовые взгляды «отцов-основателей» США. «Декларация независимости США». Идейно-политическая борьба в процессе перехода от конфедерации к Федерации. Образование двух идейно-политических лагерей – республиканцев (Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн) и федералистов (А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Вашингтон). Т. Джефферсон. Декларация независимости. Обоснование республиканского строя и ослабления центральной власти формирующейся страны. Д. Мэдисон. Борьба за укрепление федерации, ограничение прямой демократии. А. Гамильтон. Аристократические тенденции его проекта реформирования политической системы США. Реализация их политических представлений в Конституции США 1787 г. «Билль о правах» 1791 г. Развитие идей демократии, принципа разделения властей, прав человека и прав народа.

 

Коренные жители Америки появились около 14 тыс лет назад. Племена материковой части Северной Америки были разобщены и периодически враждовали друг с другом. С прибытием европейцев началась колониальная история США. началась колонизация Америки англичанами и французами, испанцы уже прочно обосновались во Флориде и на американском юго-западе. Власть и влияние испанцев в Новом Свете стали приходить в упадок после поражения в 1588 испанской Непобедимой армады. В декабре1620 года на Атлантическое побережье Массачусетса прибыл корабль «Мэйфлауер» со 102 пуританами - кальвинистами. Это событие считается началом целеустремлённой колонизации англичанами континента. Они заключили между собой соглашение, получившее название Мэйфлауэрского. В нём нашли отражение в самой общей форме представления первых американских колонистов о демократии, самоуправлении и гражданских свободах. На протяжении 75 лет после появления в 1607 году первой английской колонии Виргиния возникло ещё 12 колоний В своем начале, Соединенные Штаты Америки состояли только из Тринадцати колоний, которые состояли из штатов занимавших эти земли когда они были Британскими колониями.

 

Первые колонисты Северной Америки не отличались ни едиными религиозными убеждениями, ни равным социальным статусом. тем временем американская промышленность (главным образом в северных колониях) достигла значительных успехов. Особенно американские промышленники преуспели в постройке судов, что позволило быстро наладить торговлю с Вест-Индией и тем самым найти рынок сбыта для отечественной мануфактуры.

Английский парламент счел эти успехи настолько угрожающими, что в 1750 году издал закон, запрещающий строить в колониях прокатные станы и железорезательные мастерские. Внешняя торговля колоний также подвергалась притеснениям. В 1763 были приняты законы о судоходстве, по которым товары разрешалось ввозить и вывозить из американских колоний только на британских судах. Кроме того, все предназначенные для колоний товары должны были грузиться в Великобритании, независимо от того, откуда их везли. Таким образом метрополия старалась поставить всю внешнюю торговлю колоний под свой контроль. И это не считая множества пошлин и налоговых сборов на товары, которые колонисты собственноручно ввозили домой.

Ко второй половине XVIII века население американских колоний все явственнее выступало как общность людей, находившихся в конфронтации с метрополией. Значительную роль в этом сыграло развитие колониальной прессы. Первая американская газета появилась в апреле 1704 года, а к 1765 их было уже 25. Масла в огонь подлил Закон о Гербовом сборе, тяжело ударивший по американским издателям. Недовольство проявляли и американские промышленники и торговцы, крайне недовольные колониальной политикой метрополии. Присутствие английских войск (оставшихся там после семилетней войны) на территории колоний также вызывало недовольство колонистов. Все чаще звучали требования о предоставлении независимости. карательная акция против Бостона не только не усмирила мятежников, но и послужила всем американским колониям призывом сплотиться воедино для борьбы за независимость.

I Континентальный конгресс (1774 г.) – 55 представителей всех колоний, кроме Джорджии. Сформулировали требования к метрополии. принял Декларацию прав: источниками права колонистов объявлялись “законы природы, британские конституционные установления и колониальные хартии”. Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естественными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что “права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов”.

Протестантизм способствовал развитию капитализма в Америке. система городских свобод, цеховая организация ремесла, сосуществовавшая с территориальной, собственно городской организацией и закладывавшая основы добровольного выбора индивидом той или иной социальной общности. Человек становится центром всей системы ценностей, а личность рассматривается как источник естественного права.

Отцы́-основа́тели США - группа американских политических деятелей, сыгравших важную роль в основании американского государства, в частности, в завоевании независимости и создании принципов новой политической системы.Обычно членами этой группы считают делегатов континентального конгресса, лиц, подписавших Декларацию независимости или конституцию США, а также некоторых других. В частности, это Д. Вашингтон, Т. Джефферсон, ДЖ. Адамс, Дж. Мэдисон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Т. Пейн, Дж. Джейн (первый председатель Верховного суда США, дипломат).

 

США как независимое государство возникли в результате войны за независимость 1775–1783 гг. английских колонистов против метрополии. Почти во всех колониях стали появляться организации называвшие себя Сынами свободы. Они сжигали чучела и дома английских должностных лиц. Среди лидеров Сынов свободы был Джон Адамс — один из отцов-основателей США и будущий второй президент страны.

15 мая 1776 года по предложению Самюэля Адамса конгресс официально санкционировал образование независимых от Англии штатов. Конституции штатов расширяли демократические права населения. Почти повсеместно были приняты «билли о правах», которые провозглашали свободу слова, совести, собраний, неприкосновенности личности и т. д. Следует добавить, что принятие новых конституций во всех штатах знаменовало собой важный шаг революционного значения. Эти конституции уничтожали привилегии земельной аристократии, запрещали взыскивать фиксированную ренту и ликвидировать другие пережитки феодализма. Политическая власть перешла в руки национальной буржуазии и плантаторов.Декларация независимости США исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, принят единогласно Вторым Континентальным конгрессом4 июля1776 года в Филадельфии. был изъят раздел, который осуждал рабство и работорговлю. Он был вычеркнут в угоду Южной Каролине и Джорджии, которые никогда не пытались ограничить ввоз рабов, а напротив, намеревались продолжать работорговлю.

Самым известным примером перехода от конфедерации к федерации являются США. Бывшие английские колонии — американские штаты, объявившие себя независимыми, подписали документ — "Статьи Конфедерации" и с 1781 по 1789 гг. были Конфедерацией со всеми свойственными ей атрибутами: договорной основой отношений, сохранением государственной независимости за государствами-членами, возможностью свободного выхода, отсутствием общего гражданства, наличием собственной финансовой системы, воинских подразделений, ограниченным кругом вопросов, отнесенных к ведению высших органов конфедерации, с последующим утверждением (ратификацией) принятых ими решений субъектами конфедерации. Переход от конфедеративной формы организации к союзному государству в США и в других странах был во многом обусловлен центростремительными тенденциями в политическом, а главное — социально-экономическом развитии бывших суверенных государств-членов конфедерации. слабость конфедерации: Статьи Конфедерации предоставляли центральным органам минимальные полномочия, при голосовании в Конгрессе Конфедерации (высший орган власти) по любому вопросу требовалось единогласное согласие всех штатов, так что один штат мог заблокировать любую инициативу.

Б. Франклин: за самоуправление и полит самоопределение северо-американских колоний. Предлагал установить военно-полит союз колоний. Не реализовано из-за разобщенности колоний. Идея названия гос-в - state.

Т. Пеин радикальный представитель демократической политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. «Здравый смысл» - несовершенство англ строя. Первым поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. После начала революции во Франции Пейн публикует работу “Права человека”, в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю – земля была “общей собственностью человеческого рода”. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных является следствием появления частной собственности (у идейного противника Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное происхождение). в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал освобождения рабов. Гос-во создается по общественному договору →народ имеет право на революцию и восстание. Монархическая форма – старая: передача власти по наследству – узурпация народного суверенитета. Выход – республиканская форма: народное представительство, верховной властью должен обладать законодательный орган, избираемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей. Предложил название США.

Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. в закреплении в Конституции системы “сдержек и противовесов” он справедливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции он видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в штатах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок полномочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал коллегиального. Возражал он и против наделения президента правом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само определять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию.

 

Т. Джефферсон сторонник общественного договора→ народный суверенитет и равенство граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этой идеей он привлек широкие массы к Воне за независимость. автор проекта Декларации независимости 1776г. – конституционного документа, который обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. Правительство создается народом, существует по согласию народа, народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления, существующее правительство. в Декларации среди неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося в Декларации прав I Континентального конгресса (влияние Пейна).

Федералисты фактически представляли интересы крупной торговой и промышленной буржуазии и плантаторов. республиканцы выражали устремления малоимущих и неимущих слоев населения – фермеров, мелких предпринимателей и торговцев, наемных рабочих.

А. Гамильтон: его идеи оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г. лидер федералистов: Только сильная центральная власть способна создать прочное государство и не допустить дальнейшего развития демократического движения масс, возросшего после победы в Войне за независимость. выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. конституционное устройство английской монархии Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США. логика освободительной борьбы колоний вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. Президент должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительный орган законодательной власти. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества имеет, по утверждению Гамильтона, естественное происхождение и неустранимо. Богатым и, следовательно, просвещенным по самой природе принадлежит право быть представленными в высших государственных органах. Только они способны обеспечить стабильность политического строя.

Дж. Мэдисон Участвовал в Войне за независимость 1775—83. Был автором проекта, положенного в основу американской конституции 1787. Выступил в печати с серией статей в защиту новой конституции, за расширение власти центрального правительства. Начав свою деятельность сторонником федералистов, примкнул затем к республиканцам и возглавил в конгрессе их правое крыло. Выделял препятствия, сохраняющие от тирании большинства: форма гос устройства должна обеспечивать представительство институтов всей страны, представительная форма демократии, ограничение полномочий властных структур определенными сроками. За разделение властей, законодательная власть должна быть разделена на 2 палаты. В 1801—09 государственный секретарь в правительстве Т. Джефферсона. В 1809—17 4 президент США. В первый период деятельности на этом посту М. занимался главным образом внешнеполитическими проблемами, связанными с англо-американской войной 1812—14. В последние годы президентства выступал за всемерное развитие промышленности США.

Д. Вашингтон: первый президент Соединённых Штатов, Отец-основатель США, главнокомандующий Континентальной армии, участник войны за независимость, создатель американского института президентства. Неудовлетворённый статьями конфедерации, Вашингтон был избран председателем Конституционного конвента, выработавшего в 1787 годуКонституцию Соединённых Штатов. В течение всего своего правления он постоянно демонстрировал уважение к Конституции, стараясь способствовать развитию самосознания американского народа [3]. Вашингтон содействовал улучшению механизмов функционирования трех ветвей власти, закладывал основы политического устройства США.

Конституция США была принята 17 сентября1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью. провозглашает принцип разделения властей между законодательной (2х палатный Конгресс), исполнительной (Президент: не более 2х сроков) и судебной (Верховный суд и нижестоящие суды) ветвями, равенство штатов Штатам даются широкие полномочия в области законодательства. выделяется пять целей Конституции:

· Обеспечение лучшей кооперации между штатами

· Гарантия справедливости и общественного порядка

· Обеспечение защиты от внешних врагов

· Обеспечение процветания населения

· Защита свобод в настоящем и в будущем

Обоснование республ строя: Конституция США - федеральной республики - включает перечень властных прерогатив, от которых составляющие республику штаты отказались и передали центральному правительству. Штаты приняли собственные конституции, где закреплены суверенитет и полнота власти во всех вопросах, кроме тех, решение которых они делегировали центральному правительству. в ведении центральной власти -оборона, международная торговля. Мэдисон писал:

Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности

Билль о правах — неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина. Поправки были предложены Дж. Мэдисономв1789 г. на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря1791 года. Это: гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилища, на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 года. они стали составной частью Конституции США под общим неофициальным названием Билль о правах. Основным автором проекта был Мэдисон, но в подготовке и принятии документа важную роль сыграл также Томас Джефферсон. В проект Билля о правах входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была ратифицирована (хотя де-факто подобный принцип применяется и поныне). Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала Двадцать седьмой поправкой. 10 поправок: Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции, Право хранить и носить оружие, Запрет на размещение солдат в частных домах без согласия владельца, Запрет произвольных обысков и арестов, Гарантии надлежащего уголовного процесса, запрет повторного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение, право не свидетельствовать против себя, гарантии при реквизициях, Права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных, Право на суд присяжных в гражданских делах, Запрет чрезмерных залогов и штрафов, жестоких и необычных наказаний, Перечисление прав в Конституции не должно трактоваться как умаление остальных прав, Полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых штатов, сохраняются за штатами и гражданами.

 

33. Спектр политико-идеологических учений Европы в XIX веке

Английский либерализм. Свобода и права человека. Гибкий подход к вопросу о формах государственного правления. И. Бентам как теоретик морали и права, представитель утилитаризма. Проект политической реформы английской системы управления. Дж. С. Милль и его трактат «О свободе». Угроза свободе со стороны тирании «общественного мнения», или взглядов большинства. Индивидуальность как высшая ценность. Милль о тенденции наступления государства на гражданское общество, о расширении масштабов и влияния демократии. Французский либерализм и его особенности: смягчение антиклерикализма, уменьшение интереса к республиканской форме правления и идеалам непосредственной демократии как реакция на эксцессы якобинского террора. А. де Токвиль – защитник и критик демократии. Консервативная идеология как реакция на революционные потрясения. Э. Берк., Ж. Де Местр. Государство как результат естественного развития. Монархическая утопия. Иерархическая система как основа развития общества. Историческая школа права. Социалистическая идеология. Утопический социализм. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и их проекты справедливого общественного устройства. Марксистская социалистическая идеология. Карл Маркс и Фридрих Энгельс – основоположники «научного социализма». Проблема «развития социализма от утопии к науке». Движущие силы развития общества и смена общественно-экономических формаций. Учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» и другие работы. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом буржуазной демократии, буржуазного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.