Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. Бентам как теоретик морали и права, представитель утилитаризма




Гибкий подход к вопросу о формах государственного правления.

Свобода права и человека.

Английский либерализм.

Последняя треть XVIII в. — время, когда Англия быстро превращалась по главным показателям общественного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Английская политико-правовая мысль по-своему описывала, объясняла и оправдывала происходившие в стране крупные социально-исторические перемены. Едва ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее защиты и поощрения, тема активизма индивида, гарантий неприкосновенности сферы частной жизнедеятельности людей и т. п.

Возобладало убеждение, что поступками индивида как частного собственника движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы. Расчет мог иметь широкий диапазон: от стремления удовлетворить сугубо эгоистический, исключительно индивидуальный интерес до желания разумно сочетать собственную позицию с позицией других индивидов, других членов общества, с тем чтобы в рамках достижения совместного, общего блага добиваться удовлетворения собственных потребностей.

 

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

 

Отношение к формам государственного устройство у всех теоретиков политической мысли не является революционным. Они подвергают критике настоящий государственный строй, но предлагают внести изменения путём реформ. А самые радикальные изменения, по мнению философов. Должны наступить естественным образом.

 

 

Иеремия Бентам (1748—1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе:

1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности.

2) полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи — самый значимый критерий оценки всех явлений.

3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей.

4) максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общественных интересов есть цель развития человечества.

Его политико-юридические взгляды зложены во «Введении в основания нравственности и законодательства» (1789), во «Фрагменте о правительстве» (1776), «Руководящих началах конституционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтологии, или Науке о морали» (1815—1834).

Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконноприсущей ему, об автономном пространстве деятельности, о самоутверждении индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам же предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза.

Не притесняйте индивидов, не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества. Бентам видит в «свободе» некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Свобода и права личности были для Бентама истинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как отвергал вообще школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее воздействием. Французская Декларация прав человека и гражданина, согласно Бентаму, ォметафизическое произведение, части (статьи) которого невразумительные и ложные. Он утверждает, будто, эти «естественные, неотчуждаемые и священные права никогда не существовали... они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...» Резко критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и закона. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что таким образом они придают праву антизаконный смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.