КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие качественных методов. Основные методики качественных исследований
Социологическая наука имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Энциклопедия социологии трактует метод как способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. В узком, социологическом смысле, подходит следующее словоупотребление: Метод – это основной способ сбора, обработки или анализа данных. Существует классификация – деление методов на количественные и качественные. Качественные методы - это методы, которые базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д. [9]; они опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей [6, c. 211; 9]. Качественные методы – это методы, отвечают не на вопрос "сколько?", а на вопросы "что?" "как?" и "почему?". Среди конкретных примеров качественных методов ученые не сходятся во мнениях так, как относительно количественных. Но, если суммировать их мнения, можно отнести в эту группу различные виды интервью, кейс-стадис, фокус-группы, биографический метод, исследования документов и т.д. Эксперимент - это метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Согласно «Энциклопедии социологии», фокус-группа, или групповые фокусированные интервью – это социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. Кейс-стади представляет собой исследовательский проект, в котором в качестве предмета исследования выбирается единичный случай или несколько избранных примеров социальной сущности и определяется совокупность методов их изучения [12]. В процессе исследования изучается система взаимоотношений, значимость определенных событий, внутренняя идеологию, мотивация той или иной общности и т.д. [6]. Биографический метод, особе внимание которому уделяют В.Г. Королько [10] и В.А. Ядов [8, с.130], направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека. Согласно «Энциклопедии социологии» [12] в качестве материалов в биографическом исследовании могут использоваться различные виды данных: устные жизненно-исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений, акты, официальные и семейно-исторические документы и пр. Биографический метод позволяет проникнуть в ситуацию, содержит детали, которые можно использовать в дальнейших исследованиях.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |