Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неформальная, формальная, символическая и диалектическая логика




Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок. См. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка.

Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.

Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой.

Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.

Диалектическая логика — наука о мышлении, которая, как предполагается, даёт знание о способе рассуждения, расширяющем возможности формально-логического вывода. Здесь понятие логики употребляется как в собственном логическом, так и в метафорическом смысле. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляет анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики.

 

Наука логикидиалектика. Диалектика — это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.

В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.

Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.

Система диалектической философии:

Главные законы диалектики:

— закон перехода количества в качество и обратно;

— закон взаимного проникновения противоположностей;

— закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

— принцип развития через противоречия;

— принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

— сущность и явление;

— единичное, особенное, всеобщее;

— форма и содержание;

— причина и следствие;

— необходимость и случайность;

— возможность и действительность.

Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.

Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.

Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные — как форма этого процесса.

Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:

— первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;

— второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:

— прикладную логику — охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;

— чистую логику — охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.

Современная логика распадается на множество направлений:

— метафизическая логика (гегельянство);

— психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);

— теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);

— семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);

— предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);

— неосхоластическая логика;

— феноменологическая логика;

— логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.

Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.

Парадокс «Лжец». В математике, как и в естественных науках, парадоксы не пустая забава. Иногда парадоксы приводят к весьма глубоким открытиям. Так, древнегреческие математики долго ломали голову над тем, почему диагонали единичного квадрата невозможно измерить точно линейкой со сколь угодно мелкими делениями. Этот парадокс, смущавший умы античных мыслителей, привел к расширению понятия числа и созданию теории иррациональных чисел. Математикам XIX в. казалось необычайно парадоксальным, что между всеми элементами бесконечного множества и элементами его бесконечного подмножества можно установить взаимно-однозначное соответствие. Этот парадокс привел к созданию современной теории множеств, в свою очередь оказавшей сильное влияние на философию науки. Уже две с половиной тысячи лет одной из логических загадок, мучающей людей, пытающихся гармонизировать основания своего мышления, является “парадокс лжеца”. Он является наиболее доступным из множества парадоксов и, в силу этого, наиболее известным из них. Он первичен по отношению ко многим другим парадоксам и, следовательно, последние не устранимы, пока не разрешен “парадокс лжеца”. Главное же – то, что Гедель применил логическую форму парадокса лжеца в своих “теоремах о неполноте” и логико-математическое сообщество сочло их корректными. Это свидетельствует, что “парадокс лжеца” жив и проблема его разрешения по прежнему актуальна.

Напомним вначале, что “парадокс лжеца” имеет ряд похожих друг на друга формулировок. Приведем некоторые из них:

“Все критяне - лжецы ” (тезис, высказанный критянином);

“ Я лгу”;

“ Я высказываю сейчас ложное предположение”;

“ Это утверждение ложно”;

“ Это утверждение не принадлежит классу истинных высказываний”;

Хотя приведенный список далеко не полон, он дает некоторое представление о сути проблемы. Логическая проблема состоит в том, что предположение о ложности приведенных высказываний ведет к их истинности и наоборот. История логики знает множество попыток и подходок к решению данного парадокса. Одна из первых – попытка представления “парадокса лжеца” в качестве софизма. Суть такого представления в том, что в реальной жизни ни один лгун не говорит только ложь. Следовательно, парадокс – софизм, основанный на ложной посылке. Такое объяснение приемлемо для ранних формулировок парадокса, но не “снимает” парадокс в его более точных современных формулировках. Согласно трехзначной логике есть три степени истинности: “да”, “нет” и “не знаю” (или “не определено”). Между истинной и ложью есть третье, промежуточное по смыслу значение. Оно является правильным ответом на парадокс лжеца (отрицание “не знаю” дает “не знаю”). Согласно логике предикатов, которая является более общей и универсальной, отрицание утверждения “все Х” правильно звучит как: “не все Х” или как: “некоторые не Х”. Но ни в коем случае не как: “все не Х”. Чтобы избежать ситуации, когда в парадоксе некоторые части фразы истинны, а некоторые ложны, мы вынуждены уточнить ее: “я во всем лгу”. Пусть это – ложь. Тогда истинной будет: “я не во всем лгу” или: “я кое в чем говорю правду”. Из этого утверждения нельзя вывести, что все части утверждения ложные. А без этого мы не получим противоречия с исходной посылкой и не получим парадокса. В настоящее время одним из приемлемых способов анализа данного парадокса, достаточного для его исключения из корректных логических рассуждений, считается следующий: некто должен специфицировать (выделить) некоторый язык Х и сделать утверждение: “каждое утверждение, которое я делаю в данное время, является ложным утверждением в Х”. Но “ложное утверждение в Х” не может быть выражено в Х следовательно, рассматриваемое утверждение было сделано в некотором другом языке, и парадокс исчезает. Последние решение в нашем списке опирается на классическую концепцию истины. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту (предметному миру). Руководствуясь этим очевидным определением истины для определения верификационного статуса (истинности или ложности) любого высказывания нужно соотнести его содержание с той предметной ситуацией, к которой оно привязано. Попытка сделать это по отношению к “парадоксу лжеца” терпит фиаско, поскольку в “парадоксе лжеца” говориться исключительно о верификационном статусе высказывания, верификационный статус которого мы и пытаемся установить. Это обстоятельство и направляет исследователей на ложный путь – определить верификационный статус высказывания, анализируя само это высказывание. Правильным завершением исследования будет вынесение заключения, что верификационный статус данного высказывания (парадокса лжеца) определить невозможно, но не потому, что идея истины покоиться на шатких основаниях, а потому, что предъявляемое высказывание не соответствует требованиям к нему, вытекающим из определения истины.

 

12. Не основные разделы философского знания: этика и эстетика. Различие между этикой и моралью; категорический императив И. Канта

Этика – практическая философия, ориентирующая человека на конкретные типы поведения в обществе.

Этика – Субьект – принципы – начало/основание – внутреннее - индивидуальное

Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного или возвышенного в природе и жизни.

Эстетика – Объект – норма - правила/представления - образец – конец – внешнее - коллективное.

И.Кант. Категорический императив: Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения мог стать всеобщим законом. Относись к человеку в своем лице, также, как и в лице всякого другого. Всегда только как к цели и никогда как к средству.

Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.[2]

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики:

§ Проблема критериев добра и зла

§ Проблема смысла жизни и назначения человека

§ Проблема справедливости

§ Проблема должного

Классификация этических ценностей:

§ Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, правды, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);

§ добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими);

§ более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.