Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы для одной независимой переменной 5 страница




Эффект тем больше, чем необычнее процедура тестирования и чем более сходно по содержанию экспериментальное воздействие с тестом. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тести­рования, Кэмпбелл рекомендует применять экспериментальные пла­ны с предварительно нетестируемыми группами.

Как уже отмечалось, "взаимодействие состава группы и воздей­ствия" связано с неслучайным участием испытуемых в эксперимен­те. Реакция может быть двух типов: готовность добровольцев "под­вергнуться воздействию" и отказ, негативная реакция тех, кто при­нудительно привлечен к участию в эксперименте. В исследованиях по научению могут согласиться участвовать только интеллектуаль­но одаренные. Выбывание испытуемых в ходе эксперимента может вызываться экспериментальным воздействием. К примеру, лица, потерпевшие неудачу при выполнении заданий на мотивацию до­стижения, могут отказаться от участия в последующих сериях.

Естественно, практически невозможно элиминировать лишь фак­тор "реакции на эксперимент". Еще раз отметим, что проблема внут­ренней валидности разрешима в принципе, так как можно подобрать соответствующие процедуры планирования эксперимента и матема­тической обработки результатов, чтобы обеспечить заданный уро­вень их достоверности.

Согласно Кэмпбеллу, проблема внешней валидности как репре­зентативности эксперимента по отношению к реальности неразре­шима, так как индукция, т.е. обобщение, никогда не может быть пол­ностью объективна.

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации экс­перимента его "первообразной" жизненной ситуации также нераз­решима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания ситуации в целом.

10 Экспериментальная выборка

"LBbJ^op объекта исследования — следующая задача, которую пред­стоит решать психологу после определения зависимой и независи­мой переменных.

~ В прикладных исследованиях свобода психолога ограничена уже тем, что объект известен с самого начала. Так, в 1977 г., будучи сту­дентом факультета психологии и биологии Ярославского универси­тета, я с группой коллег должен был изучить структуру профессио­нально важных качеств операторов сортировочной горки. Целью исследования стала выработка рекомендаций по совершенствованию системы отбора и обучения операторов. Численность и состав вы­борки были определены — все операторы Ярославского железнодо­рожного узла. Но выводы могли распространяться и на операторов, работавших в самых разных городах.

В других случаях психолог волен выбирать тот объект, который больше соответствует задачам исследования. Лаборатория нейрофи­зиологии Института психологии РАН под руководством Ю.И.Алек­сандрова выявляет нейронные механизмы регуляции поведения. Центральная проблема — как новая мотивация организует систему регуляции поведенческого акта? Удобная модель формирования но­вой мотивации прослеживается при возникновении зависимости от алкоголя, На людях такие опыты, естественно, ставить неэтично, не­безопасно, а у желающих принять участие в эксперименте такая за­висимость, как правило, уже имеется. В качестве объекта выбира­ются кролики, у которых легко выработать эту зависимость; их можно оперировать, вживляя электроды в головной мозг, и, наконец, обу­чить той или иной форме поведения. Для того, чтобы выяснить, как субъективная уверенность влияет на успешность принятия решения при обнаружении сигнала, нет необходимости прибегать к особым ухищрениям, но для работы в психологическом эксперименте (дли­тельном, требующем произвольного внимания и ответственного от­ношения к делу) лучше привлекать людей интеллигентных и соци­ально зрелых, поэтому часто в роли испытуемых выступают друзья, аспиранты и дипломники.

Данные психогенетических исследований свидетельствуют о том, что креативность (общая способность к творчеству) в меньшей сте­пени детерминирована генотипом, чем общий интеллект. Я и моя аспирантка Г. Ожиганова предположили, что решающим средовым фактором, влияющим на развитие креативности, будет подражание значимой творческой личности. Выбор объекта исследования мож­но было определить, проведя "формирующий" эксперимент, воз­действующим фактором которого должна стать личность взрослого, проявляющего творческое поведение и подкрепляющего это прояв­ление у испытуемых. Известно, что первый сензитивный период раз­вития креативности наблюдается в 3—5 лет. Поэтому дети этого воз­раста были выбраны в качестве испытуемых.

Идеальным объектом психологического исследования может вы­ступать либо отдельный индивид, либо группа. В первом случае мы говорим об общепсихологическом эксперименте, во втором — о со­циально-психологическом. Но в конкретном эксперименте не толь­ко реальный объект должен соответствовать по своим характерис­тикам идеальному объекту, но и результаты, полученные при его участии, должны применяться к другим объектам. Если бы все люди (или животные) были похожи друг на друга, а еще лучше — оказа­лись совершенно одинаковыми, то не возникло бы никаких проблем. Эксперимент можно провести с участием одного испытуемого, а полученные результаты применить для объяснения поведения всех других людей. Но люди различаются по полу, возрасту, расе, нацио­нальности, принадлежности к той или иной культуре или религии, социальному и экономическому положению и т.д. Следовательно, простая генерализация (обобщение) данных, полученных при иссле­довании одного испытуемого, невозможна. Однако на практике, например в лабораторных экспериментах по исследованию сенсор­ных процессов, памяти, внимания и т.д., этими различиями прене- I брегают, считая, что наш испытуемый может представлять любого;

индивида из Homo sapiens. ВШлееГзанятных случаях голубь или кры­са может выступить в качестве модели любого человека, например, в экспериментах по оперантному научению. Но это иная проблема. Здесь же заметим, что эксперимент может быть проведен с одним ис­пытуемым (single-experiment) или группой. В социальной психологии это будет одна группа и множество групп — "группа групп".

Эксперимент с одним испьпуемым проводится тогда, когда: 1) индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество эксперимен­тальных проб; 2) испытуемый — уникальный объект, например ге­ниальный музыкант или творчески одаренный шахматист; 3) от ис­пытуемого требуется особая компетентность при проведении иссле­дования (эксперимент с обученными испытуемыми); 4) повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экс­периментальные планы.

Чаще исследование проводится сэксперименальной группой, в которой все испытуемые объективно различны, но отобраны и рас­пределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии.

/ Различают четыре основных вида "дизайна" — конструирования экспериментальных групп.

""" При первом варианте исследование проводится с двумя различ­ными группами: экспериментальной и контрольной, которые ста­вятся в разные условия. Это наиболее распространенный способ.

Второй вариант предполагает исследование одной группы: ее по­ведение изучается к-в экспериментальных и в контрольных усло­виях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. Но этот план никак не контролирует "эффект последовательности" и использу­ется лишь в тех редких случаях, когда эффектом последовательнос­ти можно пренебречь.

Третий вариант—использование конструирования групп мето­дом "парного дизайна" — состоит в следующем. Для каждого субъ­екта группы подбирается эквивалентный (или похожий) ему, и они распределяются по разным группам. Соответственно контрольная и экспериментальная группы становятся похожими по составу испы­туемых. Конечно, в этом случае невозможно соблюсти полную эк­вивалентность фупп в обоих условиях эксперимента, но данный спо­соб значительно лучше, чем эксперимент с участием одной группы в разных условиях.

Наконец, четвертый план является смешанным: все группы ста­вятся в разные условия. При этом образуется несколько групп. Спо­соб применяется при факторном планировании эксперимента.

Итак, формирование выборки испытуемых — эксперименталь­ной группы -:- должно подчиняться ряду правил.

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валид-ности). Напомним, что операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе.

Подбор экспериментальной группы должен определяться предме­том и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять степень раз­вития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или выявлять у группы московских бомжей, в какой мере уровень их интеллекта влияет на выбор того или иного кандидата в Государ­ственную Думу (ибо они голосовать не имеют права).

Таким образом, экспериментатор должен создать модель идеаль­ного объекта экспериментального исследования для своего частно­го случая и по возможности его описать, следуя этому описанию при формировании экспериментальной группы. Характеристики реаль­ной экспериментальной группы должны минимально отклоняться от характеристик идеальной экспериментальной группы.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутрен­ней валидности). Результаты, полученные при иссяедо"вании'экспе-риментально5Гвыборки, должны распространяться на каждого ее члена. То есть мы должны учесть все значимые характеристики объ­екта исследования, различия в выраженности которых могут суще­ственно повлиять на зависимую переменную. Допустим, необходи­мо проверить влияние ситуативной тревожности детей на скорость овладения школьными навыками. В этом случае состав эксперимен­тальной группы должен быть подобран так, чтобы в нее входили дети с одинаковым уровнем развития интеллекта. Если же это не удается сделать, то при обработке данных используется нормировка резуль­татов на величину значимого параметра.

Процедура подбора эквивалентных групп и эквивалентных ис­пытуемых называется рандомизацией.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валиднос­ти). Существуют теоретические статистические критерии репрезен­тативности (представленности) выборки испытуемых. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть попу­ляции, по отношению к которой мы можем применять данные, по­лученные в эксперименте. Величина экспериментальной выбор­ки определяется видом статистических мер и выбранной точностью (достоверностью) принятия или отвержения экспериментальной гипотезы. Она может быть равна множеству индивидов, чье поведе­ние нас интересует. Экспериментальная выборка может представ­лять лишь часть интересующего нас множества. Главная проблема состоит в том, на какие другие интересующие нас группы можно распространить результаты проводимого нами исследования.

Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стратегий. Напомним, для чего нужна стратегия отбора групп. Задача сводится, во-первых, к устранению уже рассмотрен­ного в предыдущих разделах "эффекта смешения". Под этим терми­ном понимается влияние индивидуальных различий между испыту­емыми на связь независимой и зависимой переменных. Например, на публичное поощрение за хорошую работу люди разного темпера­мента реагирует неодинаково. Тем самым контролируется влияние побочной переменной на внутреннюю валидность. Во-вторых, экс­периментальная группадолжна представлять изучаемую популяцию, т.е. обеспечивать внешнюю валидность эксперимента.

Использование реально существующих групп порождает систе­матическое смешение независимой переменной с индивидуальны­ми свойствами испытуемых.

<-- Для нас уже очевидно, что экспериментальная выборка представ­ляет собой модель популяции в целом или той ее части, поведение которой нас интересует.

Наиболее простой вариант был уже рассмотрен — составление репрезентативной группы испытуемых, характеристики которой со­ответствуют характеристикам интересующей нас популяции. Иног­да невозможно найти способ создания репрезентативной группы. Тогда используется метод приближенного моделирования. В част­ности, исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, аданные приписываются всемлюдям, или "лю­дям в возрасте от 17 до 21 года", или "людям со средним образова­нием ввозрастеот 17до21 года" ит.д. Чем меньше генерализация, т.е. чем точнее набор критериев, описывающих популяцию, на ко­торую распространяются выводы о характеристиках эксперименталь­ной выборки, тем выше внешняя валидность эксперимента.

При моделировании популяции методом случайного выбора, или рандомизации, экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляется равный шанс для участия в экс­перименте. Каждому индивиду присваивается номер; с помощью таб­лицы случайных чисел производится формирование эксперименталь­ной выборки. Процедура очень трудноосуществима, поскольку каж­дый представитель интересующей нас популяции должен быть уч­тен. На практике прибегают к более простым способам случайного отбора. Отбирают любую группу испытуемых, затем измеряют у них значимое для эксперимента индивидуальное свойство. После этого испытуемых распределяют по группам методом Монте-Карло так, что вероятность попасть в группу для каждого испытуемого равна.

Наконец, существует еще один способ моделирования выборки — стратометрический. Генеральная совокупность рассматривается как"совокупность групп, обладающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбираются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были рав-нопредставлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочте­ния, образование и уровень доходов. Эту стратегию применяют пси­ходиагносты при разработке тестов; педагогические психологи; в основном же ею пользуются социологи и социальные психологи при опросах общественного мнения, исследовании социальных устано­вок и т.д.

Ряд авторов выделяют стратегию попаряого отпора. При этом экс­периментальная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента побочным парамет­рам. Идеальный вариант — использование близнецовых пар (моно-и дизиготных). Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем ха­рактеристикам, кроме интересующих исследователя дополнитель­ных переменных. Другой вариант — выделение значимой дополни-^eльнoй переменной. Все испытуемые тестируются, ранжируются по уровню выраженности переменной. Группы формируются так, что­бы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значения­ми переменной, попали в разные группы.

Итак, существует шесть стратегий построения групп: 1) рандо­мизация, 2) попарный отбор, 3) рандомизация с выделением страт (стратометрический отбор), 4) приближенное моделирование, 5) реп­резентативное моделирование, 6) привлечение реальных групп.

Различают два основных типа привлечения испытуемых в груп­пу: а) отбор, б) распределение. Отбор проводят при рандомизации, рандомизации с выделением страт, при репрезентативном и прибли­женном моделировании. Распределение осуществляется при спосо­бе составления групп из эквивалентных пар и исследованиях с учас­тием реальных групп.

Считается, что наилучшая внешняя и внутренняя валидность до­стигается при страгегии подбора эквивалентных пар и стратометри-ческой рандомизации: индивидуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются максимально. В осталь­ных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуемых, конгролируемости индивидуальных различий и представительнос­ти группы.

Привлечение добровольцев или принудительное участие в экс­перименте нарушает репрезентативность выборки (см. гл. 3). Отме­тим лишь, что стратегии попарного моделирования, приближенно­го моделирования и стратометрической рандомизации, в отличие от стратегии рандомизации ("случайно отобранных групп"), предпо­лагают, что нам известен дополнительный параметр — индивиду­альная особенность, которая может оказать значимое влияние на ре­зультат эксперимента. Ошибка в выделении этого парамента и/или недоучет других параметров приводят экспериментатора к неудаче. Очевидно, что применение таких стратегий формирования групп должно опираться на серьезные знания в области дифференциаль­ной психологии (психологии индивидуальных различий).

Мы уже знаем, что многие авторы, в частности Кэмпбелл, счита­ли подбор эквивалентных пар менее надежным методом, чем ран­домизация. Рандомизацию можно считать наиболее надежной стратегией и с точки зрения репрезентации в эксперименте изучае­мой популяции, и с точки зрения контроля дополнительных пере­менных. Наиболее существенная проблема при рандомизации: в ка­кой мере первичная выборка, из которой мы формируем экспери­ментальную и контрольные группы, действительно представляет ге­неральную совокупность? Решение этой проблемы — дело искусст­ва и интуиции экспериментатора.

Отдельная проблема —- численность экспериментальной выбор­ки. В зависимости от целей и возможностей она может варьировать от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контроль­ной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. Рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30—35 человек из соображений статистических: ко­эффициенты корреляции выше 0,35 при таком количестве испытуе­мых значимы при а = 0,05.

Если же для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторые решения мож­но получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее, чем в 3 раза, превышает число регистрируемых параметров. Крометого, как рекомендуетЛ.В.Куликов, целесообразно увеличи­вать количество испытуемых, по крайней мере, на 5—10% больше требуемого, поскольку часть из них будет "отбракована" в ходе экспе­римента или при анализе экспериментальных протоколов (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали "девиантные" результаты и т.д.).

Что касается состава по полу и возрасту, то рекомендуется (кро­ме специальных случаев) разбивать общую группу на подгруппы мужчин и женщин и обрабатывать данные отдельно для каждой под­группы. Возрастной состав определяется исходя из целей исследо­вания.

Экспериментальные переменные и способы их контроля

Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, А и В. Понятие "причинность" является одним из наибо­лее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков при­чинной связи между двумя явлениями. Первый признак— разделен-ность причины и следствия во времени и предшествование причи­ны следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объ­екте после экспериментального воздействия, по сравнению с анало­гичным объектом, который таковому не подвергался, у него есть по­вод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало при­чиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и срав­нение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего. Отлет гусей на юг отнюдь не является причиной выпадения снега через месяц. Второй признак— наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение величи­ны одной из переменных должно сопровождаться изменением дру­гой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллекта и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как меж­ду уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса—Додсона).

Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной.

Третий признак— причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие аль­тернативные причины возникновения явления В исключены.

Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом. Экспериментатор мо­делирует предполагаемую причину: она выступает в качестве экспе­риментального воздействия, вследствие — изменение состояния объ­екта — регистрируется с помощью какого-либо измерительного ин­струмента.

Экспериментальное воздействие служит для изменения незави­симой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной. Так, экспериментатор, предъяв­ляя испытуемому сигналы различной околопорого'вой громкости, изменяет его психическое состояние — испытуемый либо слышит, либо не слышит сигнал, что приводит к различным моторным или вербальным ответам ("да" — "нет", "слышу" — "не слышу").

Внешние ("прочие") переменные экспериметальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних перемен­ных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают сис­тематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности ис­пытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень дополнительной переменной должен со­ответствовать ее уровню в изучаемой реальности. Например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредован­ного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае — дополнительная переменная. Если же проверяется общая гипотеза, то эксперимент про водится при разных уровнях дополни­тельной переменной, т.е. с участием групп детей разного возраста, как в известных экспериментах А.Н.Леонтьева по изучению разви­тия опосредованного запоминания. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется "ключевой". Кон­трольной переменной называется дополнительная переменная, ко­торая в факторном эксперименте становится второй основной.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьиру­ет независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные.

Исследователи различают разные виды независимой переменной:

качественную ("есть подсказка" — "нет подсказки"), количествен­ную (уровень денежного вознаграждения).

Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую ока­зывает влияние независимая переменная.

Какие независимые, зависимые и внешние переменные встреча­ются при проведении психологического эксперимента?

Независимая переменная

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие со­блюдается, называют чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изме­няет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух перемен­ных. Например, в эксперименте по выработке простого двигатель­ного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка — зависимой перемен­ной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответствую­щие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты — увеличивает число ошибок и уменьшает ско­рость выработки навыка.

Центральная проблема при проведении экспериментального ис­следования — выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных.

В качестве независимых переменных в психологическом экспе­рименте могут выступать:

1) характеристики заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого. Последние часто называют "переменными организма". Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характерис­тики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т.д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным переменным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при форми­ровании экспериментальных и контрольных групп.

Характеристики задания — то, чем может манипулировать экс­периментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристиками стимулов (stimulus variables), но в его распоряже­нии гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испыту­емого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оцени­вания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, кото­рые должен достичь испытуемый входе выполнения задания. Экс­периментатор может варьировать средства, которые имеет испытуе­мый для решения задачи, и ставить перед ним препятствия. Он мо­жет изменять систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т.д.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, кото­рые непосредственно не входят в структуру экспериментального за­дания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

Эксперименты по выявлению эффекта социальной фасилитации (усиления) проводились по следующей схеме: испытуемому давалась какая-либо сенсомоторная или интеллектуальная задача. Он снача­ла выполнял ее в одиночку, а затем в присутствии другого человека или несколькихлюдей (последовательность, разумеется, менялась в разных группах). Оценивалось изменение продуктивности испыту­емых. В этом случае задача испытуемого оставалась неизменной, изменялись лишь внешние условия эксперимента.

Чем может варьировать экспериментатор?

Во-первых, это физические параметры ситуации: расположение аппаратуры, внешний вид помещения, освещенность, звуки и шумы, температура, размещение мебели, окраска стен, время проведения эксперимента (время суток, длительность и т.д.). То есть все физи­ческие параметры ситуации, не являющиеся стимулами.

Во-вторых, это социально-психологические параметры: изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — рабо­та с группой и т.д.

В-третьих, это особенности общения и взаимодействия испытуе­мого (испытуемых) и экспериментатора.

Судя по публикациям в научных журналах, за последние годы рез­ко возросло количество экспериментальных исследований, в кото­рых применяется варьирование внешних условий.

К "организменным переменным", или неуправляемым характе­ристикам испытуемых, относятся физические, биологические, пси­хологические, социально-психологические и социальные признаки. Традиционно их относят к "переменным", хотя большинство из них является неизменным или относительно неизменным на протяже­нии жизни. Влияние дифференциально-психологических, демогра­фических и прочих константных параметров на поведение индиви­да изучают в корреляционных исследованиях. Однако авторы большинства учебников по теории психологического метода, такие, как В.-Дж.Андервудили М.Мэтлин, относят эти параметры к числу не­зависимых переменных эксперимента.

Как правило, в современном экспериментальном исследовании дифференциально-психологические особенности индивидов, такие, как интеллект, пол, возраст, социальное положение (статус) и т.д., учитываются в качестве дополнительных переменных, которые кон­тролируются экспериментатором в общепсихологическом экспери­менте. Но эти переменные могут превращаться во "вторую основ­ную переменную" в дифференциально-психологическом исследо­вании, и тогда используется факторный план.

Зависимая переменная

Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в ка­честве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок, кото­рое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на зву­ковой сигнал и т.д.

Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспери­ментальной гипотезой. Исследовательдолжен ее максимально конкре­тизировать, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была one-рационализирована— поддавалась регистрации в ходе эксперимента.

Параметры поведения условно можно разделить на формально-динамические и содержательные. Формально-динамические (или пространственно-временные) параметры достаточно легко поддают­ся аппаратурной регистрации. Приведем примеры этих параметров.

1. Точность. Наиболее часто регистрируемый параметр. Поскольку большинство заданий, предъявляемых испытуемому в психологи­ческих экспериментах, являются задачами на достижения, то точ­ность или противоположный параметр — ошибочность действий — будет главным регистрируемым параметром поведения.

2. Латентность. Психические процессы протекают скрытно от внешнего наблюдателя. Время от момента предъявления сигнала до выбора ответа называется латентным временем. В некоторых случа­ях латентное время является важнейшей характеристикой процесса, например, при решении мыслительных задач.

3. Длительность, или скорость выполнения. Является характерис­тикой исполнительного действия. Время между выбором действия и окончанием его выполнения называют скоростью действия (в от­личие отлатентного времени).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.