КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика и мораль: соотношение понятий
Эксплицитная эстетика Имплицитная эстетика Эстетическая проблематика начинает формироваться одновременно с формированием философской проблематики. Она задаёт вопрос об источнике красоты в мире, о том, каким образом красота являет себя человеку. В пределах древнегреческой традиции возникает несколько базовых проблем, которые затем разрабатываются всей европейской культурой. Греки разделили бытие на хаос и космос (гармония, упорядоченность мира, симметрия). Человек, по представлениям древних греков, являлся микрокосмом, Вселенная — макрокосмом, и отношения между ними являются отношениями подобия. Так, из древнегреческой философии, возникает тезис об онтологическом происхождении красоты, о красоте как атрибутивном (фундаментальном) свойстве бытия. Одним из первых культурных опытов коллективно-эстетического общества был миф. Эстетика как термин возникает в употреблении Баумгартеном в 1754 году для обозначения стратегии исследования чувственного знания. Первоначально эстетика предполагала постижение способностей чувственного познания (через искусство, сферу человеческий эмоции, но распространилось не только на произведения искусства, но и на природу, сферу человеческих взаимоотношений). В чем различие между этикой и моралью? Хорошо известно, что слова «этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании «морально-этический»); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело — специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание клю- чевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что раз- мытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание — ценность, структура этики, специфика морали и др.). Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов — единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного «этический». Тем не менее заформальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое — весьма существен-ное — различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что «этика» и «мораль» фактически использовались для отображения разных сторон той широ- кой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно «ethos» и «mos» («mores») и которая в русском языке ближе всего передается словами «нравы», «обычаи», «характеры» и т.п. Под «этикой» с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы «Этики») понималась особая специали-зированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного «этоса», причем деятельность не простопознавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, — или ценностно-ориентированная, еслииспользовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа «хорошее — дурное», «добродетельное — порочное», «справедливое — несправедливое» и пр. Собственно, и «мораль» изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципа-ми, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для «морали» эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиесяв структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то «этика» сложилась именно какособая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы иликодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих другс другом жизненных программ.
13. Не основные разделы философского знания: история философии. История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ. Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями. От истории философии как процесса возникновения и развития философского знания следует отличать возникшую еще в древности область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку. Иногда говорят о философии истории философии. Одним из первых историков философии в этом смысле является Аристотель, давший в первой книге «Метафизики» своего рода историко-философский экскурс. В Китае такой одной из первых историко-философских работ является тридцать третья глава сочинения «Чжуан-цзы», а также трактат «Лунь лю цзя чжи яо чжи» («Основные указания о шести школах») историографа Сыма Таня, отца историка Сыма Цяня. В Индии к произведениям, носящим историко-философский характер можно отнести сочинение джайниста Харибхадры (IX—X века) «Шад-даршана-самуччая» («Собрание шести философий»), а также сочинение Мадхавачарьи (XIV век) «Сарва-даршана-самграха» («Собрание всех философий»). В Средние века в Западной Европе первым (и очень популярным, если судить по количеству сохранившихся манускриптов) средневековым произведением, посвященным истории философии стало сочинение «Книга о жизни и нравах философов» («Liber de vita et moribus philosophorum») английского философа Вальтера Бурлея (или Уолтера Бёрли, ок. 1275 — ок. 1345). Основными источниками для этого произведения послужили близкие по теме сочинения Цецилия Бальба (Caecilius Balbus, нач. II века) и Диогена Лаэртского (первая половина III века). В XVII—XVIII веках в Западной Европе появляются профессиональные историки философии и начинается ее систематическое изучение. В Англии автором первой работы по истории философии на английском языке был поэт и ученый Томас Стэнли (1625—1678). В Германии одно из первых сочинений по истории философии («Historia critica philosophiae…» t. 1-5, 1742—1744) было создано Иоганном Якобом Бруккером (1696—1770). Считается, что первую немецкую историю философии ("Compendium historiae philosophicae, 1731) написал его учитель Иоганн Франц Буддеус (1667—1729). В России сочинение И. Я. Бруккера было издано в 1785 году («Сокращенная история философии от начала мира до нынешних времен» М., 1785). Это был сокращенный перевод с французского языка. Первоначально историко-философские работы в России представляли собой обработку сочинений западноевропейских авторов. Например, работа А. И. Галича так и называлась «История философических систем по иностранным руководствам составленная…» (Кн.1-2. СПб., 1818—1819). Тем не менее, этот труд Галича считается во многом оригинальным. Можно также указать на вышедшую в 1837 году работу «Очерк истории философии по Рейнгольду» Ф. Надежина, который в основном следовал истории философии, написанной Э. Рейнгольдом (1793—1855) сыном знаменитого популяризатора философии Канта К. Л. Рейнгольда (1758—1923). В 1839—1840 годах в Казани архимандрит Гавриил (Воскресенский) выпустил в свет шеститомную «Историю философии», шестой том которой был посвящен истории русской философии. В своей работе Гавриил в качестве источников привлек памятники древнерусской письменности и попытался дать систематическое изложение истории русской философии. Так как в изложениях истории философии, опирающихся на переводные издания, истории русской философии не было, то работа архимандрита Гавриила считается первым трудом по истории русской философии. Часть его работы была посвящена рассмотрению восточной философии (в том числе индийской и китайской). В настоящее время в России выходят такие специализированные издания, посвященные истории философии как «Историко-философский ежегодник» (с 1986 года) и ежегодник «История философии» (с 1997 года).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |