КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование корреляционного исследования 3 страница
Критическую оценку применения кумулятивно-аддитивной модели дал Р.Мейли. Он полагал, что и методика типа ТАТ, и опрос-ники (особенно — на самооценку) измеряют только вероятность наличия у испытуемого того или иного психологического свойства. Критика, с которой выступает Мейли, носит только качественный характер и не имеет математического или эмпирического обоснования. Процедура суммирования баллов сама по себе не плоха и не хороша: важно выявить природу итоговой оценки. Суммарный балл мо^ет характеризовать близость испытуемого к некоторому эталону испытуемого, вероятность его принадлежности к конкретному типу, а с помощью оценки определяется его место на шкале порядка или интервалов. Вид интерпретации тестового балла зависит от принятой разработчиком модели. Традиционные обобщенные измерительные модели теста являются математическими, описывающими взаимодействие измерительного инструмента (теста) и объекта измерения (человека). Основная особенность этих моделей: они применялись для обоснования метода обработки данных тестирования в целях выявления латентного свойства. В отношении психологического свойства можно сделать следующие теоретические предположения. Первое, наиболее простое, заключается в том, что нам неизвестно, есть свойство или нет. Утверждение кажется парадоксальным, однако дело в том, что психическое свойство — некоторое теоретическое допущение, и, если у нас нет достаточных оснований пользоваться этим понятием для объяснения поведения, лучше к нему не прибегать. Второй вариант допущения состоит в том, что свойство есть, но нам неизвестна его топология: неясно, является ли это свойство точечным, линейным, многомерным и т.д. Третье возможное утверждение: нам известна топология свойства. Свойство — одномерный континуум (непрерывный) и может быть измерено некоторой порядковой или метрической шкалой (шкала наименований не является шкалой в строгом смысле этого слова). По отношению к взаимодействию испытуемого и теста возможны два допущения: 1) появление признака строго детерминированно и соответственно детерминирован тип ответа; 2) взаимодействие испытуемого и задания определяет вероятность получения того или иного ответа. Чаще применяется вероятностная модель. Валидность признаков Множество свойств имеет определенную структуру. Традиционно полагается, что тестируемые свойства должны бытьлинейно независимы, хотя в общем случае это условие необязательно. Каждое свойство имеет определенную топологию: она может быть не определена, а свойство — точечно, линейно, многомерно. I. Тест измеряет свойства некоторых объектов, принадлежащих определенному множеству 0-совокупности потенциальных испытуемых. В руководстве к тесту оговариваются характеристики множества испытуемых, для которых он предназначен. Тем самым определено некоторое множество О с отношениями между его элементами. Эти отношения связаны с топологией свойства. Если топология свойства не определена, то на множестве испытуемых можно вводить только отношения сходства, не соответствующего правилу транзитивности отношений. Если свойство является точечным, то, согласно его определению, оно позволяет отделить испытуемых, обладающих свойством, от испытуемых, им не обладающих. То есть на множестве испытуемых можно ввести отношения эквивалентности— неэквивалентности, свидетельствующие о степени обладания свойством. Наконец, если свойстволинейное, то испытуемых можно расположить на линейном континууме и ввести метрику. 2. Тест включает в себя множество заданий (Z) и вариантов ответов испытуемого (R), которые оговорены в предлагаемой ему инструкции (решил—не решил, да—нет, хорошо—средне—плохо и т.д.). Декартово произведение Zx R = J дает нам множество индикаторов (признаков) измеряемого свойства. Индикаторы могут быть относительно свойства разнородны, однородны (т.е. на них могут быть введены отношения эквивалентности), шкалированы (область разной "силы"). Отношения на множестве индикаторов независимы от отношений на множестве испытуемых, т.е. от топологии свойства. Это правило соответствует принципу объективности метода измерения: свойства прибора (в нашем случае — тестовых заданий) не зависят от свойств объекта. а л 3. Между множествами испытуемых (О), индикаторов (J) и свойств (Р) существуют определенные отношения, которые можно разбить на отношения измерения и интерпретации. Измерение — это творческий подход испытуемого (испытуемых) к работе с тестом, "порождение" ответов на задания (признаков). Интерпретация заключается в том, что на основе этих признаков экспериментатор при работе с "ключом" теста выявляет свойства испытуемого и относит его к определенной категории (подмножеству множества испытуемых). Отношения измерения: 1. Отображение множества свойств на множество испытуемых вида F,: Р-> 6 дает представление об отношении измеряемых свойств к испытуемым. Например: испытуемые могут обладать или не обладать той или иной интенсивностью свойства и т.д. Каждое свойство характеризуется вектором вида <0^,0у..., 0^>, где О — величина, показывающая на принадлежность свойства Р испытуемому 0^. Обычно Р. характеризует распределение испытуемых, на которых апробировался тест, по отношению к пространству свойств. 2. Отображение F^: P—>J определяет процесс измерения. Каждое свойство характеризуется вектором <i.,, \.у..., i^>, где i^—величина, определяющая, в какой мере свойство Р детерминирует индикатор J^. Если описание теста сопровождается данными факторного или латентно-структурного анализа, то эта величина отражает "нагрузку" фактора на пункт теста. 3. Отображение Fy 6 —> Р позволяет оценить результат измерения и определить, какие признаки проявил испытуемый при выполнении теста. Каждый испытуемый характеризуется вектором <1ц, i^,..., i^>, где i^ — величина, указывающая, в какой мере испытуемый О, проявил признак !у Обычно признаки проявляются дихотомически: решил — не решил, да — нет; иногда привлекаются непрерывные величины: время решения задания, шкальная оценка и т.д. Этот вектор характеризует ответы испытуемого на тест и подвергается процедуре интерпретации. Отношения интерпретации: 1. Отображение множества J на множество О вида Fy J —> О дает представление о первичной структуре данных. Каждый индикатор характеризуется вектором <0,, Оу..., 0^>. При тестировании способностей этот вектор позволяет определить, какие испытуемые решили те или иные задачи.^ 2. Отображение множества J на множество Р вида F^.: J —> Р указывает на процесс интерпретации тестового балла, точнее — вектора обнаруженных признаков. Каждый индикатор характеризуется вектором <р.|, Р.,, Рз,..., Р.д>, где Р, — величина, определяющая "вес" индикатора по отношению к свойству. В инструкции к тесту "вес" индикатора используется для подсчета накопленного балла. Он соответствует "нагрузке" фактора на пункт теста. По отображению F^ можно говорить о процедуре подсчета "сырого"^балла. 3. Отображение множества О на множество Р вида F^,: О —> Р характеризует интерпретацию — приписывание свойства или определенного уровня его интенсивности конкретному испытуемому (группе испытуемых). Каждый испытуемый характеризуется вектором <Р^, Ру,..., Ру>, где Р — величина, определяющая, в какой мере свойство Р выражено у испытуемого О.. Эта величина является итогом процесса интерпретации — "психологическим портретом" испытуемого. С позиции обобщенной модели основное требование к тесту заключается втом, чтобы процедуры интерпретации и измерения были тождественными. Иными словами, тождественными должны быть обратные отображения F, и f|., F^ и F^,, F^ и F^.. В противном случае результаты интерпретации будут расходиться с результатами измерения (тестирования). Описания множеств О, J, Р, Z, Ки видов отображения F,,, F^., F.,. определяются в ходе разработки теста и включаются в теоретическое описание теста и в инструкцию экспериментатора. Поскольку тест направлен на измерение психического свойства (в частности, способности), вид конкретной модели, описывающей тест, определяется топологией свойства. Рассмотрим варианты нормативной обобщенной модели теста для одномерного случая, когда измеряется только одно свойство: (.Свойство не определено. Если топология свойства не определена, то это означает, что множество испытуемых нельзя (в соответствии с определением понятия "свойство") разбить на подмножества, обладающие или не обладающие свойством. Иначе: на множестве испытуемых нельзя ввести отношения эквивалентности—неэквивалентности. Однако на множестве испытуемых можно ввести отношения толерантности (сходства). Это отношение рефлексивно, симметрично, но не транзитивно. Множество индикаторов J нельзя характеризовать по отнесенности к свойству, так как Р — множество свойств, качественно не определенных. Следовательно, каждый испытуемый характеризуется лишь структурой своих ответов. Единственно возможный способ интерпретации таких результатов — выделение из множества испытуемых "эталонного испытуемого" (например, решившего все задачи теста). После этого производится подсчет коэффициентов сходства всех испытуемых с "эталоном". "Назовем этот вариант модели "моделью сходств". В психологических исследованиях она применяется редко. Очевидно, свою роль ифает стремление исследователей максимально повысить мощность интерпретации данных. 2. Свойство качественно определено. Топология свойства определена: оно является точечным. На множестве испытуемых можно ввести отношение эквивалентности—не- эквивалентности (рефлексивное, симметричное, транзитивное), указывающее на наличие или отсутствие у них свойства. Следовательно, отображение F.: О —> Р является отображением множества на точку. Вектор значений Р характеризует индивидуальную меру выраженности свойства (в вероятностной интерпретации — вероятность его наличия) у испытуемого. Соответственно определены все отображения F„, F-., F^. (и обратные им). Если испытуемые обладают/ не обладают свойством, то их можно разбить на основании результата тестирования на классы, имеющие и не имеющие свойства. При интерпретации данных используется следующий алгоритм: фиксируются индикаторы, проявленные испытуемым, подсчитывается индивидуальный показатель наличия или отсутствия у него свойства и принимается решение о его принадлежности к одному из дихотомических классов — А и А (обладающих и не обладающих свойством). Назовем эту модель моделью дихотомической классификации. Она использована в опросникахЛичко,опросникахУНП и ряде других. 3. Свойство качественно и количественно определено. Свойство является линейным континуумом, следовательно, на нем определена метрика. Отображение F,: О -> Р указывает на меру принадлежности испытуемых к той или иной градации свойства (точке линейного континуума). В этом случае для подсчета величины, характеризующей принадлежность испытуемого к определенной интенсивности свойства, применяют кумулятивно-аддитивную модель: число признаков, проявленных при выполнении заданий теста (с учетом "весов"), прямо пропорционально интенсивности свойства, которым обладает испытуемый. 3i а модель есть отображение Fy: Р-> 6. Тем самым применяется следующая интерпретация: фиксируются ответы испытуемого; вычисляется "сырой" балл; испытуемый обладает определенной интенсивностью свойства на основе отображения "сырого" балла на шкалу, характеризующую свойство. Эта модель — модель латентного континуума — является наиболее распространенной при тестировании психических свойств. Индикаторы свойства также могут быть однородными и разнородными. В последнем случае они шкалируются или не шкалируются. Если индикаторы однородны, то они выявляют свойство или уровень его интенсивности с равной вероятностью. Если индикаторы разнородны, то они выявляют свойство или уровень его интенсивности с разной вероятностью. На множестве индикаторов может быть введена некоторая мера — "сила" признака: чем сильнее признак, тем с большей вероятностью он выявляет свойство или определенный уровень его интенсивности. В этом случае для описания теста мы получаем так называемую модель Раша. 2. Конкретная валидность, или конвергентная—дивергентная. Тест должен хорошо коррелировать с тестами, измеряющими конкретное свойство либо близкое ему по содержанию, и иметь низкие корреляции с тестами, измеряющими заведомо иные свойства. 3. Прогностическая валидность. Тест должен коррелировать с отдаленными по времени внешними критериями: измерение интеллекта в детстве должно предсказывать будущие профессиональные успехи. 4. Содержательная валидность. Применяется для тестов достижений: тест должен охватывать всю область изучаемого поведения. 5. Конструктная валидность. Предполагает: а) полное описание измеряемой переменной; б) выдвижение системы гипотез о связях ее с другими переменными; в) эмпирическое подтверждение (не опровержение) этих гипотез. С теоретической точки зрения единственным способом установления "внутренней" валидности теста и отдельных заданий является метод факторного анализа (и аналогичные), позволяющий: а) выявлять латентные свойства и вычислять значение "факторных нагрузок" — коэффициенты детерминации свойством тех или иных поведенческих признаков; б) определять меру влияния каждого латентного свойства на результаты тестирования. К сожалению, в классической теории теста не выявлены причинные связи факторных нагрузок и надежности теста. Дискриминативность задания является еще одним параметром, внутренне присущим тесту. Тест должен хорошо "различать" испытуемых с разными уровнями выраженности свойства. Считается, что больше 9—10 градаций использовать не стоит. Тестовые нормы, полученные входе стандартизации, представляют собой систему шкал с характеристиками распределения тестового балла для различных выборок. Они не являются "внутренним" свойством теста, а лишь облегчают его практическое применение. 20 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты исследования, их интерпретация и обобщение Автор этого учебника сознательно не включил главу с изложением методов математико-статистической обработки данных. Во-первых, существует обширная учебная литература, справочники и монографии, где эти вопросы изложены профессионально и подробно. Во-вторых, студенты-психологи изучают отдельный курс "Магема-тические методы в психологии", а попрактиковаться в их применении они могут, обрабатывая результаты лабораторных исследований на практикуме по общей психологии. Поэтому содержание этой главы начинается с того момента, когда данные исследования уже обработаны и представлены в той или иной форме. Кроме того, применение статистических критериев уже позволило сделать вывод о принятии или отвержении стагистической гипотезы Н, или Нд. Предположим, что статистическая гипотеза о различии результатов экспериментальной и контрольной групп принята. Какие выводы мы можем сделать после обработки экспериментальных результатов? Итог любого исследования — преобразование "сырых" данных в решение об обнаружении явления (различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств — различий, связей и т.д. должно быть интерпретировано как подтверждение (неопровержсние) или опровержение экспериментальной гипотезы. Как правило, исследователь пытается подтвердить гипотезу о различиях поведения контрольной и экспериментальной групп. Нуль-гипотеза — гипотеза о тождестве групп. При статистическом выводе возможны различные варианты решений. Исследователь может принять или отвергнуть статистическую нуль-гипотезу, но она может быть объективно ("на самом деле") верной или ложной. Соответственно возможны четыре исхода: 1) принятие верной нуль-гипотезы; 2) отвержение ложной нуль-гипотезы; 3) принятие ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение верной нуль-гипотезы. Два варианта решения правильны, два — ошибочны. Ошибочные варианты называются ошибками 1 -го и 2-го рода. Ошибку 1-го рода исследователь совершает, если отвергает истинную нуль-гипотезу. Ошибка 2-го рода состоит в принятии ложной нуль-гипотезы (и отвержении верной исследовательской гипотезы о различиях).
Чем больше число испытуемых и опытов, чем выше статистическая достоверность вывода (принятый уровень значимости), тем меньше вероятность совершения ошибок 1 -го рода. Например, если при к =0,1 слабые различия между средним,', определенные с помощью t-критерия, могут быть значимыми, то прлос= 0,05 исс= 0,001 значимых различий мы можем не получить. Ошибка 1 -го рода особо значима в уточняющем (конфирматор-ном) эксперименте, а также в тех случаях, когда принятие неверной гипотезы о различиях имеет практическую значимость. Допустим,принятие ложной гипотезы об ишеллектуальных различиях представителей разных социальных страт или этнических групп имее1 чрезвычайно значимые социально-политические следствия. Ошибка 2-го рода — отвержение верной исследовательской гипотезы и принятие нуль-гипотезы — особенно существенна при проведении пробного (эксплораторного) эксперимента. Отклонение исследовательской гипотезы на начальной стадии может надолго закрыть дорогу исследователям вданной предметной области. Поэтому уровень статистической достоверности при проведении эксплораторного эксперимента на малых выборках стремятся понизить, т.е. выбирают а=0,1 или а = 0,05. Исследователю, разумеется, приятнее получить подтверждение своим собственным мыслям, поэтому субъективная значимость ошибок 2-го рода значительно ниже, чем субъективная значимость ошибок 1 -го рода. Но для науки как сферы человеческой деятельности важнее получить максимально достоверное знание, а не "засорять" научные журналы невалидными и ненадежными результатами. Поэтому стратегия исследований в любой обласги психологической науки такова: переход от эксплораторного (поискового) эксперимента к кон-фирматорному (уточняющему), от низких уровней достоверности — к высоким, от исследований на малых выборках — к исследованиям набольших. В конкретных же исследованиях значимость ошибок 1-го и 2-го рода может сильно зависеть от целей, которые преследуются в эксперименте, от предмета изучения и характера решаемой исследовательской задачи и т.д. В обыденной жизни и профессиональной мы часто сталкиваемся с такими ситуациями, когда нам надо оценить сравнительную значимость ошибок 1 -го и 2-го рода. Например, судья или присяжные, определяя виновность или невиновность подсудимого, должны для себя решить, что более значимо: признать невиновного виновным или виновного невиновным. Установка на "гуманность" диктует правило: пусть будут оправданы десять преступников, чем пострадает один невиновный. "Репрессивная" установка предполагает другое правило: пусть пострадаю г десять невиновных, лишь бы один виновный не ушел от наказания. Принятие или отвержение статистической гипотезы не является единственным условием принятия или не принятия экспериментальной гипотезы. Если статистическая гипотеза отвергнута, то исследователь может это реализовать по-разному. Он может завершить эксперимент и предпринять попытку выдвижения новых гипотез. Экспериментатор может провести новое исследование на расширенной выборке с использованием модифицированного эксперимен- тального плана и т.д. "Отрицательный" результат, как говорят опытные экспериментаторы, тоже результат. С позиций критического рационализма "отрицательные" выводы, отвергающие экспериментальную гипотезу, — это главный рс-зультатлюбого эксперимента, так как сам эксперимент есть способ выбраковки нежизнеспособных гипотез. Отклонение экспериментальной гипотезы отнюдь не означает, что теорию, следствием которой она являлась, следует сразу отбросить. Возможно, неверно сформулирована теоретическая гипотеза: в прямой вывод из теории может вкрасться ошибка. Не исключено, что теоретическая гипотеза верна, но ее экспериментальная версия некорректно сформулирована. При этом зачастую даже подтверждение экспериментальной гипотезы не свидетельствуете подтверждении теории. Допустим, исходя из концепции фасилитации, мы предполагаем, что эмоциональная поддержка действий испытуемого будет приводить к более успешному решению задач. Но вместо превентивной эмоциональной поддержки любых проявлений интеллектуальной активности мы в эксперименте поощряли испытуемого за хорошую работу по окончании решения задания. Разумеется, эффект будет обнаружен, но никакого отношения к исходной теоретической гипотезе он не имеет. Рассмотрение различных частных случаев подтверждения или неподтверждения конкретных экспериментальных гипотез — дело увлекательное и вполне доступное любому студенту, который усвоил азы психологического экспериментирования. Предположим, что экспериментальная гипотеза подтверждена или, следуя строгой логике К.Поппера, не опровергнута. Требуется решить проблему обобщения результатов эксперимента: на какие группы испытуемых могут быть распространены выводы, в каких внешних условиях будут воспроизводиться результаты, не будетли влиять на результаты исследования смена экспериментатора? В отличие от классического естествознания, экспериментальный результат в психологии должен быть инвариантен (неизменен) по отношению не только ко всем объектам данного типа, к пространственно-временным (и некоторым другим) условиям проведения эксперимента, но и к особенностям взаимодействия экспериментатора и испытуемого, а также к содержанию де>, "ельности испытуемого. 1. Обобщение по отношению к объектам. Если мы провели эксперимент на 30 испытуемых — мужчинах в возрасте от 20 до 25 лет, принадлежащих к семьям из среднего класса, обучающихся на 2—3-м курсах университета, то, очевидно, нужно решить следующую проблему: на какую популяцию распространить результаты? Предельным обобщением будет oi несение выводов ко всем представителям вида Homo sapiens. Обычно исследователи заканчивают первую экспериментальную часть своей работы предельно широким обобщением. Дальнейшая исследовательская практика сводится не только к уточнению, но и к сужению диапазона применимости найденных закономерностей. Исследования Скиннера по оперантному обучению на крысах, голубях и др. дали результаты, которые автор распространил на представителей других видов, занимающих верхние ступени эволюционной лестницы, в том числе и на человека. Эксперименты И.П.Павлова по выработке классических условных рефлексов у собак позволили выявить закономерности высшей нервной деятельности, общие для всех высших животных. Феномены Ж.Пиаже воспроизводятся при исследовании групп детей во Франции, США, России, Израиле и т.д. Ограничителями генерализации выступают внепсихологические характеристики популяции: 1) биологические и 2) социокультурные. К основным биологическим характеристикам относятся пол, возраст, раса, конституциональные особенности, физическое здоровье. В дифференциально-психологическом исследовании выявляются изменения зависимости между двумя переменными, которые относятся к дополнительным признакам объекта изучения. Социокультурные особенности являются вторым важнейшим ограничением обобщения результатов. Решается проблема возможности распространения данных на представителей других народов и культур в кросскультурных исследованиях. Аналогичная работа проводится по уточнению влияния на результаты эксперимента таких дополнительных переменных, как уровень образования и уровень доходов испытуемых, классовая принадлежность и т.д. Бывает, что результаты эксперимента можно применить лишь к той популяции, представители которой вошли в состав экспериментальных групп. Но и в этом случае существует проблема: можно ли данные, полученные на экспериментальной выборке, распространить на всю популяцию? Решение этой проблемы зависит от того, насколько в ходе планирования исследования и формирования экспериментальной выборки соблюдалось требование репрезентативности. Для проверки выводов, во-первых, проводят дополнительные эксперименты на группах представителей той же популяции, не вошедших в первоначальную выборку. Во-вторых, стремятся максимально увеличить в уточняющих экспериментах численность экспериментальной и контрольных групп.8 Экспериментальная психология 2. Условия исследования. В психологическом эксперименте важны не столько пространственно-временные факторы (в отличие от физического), сколько условия деятельности испытуемого, а тем более — особенности заданий. В какой мере влияют на результат вариации инструкции, материала заданий, действий испытуемого, предусмотренных в ней, вид мотивации, присутствие или отсутствие "обратной связи"? На все эти вопросы нельзя ответить, ограничившись проведением одного эксперимента. Исследователь должен варьировать в последующих экспериментальных сериях дополнительные переменные, относящиеся к характеристикам экспериментального задания, чтобы установить, являются ли результаты инвариантными по отношению к задаче испытуемого. Классическим примером влияния особенностей задачи, решаемой испытуемым, на результат эксперимента стали психофизические исследования абсолютных порогов чувствительности. "Слепой опыт" позволяет исключить влияние на результат знания испытуемого о том, когда и какое воздействие он получает. 3. Экспериментатор. Проблеме влияния экспериментатора на результаты исследования было уделено достаточно внимания в этой книге. Следуетлишь напомнить, что психология, в отличие от других научных дисциплин, не может полностью исключить, "вынести за скобки" влияние личностных черт, мотивации, компетентности исследователя в ходе эксперимента. "Двойной слепой опыт" позволяет контролировать влияние ожиданий экспериментатора на результаты исследования. Однако полный контроль воздействия индивидуальных особенностей экспериментатора предполагает применение факторного плана вида Кх Lx х М, где в качестве дополнительной переменной выступают экспериментаторы, различающиеся по полу, национальной принадлежности, возрасту, индивидуально-психологическим особенностям и т.д. Инвариантность результатов по отношению к личности экспериментатора особенно часто нарушается в социально-психологических и дифференциально-психологических исследованиях. Вариация результатов исследования, определяемая влиянием экспериментатора, описана в большинстве практических руководств по проведению психологического эксперимента. Подведем итог. Исследователь может совершить две ошибки относительно гипотезы: 1) принять неверную экспериментальную гипотезу и 2) отвергнуть верную экспериментальную гипотезу. В экс-плораторном (поисковом) эксперименте опаснее ошибка 2-го рода. В конфирматорном (уточняющем) эксперименте большее значение имеет ошибка 1-го рода. Увеличение объема выборки и статистической достоверности вывода способствует минимизации ошибки 1-го рода. Исследователя подстерегает опасность неправомерного обобщения результатов исследования. Ограничителями генерализации результатов выступают: 1) особенности выборки; 2) содержание эксперимента (задания испытуемому, воздействия, среда), 3) личность экспериментатора. Возможны две стратегии проведения дополнительных исследований: 1) ограничение генерализации путем введения дополнительных переменных в план эксперимента; 2) индуктивный путь на основе перепроверки результатов на других рандомизированных экспериментальных выборках. Процедура эксперимента никогда не может дать абсолютно достоверного знания, так как индукция принципиально неполна. Эксперимент — это лучший способ критики и отбора идей, но не лучший способ порождения нового знания.
21 Форма представления результатов исследования Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую. Квалификационная работа — курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. — служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и вдругихстольжесолидныхдокументах. Нас интересует вторая форма — представление результатов научной работы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |