Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение общества и некоторые теоретические подходы к его анализу




Что такое общество? Хотя это слово часто используется в повседневной речи (мы говорим об американском французском или японском обществе), не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается. Прежде всего, у него много различных значений: когда мы говорим о "профессиональном обществе", то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, создающих организацию на основе общих интересов. Говоря о "высшем обществе" или "обществе завсегдатаев кафе", мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и ведущих схожий образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, если мы говорим о "российском обществе", имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему, определенное национальное единство.

Например, в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова даны следующие определения общества:

это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собой все другие общественные отношения;

это круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересом и т.п.;

добровольное постоянно действующее объединение людей для достижения какой-нибудь цели;

совместное пребывание с кем-нибудь.

В современной социологии существует точка зрения, определяющая следующие условия, при которых социально-территориальное объединение следует считать обществом:

постоянная территория (например, Россия, Украина, Белоруссия и т.д.) в своих государственных границах;

собственное название и собственная история;

существует дольше продолжительности жизни отдельного человека;

пополнение общества происходит главным образом за счет деторождения;

общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, правила, нравы), называемая культурой;

обладает собственной системой управления.

 

Классификация обществ может быть составлена, например, на основе господствующих в нем религий (например, мусульманское, христианское общество и т.д.), языка (франкоязычное, англоязычное, русскоязычное и т.д. общество). Дж. Ленски и Г. Ленски классифицировали общество в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявляли и другие их черты.

Общество - это система частей (сфер), объединенных в единое целое;

Итак, общество - это сформировавшаяся в процессе исторического развития человечества, относительно устойчивая система связей и отношений людей, поддерживаемая обычаями, традициями и законами, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления благ и ценностей.

Жан Бодрийя́р — французский социолог,культуролог и философ-постмодернист, фотограф.

В работе«Символический обмен и смерть» (1976) Бодрийяр развивает свою концепцию символического обмена. Опираясь на концепции Марселя Мосса и используя эстетику Жоржа Батая, Бодрийяр рисует генезис капитализма из докапиталистических социальных отношений, ставящих в центр не производство, а дарение и обмен.

Ввёл понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка. Основа гиперреальности — симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.

Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Они функционируют по принципу символического обмена.

Современную эпоху Бодрийяр называет эрой гиперреальности — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют. Современную эпоху характеризует чувство утраты реальности. Последним бастионом реальности становится смерть («смерть, пожалуй, единственное, что не имеет потребительной стоимости»). На смерти основана любая власть и экономика. Но в этом случае смерть выступает не сама по себе, а как фантазм (представление). В искусстве Бодрийяр видит критическую и терапевтическую функции по возвращению реальности.

Символический обмен и смерть — социально-философский трактат Жана Бодрийяра, написанный в 1976 году.

Исходной посылкой философа является убеждение в тождестве фрейдизма и марксизма. Символ (желаемое) тождественно надстройке и объединено в понятии гиперреальности. Бессознательное тождественно производственным отношениям. Установив этот факт Бодрийяр деконструирует оппозиции, заявляя, что «принцип симуляции правит нами сегодня вместо прежнего принципа реальности». Знаки уже указывают не на вещи, а на другие знаки. Соотнесенность вещей и знаков утрачена. Этот эффект получил название эмансипации знака или симуляции, которая характеризует современную эпоху. Отсюда Бодрийяр делает вывод, что ни представительная демократия, ни социальная революция в эру симуляции невозможна. Все становится симулятивным, даже труд, который не производит, а социализирует человека.

Порядки симулякров

§ 1 порядок — имитации, чучела, копии, подделки. «Подделка работает пока лишь с субстанцией и формой, а не с отношениями и структурой». Характеристика эпохи Ренессанса.

§ 2 порядок — функциональные аналоги, серии. Характеристика эпохи промышленной революции.

§ 3 порядок — гиперреальность (деньги, мода, ДНК, модель, общественное мнение).

Смерть

§ Понятие смерти занимает важное место в трактате, поскольку она становится главной чертой постмодерна, когда «умерли» Бог, человек, прогресс, искусство и самаистория.

§ Смерть трактуется как фантазм или «неэквивалентный товар», страх перед которой создает иерархию и производство, то есть лежит в основе современной цивилизации. Первобытные люди не знали смерти, поскольку с мертвыми продолжалось ритуализированное общение как с живыми. Смерть трактуется как привилегия человека, ибо в смертной казни животных мы видим нечто отвратительное.

§ Изначально труд и эксплуатация появились как отсроченная смерть военнопленного. Бодрийяр повторяет рассуждение Гегеля о том, что «господин присваивает чужую смерть, а сам сохраняет право рисковать своей жизнью».

§ Однако цивилизация маскирует смерть, похоронные церемонии уходят в прошлое. Смерть вытесняется, как некогда вытеснялся секс.

§ Между тем борьба со смертью порождает «третий возраст», когда все большее число нетрудоспособных людей оказываются на иждивении у государства и своих детей. «Увеличение средней продолжительности жизни привело лишь к дискриминации старости».

§ Смерть понятая как жертвоприношение (авария, теракт) социализирует людей.

Самым радикальным протестом против существующего порядка Бодрийяр называет самоуничтожение, которое он в последних главах опоэтизировал как «процесс истребления смысловой ценности».

 

Этим предполагается такой тип обмена, где больше не господствует запрет на инцест и закон Отца, как он господствует в знакомом нам типе обмена (экономического и языкового), основанном на ценности и достигающем своего высшего выражения в системе меновой стоимости. Такой искомый тип обмена существует — это символический обмен, основанный как раз на упразднении ценности, разрешая определяющий ее запрет и преодолевая закон Отца. Символический обмен — это не регрессия в до-законное состояние (состояние инцеста) и не просто трансгрессия (все еще зависимая от закона), а разрешение этого закона.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.