Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейные ролевые отношения




В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи, ее гармоничное существование и функционирование.

Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью и культурой каждого члена семьи.

Традиционно роль хозяина в семье, начиная с зарождения патриархата, принадлежала (да и сейчас во многих семьях принадлежит) мужчине, который является основным добытчиком средств существования, родоначальником и основным стержнем семьи. Женщина вела хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время в индустриально развитых странах происходит изменение характера лидерства в семье: женщины работают и получают зарплату (за справедливостью которой строго следят различные феминистские движения и специалисты по тендеру), престарелые родители обеспечены пенсией, взрослеющие дети стремятся к ранним заработкам и частичной финансовой независимости от родителей. Все это, разумеется, снижает доминирующую роль мужчины в семье, хотя старые традиции продолжают действовать, определяя менталитет членов семьи.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном,- городском окружении эта зависимость резко ослабляется. В подобном окружении многие функции семьи выполняются иными социальными институтами (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание), социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средствами массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функция семьи ослабляется, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, не просто как к объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

Социальный контрольэто система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Социальный контроль - элемент социальных институтов, обеспечивающих следование социальным нормам, правилам деятельности, нормативных требований и ограничений в поведении, его формы, контролирующие семейное воспитание.

Для того чтобы общество функционировало нормально, состав­ляющие его индивиды должны поступать согласно установлен­ным социальным нормам. Только в этом случае их поведение может быть прогнозируемым, и общество будет с большой долей вероятности знать, чего можно ждать от своих членов в той или иной конкретной ситуации. Для обеспечения соответствия поведения индивидов принятым в обществе нормам, у общества имеется специальный механизм — социальный контроль.

В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе знаков и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными Ожиданиями от окружающего социального мира. По отношению к ин­дивидуальному поведению социальный контроль проявляется как ограничивающая внешняя сила — аналогично тому, как на поведение человека оказывают ограничительное воздействие законы физики. Так, ребенок, который обжег палец, научается осторожно обращаться с огнем и в дальнейшем в своем поведении считается с физическими законами.

Однако такое схематичное понимание, порожденное механическим детерминизмом и упрощенным психологизмом, недостаточно. В действительности социальный контроль является чисто внешним по отношению к индивиду только в ранние годы жизни, когда поведение ребенка постоянно корректируют извне родите­ли, воспитатели, учителя, т.е. в этот период соответствие поступков индивида принятым нормам обеспечивается внешними санкциями.

В процессе взросления и социализации происходит интернализация социальных норм. Это означает, что поведение индивида все больше управляется внутренними регуляторами: в его личность органически включаются общепринятые стандарты поведения, которые он воспринимает как составную часть самого себя, «вторую натуру». Большинству из нас знакома ситуация, когда есть все возможности совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для нас, но неприемлемый с точки зрения социальных стандартов поступок, но мы так не поступаем, потому что нам «не позволяет совесть». Голос совести — это и есть внутренний самоконтроль, который в действительности представляет собой внутренний контроль со стороны общества.

Можно выделить три типа процессов социального контроля:

1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм;

2)процессы, организующие социальный опыт индивидов;

3)процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций.

К процессам первого типа относятся процессы социализации, семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний, т.е. таких запретов и позитивных требований, которые адресуются обществом каждому индивиду в обязательном порядке. Форма выражения таких запретов и требований может быть как письменной и прямой (например, таблички с надписью «по газонам не ходить»), так и неявной и неформальной (никто из нас не раздевается догола в общественных местах, хотя нигде не висит табличка с надписью «не раздеваться»). Очень действенным неформальным выражением социальных предписаний является общественное мнение. Кроме внутреннего голоса совести от запретных поступков человека удерживает страх перед общественным осуждением или осуждением со стороны уважаемых им лиц.

Некоторые социальные запреты интернализованы настолько глубоко, что возможность их нарушения прочно вытеснена в бессознательное.

Процессы второго типа организуют преимущественно общество и государство. Последнее предпринимает усилия для того, чтобы индивиды как можно меньше сталкивались с социальными явлениями, способными дестабилизировать их поведение. Например, в большинстве случаев учреждения, где происходит что-то волнующее и негативное, — тюрьмы, исправительные учреждения, полигоны для ядерных испытаний, закрытые научные лаборатории — расположены так, что доступ к ним минимален. Отсутствие гласности в обществе — это тоже форма организации социального опыта, цель которой в том, чтобы негативная информация о социальной действительности и деятельности конкретных власть имущих лиц не стала достоянием широких масс и не смогла дестабилизировать ситуацию. В то же время и гласность представляет собой форму контроля общества над поведением господствующих слоев и групп.

Процессы третьего типа связаны с применением санкций — специальных средств поощрения и наказания, побуждающих к соблюдению установленных норм. Чем жестче система социального контроля в данном конкретном обществе, тем больше оно прибегает к санкциям. В этом смысле наиболее жесткими были и остаются многие традиционные общества, где существуют очень жестокие наказания даже за неуголовные деяния, например религиозное свободомыслие, супружескую измену.

Социальные санкции могут быть формализованными, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами, и неформализованными, которые реализуются в ходе неформального общения людей в виде морального осуждения или похвалы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.