Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы для одной независимой переменной 6 страница




4. Темп, или частота действий. Важнейшая характеристика, осо­бенно при исследовании простейших форм поведения.

5. Продуктивность. Отношение числа ошибок или качества вы­полнения действий ко времени выполнения. Служит важнейшей характеристикой при исследовании научения, познавательных про­цессов, процессов принятия решения и т.д.

Содержательные параметры поведения предполагают категори­зацию формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, предположения которой проверяются в дан­ном эксперименте.

Распознавание различных форм поведения — дело специально обученных экспертов или наблюдателей. Требуется немалый опыт, чтобы безошибочно различать разные уровни агрессии или удивле­ния, характеризовать один поступок как проявление покорности, а другой — как проявление подобострастия.

Проблема фиксации качественных особенностей поведения ре­шается посредством: а) обучения наблюдателей и разработки карт наблюдения; б) измерения формально-динамических характеристик поведения с помощью тестов.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. На­дежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируе­мое™ при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.

Можно выделить три типа зависимых переменных: 1) одномер­ную; 2) многомерную; 3) фундаментальную. В первом случае реги­стрируется лишь один параметр, и именно он считается проявлени­ем зависимой переменной (между ними существует функциональ­ная линейная связь), как, например, при изучении времени простой сенсомоторной реакции. Во втором случае зависимая переменная многомерна. Например, уровень интеллектуальной продуктивнос­ти проявляется во времени решения задачи, его качестве, трудности решенной задачи. Эти параметры могут фиксироваться независимо. В третьем случае, когда известно отношение между отдельными пара­метрами многомерной зависимой переменной, параметры рассмат­риваются в качестве аргументов, а сама зависимая переменная — в качестве функции.

Существует еще одно важное свойство зависимой переменной, а именно — сензитивность (чувствительность) зависимой переменной к изменениям независимой. Суть в том, что манипуляция независи­мой переменной влияет на изменение зависимой. Если же мы мани-' пулируем независимой переменной, а зависимая не изменяется, то зависимая переменная несензитивна по отношению к независимой. Два варианта проявления несензитивности зависимой переменной получили названия "эффект потолка" и "эффект пола". Первый слу­чай встречается тогда, когда предъявляемая задача так проста, что уровень ее выполнения много выше всех уровней независимой пере­менной. Второй эффект, напротив, возникает тогда, когда задание настолько сложно, что уровень его выполнения оказывается ниже всех уровней независимой переменной.

Итак, как и прочие компоненты психологического исследования, зависимая переменная должна быть валидна, надежна, обладать чув­ствительностью к изменению уровня независимой переменной.

Существуют два основных приема фиксации изменений зависи­мой переменной. Первый применяется наиболее часто в экспери­ментах с участием одного испытуемого. Изменение зависимой пере­менной регистрируется во время эксперимента вслед за изменением уровня независимой переменной. Примером является фиксация ре­зультатов в экспериментах по научению. Кривая научения представ­ляет собой классический вариант тренда — изменения успешности выполнения заданий от числа проб (времени проведения экспери­мента). Для обработки таких данных применяется статистический аппарат анализа трендов. Второй прием фиксации изменения уров­ня независимой переменной называется отсроченным измерением. Между воздействием и эффектом проходит определенный проме­жуток времени, его длительность устанавливается по времени отда­ленности следствия от причины. Например, прием дозы алкоголя увеличивает время сенсомоторной реакции не сразу, а по прошест­вии определенного времени. То же самое можно сказать о влиянии заучивания конкретного количества иностранных слов на успеш­ность перевода текста на редкий язык: эффект проявляется не сразу (если проявляется).

Отношения между переменными

В основе построения современной экспериментальной психоло­гии лежит формула К.Левина — поведение есть функция личности и ситуации:

B=f(P;S).

Необихевиористы ставят в формулу вместо Р (личность) О (орга­низм), что более точно, если считать испытуемыми не только лю­дей, но и животных, а личность редуцировать к организму.

Как бы то ни было, большинство специалистов по теории психо­логического эксперимента, в частности МакГиган, считают, что в психологии существуют два типа законов: 1) "стимул — ответ"; 2) "организм — поведение".

Первый тип законов обнаруживается в ходе экспериментального исследования, когда стимул (задача, ситуация) — это независимая переменная, а зависимая переменная — ответ испытуемого.

Второй тип законов является продуктом метода систематическо­го наблюдения и измерения, поскольку свойствами организма уп­равлять с помощью психологических средств нельзя.

Существуютли "пересечения"? Разумеется. Ведь в психологичес­ком эксперименте зачастую учитывается влияние так называемых дополнительных переменных, большинство из которых является дифференциально-психологическими характеристиками. Следова­тельно, есть смысл добавить в список и "системные" законы, описы­вающие влияние ситуации на поведение личности, обладающей оп­ределенными свойствами. Но в психофизиологических и психофар­макологических экспериментах можно воздействовать на состояние организма, а в ходе формирующего эксперимента — целенаправлен­но и необратимо изменять те или иные свойства личности.

В классическом психологическом поведенческом эксперименте устанавливается функциональная зависимость вида

R=f(S),

где R — ответ, a S — ситуация (стимул, задача). Переменная S систе­матически варьируется, а детерминируемые ею изменения ответа испытуемого фиксируются. В ходе изучения проявляются условия, при которых испытуемый ведет себя тем или иным образом. Резуль­тат фиксируется в форме линейной или нелинейной зависимости.

Другой тип зависимостей символизируется как зависимость по­ведения от личностных свойств или состояний организма испытуе­мого:

R = f(0) или R = f(P).

Исследуется зависимость поведения испытуемого от того или иного состояния организма (болезни, усталости, уровня активации, фрустрации потребностей и т.д.) или от личностных свойств (тревожности, мотивации и т.д.). Исследования проводятся с участием групп людей, различающихся по данному признаку: свойству или актуальному состоянию.

Естественно, эти две строгие зависимости являются простейши­ми формами отношений между переменными. Возможны более сложные зависимости, устанавливаемые в конкретном эксперимен­те, в частности, факторные планы позволяют выявить зависимости вида R = f(Sp S^), когда ответ испытуемого зависит от двух варьиру­емых параметров ситуации, а поведение является функцией состоя­ния организма и среды.

Остановимся на формуле Левина. В общей форме она выражает идеал экспериментальной психологии: возможность предсказать поведение конкретной личности в определенной ситуации. Пере­менная "личность", которая входит в состав этой формулы, вряд ли может рассматриваться лишь как "дополнительная". Традиция нео­бихевиоризма предлагает использовать термин "промежуточная" переменная. В последнее время за такими "переменными" — свой­ствами и состояниями личности — закрепился термин "переменная-модератор", т.е. посредник.

Контроль переменных

Следует различать контроль независимой переменной и контроль "прочих" или внешних (побочных и дополнительных переменных). Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьиро­вании или знании закономерности ее изменения. Второй смысл понятия "контроль" — управление внешними, "прочими" перемен­ными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эф­фекту смешения.

Различают два основных способа контроля независимой перемен­ной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического иссле­дования: активного и пассивного. Напомним, что в психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и ком­муникативный (беседа), а к пассивным — наблюдение и измерение. Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации, или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

В эксперименте контроль независимой переменной производит­ся с помощью активного манипулирования, варьирования. При сис­тематизированном наблюдении (также — измерении) контроль осу­ществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений незави­симой переменной из числа уже существующих переменных. При­мером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на неуспевающих, среднеуспевающих и высокоуспешных при иссле­довании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.

При планировании исследования следует иметь в виду, что прин­ципы, предъявляемые к формированию плана для активного и пас­сивного исследований, одни и те же, за исключением контроля эф­фектов, связанных с экспериментальным воздействием.

Существует несколько основных приемов контроля влияния внешних ("прочих") переменных на результат эксперимента:

1) элиминация внешних переменных;

2)константность условий;

3) балансировка;

4) контрбалансировка;

5)рандомизация.

Эти приемы, разумеется, не позволяют полностью избежать воз­действий со стороны "прочих" переменных, однако их выполнение является своеобразной профилактической процедурой: мытье рук перед едой не дает 100-ной гарантии от заболевания дизентерией, но существенно снижает вероятность заболевания.

Определение внешней переменной

Диаграмма последовательности шагов в процессе контроля пере­менных (МакГиган, 1993).

 

Рассмотрим последовательно различные способы контроля внеш­них переменных.

1. Элиминация. Наиболее простой по сути, но не по возможнос­тям осуществления "радикальный" способ контроля. Эксперимен­тальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в психофизических лабораториях часто создаются экспериментальные камеры, изолирующие испытуемого от внешних звуков, шумов, виб­рационного воздействия и электромагнитных полей. Но зачастую элиминировать влияние внешних переменных невозможно. Напри­мер, трудно представить себе, как можно исключить влияние таких переменных, как пол, возраст или интеллект.

2. Создание константных условий. Если внешние переменные не удается исключить из экспериментальной ситуации, то исследова­телю приходится делать их неизменными. При этом влияние внеш­ней переменной остается неизменным на всех испытуемых, при всех значениях независимой переменной и на протяжении всего экспе­римента. Однако эта стратегия не позволяет полностью избежать эф­фекта смешения: данные, полученные при константных значениях внашних переменных, можно переносить только на те реальные си­туации, в которых значения внешних переменных такие же, какими они были при исследовании. Исследователь стремится сделать не­изменными внешние пространственно-временные условия прове­дения эксперимента. В частности, экспериментальные пробы или наблюдение за поведением проводятся со всеми испытуемыми в одно и то же время суток и в один и тот же день недели, например в понедельник в 9 часов утра. Однако это не гарантирует от эффекта сме­шения. Допустим, мы тестируем уровень достижений школьников при решении простых арифметических задач. Школьники-"совы", у которых уровень работоспособности приходится на вторую поло­вину дня, будут в менее благоприятном состоянии, чем школьники-"жаворонки". Если они преобладают в группе, то их результаты бу­дут смещены, по сравнению с результатами, которые могли бы по­лучиться на генеральной совокупности.

Следует стандартизировать технику проведения исследования и оборудование экспериментальных помещений (звуки, ароматы, ок­раску стен, вид фурнитуры, расположение мебели и т.д.).

Исследователь стремиться сделать константными дополнитель­ные переменные — уравнять группы испытуемых по основным зна­чимым для исследования индивидуальным характеристикам (уров­ню образования, полу,возрасту).

Экспериментатор должен предъявлять инструкцию одинаково всем испытуемым (разумеется, исключая те случаи, когда она изме­няется в соответствии с планом эксперимента). Он должен стремить­ся сохранять неизменными интонацию и силу голоса. Рекомендует­ся записывать инструкцию на магнитофон и предъявлять запись (кро­ме особых случаев).

3. Балансировка. В тех случаях, когда отсутствует возможность создать константные условия проведения эксперимента или кон­стантности условий недостаточно, применяют технику балансиров­ки эффекта от действия внешних переменных. Балансировка при­меняется в двух ситуациях: 1) в том случае, если невозможно иден­тифицировать внешнюю переменную; 2) в том случае, если ее мож­но идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля этой переменной.

Рассмотрим способ балансировки влияния неспецифических внешних переменных. Он состоит в том, что в дополнение к экспе­риментальной группе в план эксперимента включается контрольная группа. Экспериментальное исследование контрольной группы про­водится в тех же условиях, что и экспериментальной. Отличие в том, что экспериментальное воздействие осуществляется только на ис­пытуемых, включенных в экспериментальную группу. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обуслов­лено лишь внешними переменными, а в экспериментальной — со­вместным действием внешних и независимой переменных.

Разумеется, при этом нельзя выделить специфическое влияние каждой внешней переменной и особенности такого влияния неза­висимой переменной из-за эффекта взаимодействия переменных.

I. Способ балансировки с применением контрольной группы:

2. Способ балансировки с выделением эффекта внешней пере­менной:

Для того, чтобы определить, как влияет на зависимую перемен­ную та или иная внешняя переменная, используют план, включаю­щий более чем одну контрольную группу. В общем случае число кон­трольных групп в экспериментальном плане должно быть N = n + 1, где n — число внешних ("прочих") переменных. Вторая контроль­ная группа помещается в экспериментальные условия, где исключе­но действие одной из внешних переменных, влияющих на зависи­мую переменную экспериментальной и первой контрольной групп. Разяичие в результатах 1-й и 2-й контрольных групп позволяет вы­делить специфическое влияние одной из внешних переменных.

Несколько отличается процедура балансировки при контроле из­вестных внешних переменных. Типичный пример учета такой пере­менной — выявление уровня влияния принадлежности испытуемых к тому или иному полу на результаты эксперимента, поскольку из­вестно, что многие данные, полученные на выборке мужчин, невозможно перенести на женскую выборку. Пол — это дополнительная переменная, поэтому планирование сводится к выявлению эффекта действия независимой переменной на зависимую в каждой из двух экспериментальных групп.

Аналогично строится эксперимент по сравнению эффекта раз­личных аппаратурных методик в зависимости от возраста испытуе­мых и др.

В более сложных экспериментах применяется балансировка не­скольких переменных одновременно. Примером может служить учет влияния пола экспериментатора на поведение испытуемых при тес­тировании интеллекта. У нас две группы испытуемых, мужчин и женщин, и два экспериментатора (мужчина и женщина). План экс­перимента может выглядеть следующим образом:

Группа 1 (эксперимент)

1.Мужчины — экспериментатор мужчина

2. Мужчины — экспериментатор женщина

3.Женщины — экспериментатор мужчина

4. Женщины — экспериментатор женщина

Группа 2 (контроль)

Мужчины — экспериментатор

мужчина

Мужчины — экспериментатор

женщина

Женщины — экспериментатор

мужчина

Женщины — экспериментатор

женщина

4. Контрбалансировка. Этот прием контроля дополнительной переменной чаще всего применяют тогда, когда эксперимент вклю­чает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных ус­ловиях последовательно, и предыдущие условия могут изменять эф­фект воздействия последующих условий. К примеру, при исследо­вании дифференциальной слуховой чувствительности не безразлич­но, какой звук, громкий или более тихий, предъявлялся испытуемо­му первым, а какой — вторым. Также при выполнении тестов интел­лекта важен порядок предъявления испытуемому задач: от простой к сложной или от сложной к простой. В первом случае более интел­лектуальные испытуемые больше утомляются и теряют мотивацию, так как вынуждены решать большее количество задач, чем менее интеллектуальные. При втором варианте предъявления заданий ме­нее интеллектуальные испытуемые испытывают стресс неуспеха и вынуждены решать больше задач, чем их более интеллектуальные коллеги. В этих случаях для ликвидации эффектов последователь­ности и эффекта последействия используют контрбалансировку. Смысл ее состоит в том, что порядок предъявления разных задач, стимулов, воздействий в одной из групп компенсируется иным по­рядком предъявления заданий в другой группе.

Приведем пример плана контроля за внешней переменной для 2 условий.

Группа Экспериментал ьная серия(порядок)
    1-я 2-я
1-я Громкий звук Тихий звук
2-я Тихий звук Громкий звук

 

Для трех независимых переменных применяется такой план контрбалансировки, например, для предъявления трех цветов — крас­ного, желтого, зеленого:

Группа Эксперим ентальная сери я(порядок)
    1-я 2-я 3-я
1-я Кр. Ж  
2-я Кр.   Ж
3-я Ж Кр.  
4-я Ж   Кр.
5-я   Кр. ж
б-я   ж Кр.

 

Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть воз­можность провести несколько серий. Следует лишь учитывать, что большое число опытов может вызвать утомление у испытуемого. Но этот план позволяет контролировать эффект последовательности. Уп­рощение же плана контрбалансировки приводит к появлению эф­фекта последовательности. Однако контрбалансировка не позволя­ет полностью исключить еще один эффект, а именно — влияние из­менения порядка предъявления заданий на значение зависимой пере­менной. Он называется дифференцированным переносом: переход от ситуации 1 (когда она создается первой) к ситуации 2 отличается от перехода от ситуации 2 (когда она идет первой) к ситуации 1. Этот эффект приводит к тому, что реальные различия между двумя раз­ными экспериментальными ситуациями при регистрации преуве­личиваются.

Итак, техника контрбалансировки заключается в том, что каж­дый испытуемый получает более чем один вариант воздействия (АВ или ВА) и эффект последовательности целенаправленно распреде­ляется на все экспериментальные условия.

При балансировке каждый испытуемый получаетлишь одно экс­периментальное воздействие — внешняя переменная балансируется за счет выявления эффекта ее действия на членов эксперименталь­ной группы, по сравнению с эффектом, полученным при исследо­вании контрольной группы. Испытуемый может оказаться только в экспериментальной или же только в контрольной группе и получить воздействие какой-нибудь внешней переменной в обеих группах. Балансировка используется при исследовании независимых групп, тогда как контрбалансировка применяется в исследованиях с повто­ряющимися воздействиями.

5. Рандомизация. О ней мы уже говорили (разд. 4.4). Рандомиза­цией называется процедура, которая гарантирует равную возмож­ность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Каждому представителю выборки присваивается порядковый номер, а выбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы проводится с помощью таблицы "случайных" чисел. Рандомизация является способом, позволяющим исключить влияние индивидуаль­ных особенностей испытуемых на результат эксперимента.

Рандомизация применяется в двух случаях: 1) когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, однако у нас нет возможности использовать одну из предшествую­щих техник контроля; 2) когда мы предполагаем оперировать ка­кой-либо внешней переменной в экспериментальной ситуации, од­нако не можем ее специфицировать и применить другие техники.

Если предположить, что значение дополнительной переменной (переменных) подчиняется вероятностным законам (например, опи­сывается нормальным распределением), то в состав эксперимен­тальной и контрольных групп войдет выборка, которая имеет те же уровни дополнительных переменных, что и генеральная совокуп­ность.

По мнению многих специалистов, в том числе Кэмпбелла, урав­нивание групп посредством процедуры рандомизации является един­ственно надежным способом элиминации влияния внешних (допол­нительных) переменных на зависимую. Кэмпбелл определяет ран­домизацию как универсальный способ уравнивания групп перед экс­периментальным воздействием. Другие способы, например метод по­парного сравнения, характеризуются им как малонадежные и веду­щие к невалидным выводам.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Экспериментальные планы

План "истинного" экспериментального исследования отличает­ся от других следующим и важнейшими признаками:

1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего — рандомизации;

2) наличием экспериментальной и как минимум одной контроль­ной группы;

3) завершением эксперимента тестированием и сравнением по­ведения группы, получившей экспериментальное воздействие (X,),

с группой, не получившей воздействия (Х„).

Классическим вариантом плана является план для двух незави­симых групп. В психологии планирование эксперимента начинает применяться с первых десятилетий XX в.

Существуют три основные версии этого плана. При их описании будем пользоваться символизацией, предложенной Кэмпбеллом.

1. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия. Его автор — известный биолог и статистик Фишер. Структура плана выглядит следующим образом:

1. Экспериментальная группа R ХО,
2. Контрольная группа R 0,

 

Здесь R — рандомизация, Х — воздействие, 0, — тестирование пер­вой группы, 0^ — тестирование второй группы.

Равенство экспериментальной и контрольной групп является со­вершенно необходимым условием применения этого плана. Чаще всего для достижения эквивалентности групп применяют процеду­ру рандомизации (см. гл. 4). Этот план рекомендуют использовать в том случае, когда нет возможности или необходимости проводить предварительное тестирование испытуемых. Если рандомизация про­ведена качественно, то этот план является наилучшим, позволяет контролировать большинство источников артефактов; кроме того, для него применимы различные варианты дисперсионного анализа.

После проведения рандомизации или иной процедуры уравнива­ния групп осуществляется экспериментальное воздействие. В про­стейшем варианте используется лишь две градации независимой переменной: есть воздействие, нет воздействия.

Если необходимо использовать не один уровень воздействия, то применяются планы с несколькими экспериментальными группа­ми (по числу уровней воздействия) и одной контрольной.

Если же нужно контролировать влияние одной из дополнитель­ных переменных, то применяют план с двумя контрольными груп­пами и одной экспериментальной. Измерение поведения дает мате-риал-для сравнения двух групп. Обработка данных сводится к при­менению традиционныхддя математической статистики оценок. Рас­смотрим случай, когда измерение проводится интервальной шкалой. Для оценки различия в средних показателях групп используют t-кри-терий Стьюдента. Оценивание различий в вариации измеряемого параметра между экспериментальной и контрольной группами про­водится с помощью критерия F. Соответствующие процедуры подробно рассмотрены в учебниках математической статистики для психологов.

Применение плана для двух рандомизированных групп с тести­рованием после воздействия позволяет контролировать основные источники внутренней невалидности (как их определяет Кэмпбелл). Поскольку предварительное тестирование отсутствует, исключен эффект взаимодействия процедуры тестирования и содержания экс­периментального воздействия и сам эффект тестирования. План по­зволяет контролировать влияния состава групп, стихийного выбы­вания, влияния фона и естественного развития, взаимодействие со­става группы с другими факторами, исключить эффект регрессии за счет рандомизации и сравнения данных экспериментальной и кон­трольной групп. Однако при проведении большинства педагогичес­ких и социально-психологических экспериментов необходимо жест­ко контролировать исходный уровень зависимой переменной, будь то интеллект, тревожность, знания или статус личности в группе. Рандомизация — лучшая процедура из возможных, но не дающая абсолютной гарантии правильности выбора. Когда существуют со­мнения в результатах рандомизации, применяют план с предвари­тельным тестированием.

2. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием. Рассмотрим структуру этого плана:

1. Экспериментальная группа R 0,ХО,
2. Контрольная группа R 0, 0,

 

План с предварительным тестированием пользуется популяр­ностью у психологов. Биологи больше доверяют процедуре рандо­мизации. Психолог прекрасно знает, что каждый человек своеобра­зен и отличен от других, и подсознательно стремится уловить эти различия с помощью тестов, не доверяя механической процедуре ран­домизации. Однако гипотеза большинства психологических иссле­дований, особенно в области психологии развития ("формирующий эксперимент"), содержит прогноз определенного изменения свой­ства индивида под влиянием внешнего фактора. Поэтому план "тест — воздействие — ретест" с рандомизацией и контрольной группой очень распространен.

При отсутствии процедуры уравнивания групп этот план пре­образуется в квазиэкспериментальный (он будет рассмотрен в разд. 5.2).

Главный источник артефактов, нарушающий внешнюю валид-ность процедуры, — взаимодействие тестирования с эксперименталь­ным воздействием. Например, тестирование уровня знаний по оп­ределенному предмету, перед проведением эксперимента по заучи­ванию материала, может привести к актуализации исходных знаний и к общему повышению продуктивности запоминания. Достигается это за счет актуализации мнемических способностей и создания ус­тановки на запоминание.

Однако с помощью этого плана можно контролировать другие внешние переменные. Контролируется фактор "истории" ("фона"), так как в промежутке между первым и вторым тестированием обе группы подвергаются одинаковым ("фоновым") воздействиям. Вмес­те с тем Кэмпбелл отмечает необходимость контроля "внутригруп-повых событий", а также эффекта неодновременности тестирова­ния в обеих группах. В реальности невозможно добиться, чтобы тест и ретест проводились в них одновременно. План превращается в квазиэкспериментальный, например:

R О, Х О, R О, О,

Обычно контроль неодновременности тестирования осуществля­ют два экспериментатора, проводящие тестирование двух групп одновременно. Оптимальной считается процедура рандомизации по­рядка тестирования: тестирование членов экспериментальной и кон­трольной групп производится в случайном порядке. То же самое де­лается и с предъявлением — не предъявлением экспериментального воздействия. Разумеется, такая процедура требует значительной чис­ленности экспериментальной и контрольной выборок (не менее 30— 35 человек в каждой).

Естественное развитие и эффект тестирования контролируются за счет того, что они одинаково проявляются в экспериментальной и контрольной группах, а эффекты состава групп и регрессии (Кэмп­белл, 1980) — процедурой рандомизации.

Результаты применения плана "тест — воздействие — ретест" представлены в 4-клеточной таблице 2 х 2:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.