Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные дидактические принципы в обучении информатике. Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе




Новизна предмета информатики, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность методики преподавания информатики вынуждают и начинающего и опытного учителя информатики вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств, методов преподавания этого школьного курса. Здесь на помощь ему должны прийти общие принципы дидактики. Вспомним, что в педагогике под принципами обучения понимают основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Следует отметить, что в современной дидактике система принципов обучения не является окончательно устоявшейся, формулировки и количество дидактических принципов постоянно меняются. В классической теории обучения наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, последовательности, прочности усвоения, личностного подхода, связи теории с практикой.

Конкретизируем эти принципы в контексте преподавания информатики.

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ. Принцип научности требует, чтобы в содержании образования нашли отражение новейшие достижения информатики, с адаптацией на познавательные возможности учащихся. П.н. предполагает включение в содержание информатики учебного материала, точно установленного наукой, знакомство с доступными для возраста учащихся понятиями, терминами. Научность обучения подразумевает также современность методов обучения.

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ. Как вы знаете из курса педагогики П.н. стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается. Наглядность – неотъемлемая черта преподавания информатики в силу гибкости содержания самого понятия «информация»: одну и туже информацию можно представить в виде множества графических образов. Именно потому так живучи в школьном курсе информатики блок-схемы, что они наглядно представляют и структуру небольшого алгоритма, и процесс его исполнения. Наглядны и структурная, с отступами запись текстов алгоритмов, и демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой. Динамичность изображения, подключение цвета и звука расширяют само понимание наглядности, спектр воздействий на органы чувств.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип доступности требует, чтобы материал, его объем, методы изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Существенный признак доступности – связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании учащихся (пример, файлы – папки, алгоритм – рецепт). Если такой связи установить нельзя, то знания будут недоступны. Для того чтобы на практике реализовать принцип доступности, надо соблюдать ряд дидактических правил: 1. в обучении идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; 2. объяснять материал простым, доступным языком; 3. использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы.

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ. Принцип сознательности и активности учения направлен на формирование у школьников сознательного отношения к обучению в школе, познавательной активности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Формы проявления активности в процессе изучения информатики различны, например: самоконтроль своей деятельности, контроль за работой товарища, модификация готовых и разработка своих алгоритмов. Для реализации на практике принципа сознательности и активности в информатике следует соблюдать следующие правила: добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы; использовать активные и интенсивные методы обучения; логически увязывать неизвестное с известным; учить учащихся находить причинно-следственные связи.

ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. При буквальном понимании последовательности предполагается, что учебный материал выстраивается в логическую цепочку или может быть представлен в виде дерева, где нет порочных логических кругов и повторение идет лишь как закрепление материала. Ершовым А.П. была предложена реализация принципа последовательности в обучении информатике в форме цикличности. Это означает, что понятие повторяется, обогащаясь, во все новых контекстах. Если для других дисциплин это желательный путь, то для информатики – просто необходимый. Так, например, в учебнике Кушнеренко А.Г. вспомогательные алгоритмы появляются сначала как средство сокращения записи в алгоритмах для Робота (без аргументов), получают аргументы в задачах для Чертежника и полностью разворачиваются на числовых задачах.

ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ЗНАНИЙ. Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению; память действует избирательно, поэтому лучше, прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. На уроках информатике этот принцип помогают реализовать тренинговые обучающие программы.

ПРИНЦИП ПЕРЕХОДА ОТ ОБУЧЕНИЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ в обучении информатике имеет большое значение в связи с быстрым совершенствованием средств информационных технологий. Любое программное обеспечение, выбранное в качестве объекта изучения на уроках информатики, устареет к моменту начала профессиональной деятельности школьников. Поэтому важно не только дать представление о современных прикладных системах, но и научить осваивать новые программные средства. Для самостоятельного освоения систем существует несколько источников информации: строка-подсказка в меню; строка-подсказка, появляющаяся при неверных действиях пользователя; встроенный справочник (типа help); пособия для освоения работы с системой.

ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Связь теории и практики при изучении информатики осуществляется через предсказание результата опыта (запуск алгоритма на компьютере), связь практики с теорией через проверку теории или гипотезы, например, о поведении программы или среды на практике (в работе на компьютере). В основе этого принципа лежит следующая закономерность: практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов.

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. При таком пути учета личностных особенностей учащихся учебная работа проводится по единой программе со всеми учащимися при индивидуализации форм и методов работы с каждым. Индивидуализация обучения возможна в информатике, например, через гибкую настройку обучающих программ на тип мышления обучаемого (образный или языковой).

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, т.к. это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор содержания, методов, средств, форм обучения информатике.

 

Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе

 

Кроме общедидактических принципов при использовании программных средств на уроках информатики необходимо использовать частные принципы, отражающие особенности применения программных средств в учебном процессе.

Они подразделяются на

1) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в качестве объекта изучения и

2) принципы, относящиеся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе и информатики).

 

Первая группа принципов.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы. Так, при изучении на уроках информатики текстовых редакторов необходимо, прежде всего, уяснить учащимся, что текстовые редакторы служат для работы с информацией, представленной в текстовом формате. С помощью текстовых редакторов можно подготовить документ (реферат, диплом, отчет и пр.) и распечатать его на принтере. Графические редакторы применяют для подготовки рисунков, схем, то есть для работы со статичной и динамичной графикой. С помощью языков программирования создают новые программные продукты.

Таким образом, при изучении программных средств на уроках информатики необходимо добиваться понимания специфики задач, решаемых с помощью конкретного средства. Но конечной целью обучения является другая задача – учащиеся должны уметь выбирать средство для решения прикладных задач.

ПРИНЦИП ОБЩНОСТИ требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа. Как правило, учащиеся на уроках информатики знакомятся с одним каким-нибудь редактором или электронной таблицей, но это средство не исчерпывает все возможности, предоставляемые программным средством данного типа. Поэтому необходимо сообщать наиболее широкий спектр опций систем данного типа. Например, с помощью текстовых редакторов можно текст создавать, редактировать, вставлять в текст имеющиеся фрагменты текста, графики, проверять орфографические ошибки, разбивать на страницы, выводить текст на бумагу и пр.

ПРИНЦИП ПОНИМАНИЯ ЛОГИКИ ДЕЙСТВИЙ В ДАННОМ ПРОГРАММНОМ СРЕДСТВЕ не учитывается в практической методике преподавания информатики, а между тем без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа

 

Вторая группа принципов.

ПРИНЦИП ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС. При использовании программных средств в обучении значительно экономится время учителя. Так организация опроса учащихся с помощью программных средств экономит время поскольку не надо проверять тетради, диагностику результатов опроса программа, как правило выдает сразу. Еще большую эффективность за счет экономии времени приносят демонстрационные программы.

ПРИНЦИП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ. Пока мало реализуется на практике. А между тем сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки. Например, можно при изучении графических редакторов предлагать учащимся задания, способствующие развитию логического мышления, пространственного воображения и пр.

ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГАММНЫХ СРЕДСТВ. Не существует универсального средства обучения, способного решить все учебные задачи, поэтому только оптимальное сочетание различных средств обучения в комплексе способствует эффективному протеканию учебного процесса. Каждое применяемое средство обучения обладает определенными дидактическими возможностями и имеет свою область применения, где они наиболее эффективны. Фактором, влияющим на формирование комплекса программных средств, является тип ПЭВМ, имеющихся в школе, характеристики её аппаратной части.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 8502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.