Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 33.Возможности профилирования курса социологии в вузе




Содержание курса по социологии зависит от профиля специальности, получаемой студентом. Речь идет о курсе социологии для несоциологов, то есть об общем курсе социологии в рамках цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, читаемых для всех специальностей.

Анализ уже изданных или имеющихся на кафедрах общественных наук программ по социологии, а также анализ учебной литературы показывает, что студенты в разных вузах и даже на разных факультетах одного и того же вуза изучают совершенно разный материал под общим названием Социология. Однако уже имеются Государственные образовательные стандарты высшего образования по всем специальностям, в которых конкретно указано, что должен знать любой специалист в области социологии. В соответствии с этими стандартами должны быть разработаны рабочие программы по курсу «Социология», их структура и содержание.

Необходимо учитывать, что учебный предмет не является сокращенной или упрощенной копией социологии, а представляет собой дидактически обоснованную, переработанную систему знаний, отобранную по основным теоретическим положениям социологии как науки, проблематике социологического знания, процедурам и методам социологического исследования, а также по анализу социологических проблем российского общества. Дидактическая модель и содержание курса социологии должны выполнять предназначенную образовательную цель, умения и навыки, необходимые для применения социологических знаний в конкретных видах деятельности будущего специалиста. Эта модель структурно содержит два блока: основной и вспомогательный, каждый из которых включает свои элементы.

Структура содержания учебного предмета

 

Основной блок 1. Система знаний (основных понятий, законов науки) 2. Некоторые вопросы истории науки, сведения о важнейших ее представителях и научных школах 3. Мировоззренческий и вспомогательный аспект, эстетические и этические нормы, идеалы, формируемые содержанием учебных занятий
Вспомогательный блок   4. Методы исследования и научного мышления, без которых невозможно усвоение знаний 5. Методы и приемы познавательной деятельности, которыми должны овладеть обучаемые 6. Система умений и навыков 7. Показатели развития способностей и чувств

Анализируя эту проблему и констатируя очевидный факт плюралистичное™ в изучении социологии, автор практикума по социологии Р.И. Руденко предлагает решение этой задачи за счет выделения пяти основных смысловых блоков, которые вполне согласуются с требованиями стандарта по изучению социологии:

1. Характеристика социологии как науки и учебного предмета.

2. Основные этапы (вехи) исторического развития социологической мысли.

3. Общество как система: характеристика ее элементов.

4. Специальные социологические теории.

5. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований.

Соглашаясь в целом с выделением указанных блоков в общем курсе вузовской социологии, А.Н. Елсуков делает ряд методических замечаний.

Во-первых, необходимо не только выделять смысловые блоки, но и указывать в общих чертах те временные рамки, в пределах которых эти блоки могут изучаться. Во-вторых, проанализировать содержание каждого блока, выделяя его ключевые моменты и те варианты, которые могли бы привлечь к себе внимание слушателей разных специальностей. При этом необходимо исходить из варианта односеместрового изучения этого предмета, как это и принято сейчас в вузах.

Если в качестве анализа взять схему, предложенную Р.И. Руденко, то можно отметить следующее.

Первые два блока относятся к характеристике самой социологии как науки и учебной дисциплины. Здесь студенты должны получить четкое представление о предмете социологии, ее задачах, функциях и структуре; о месте социологии в системе социального познания; об основных этапах ее становления и развития (включая этап институционализации в качестве научного знания).

Блок «Общество как система» представляет собой ключевое с теоретической точки зрения значение в рамках социологического курса. На изучение этой части отводится основное время, предназначенное для этого курса.

Разобрав некоторые общие вопросы системной организации общества, социолог должен сразу же перейти к ее специфической интерпретации в рамках своей науки. Эта специфика выражается понятиями страты и стратификации, института и институализации, общности и группы, общества и личности, социализации и десоциализации, социального действия и взаимодействия, нормального и отклоняющегося поведения, культуры и субкультуры, прогресса и регресса и т.д.

Блок «Специальные социологические теории» курса социологии может быть представлен как та часть этого предмета, которая может легко варьироваться в зависимости от интереса слушателей тех или иных специальностей.

В данном варианте он назван «Специальные социологические теории». Кроме этого названия в литературе используются и такие, как «Социологические теории среднего уровня», «Дисциплины отраслевой социологии», «Конкретно-социологические дисциплины» и т.д. Есть и еще одно важное с методологической точки зрения обстоятельство, касающееся этого блока вопросов. Суть его состоит в том, что один и тот же материал в разных учебных пособиях подается по-разному: в одних случаях речь идет о характеристике основных социальных институтов (семьи, образования, религии, экономики и политики, как это имеет место, например, в учебнике социологии Н. Смелзера), в других случаях этот материал трактуется как разновидность социологических дисциплин (например, социология семьи, социология образования, социология религии и т.д.).

Из всего перечня отраслевых социологии можно было бы предложить рассмотреть вопросы о браке, семье и управлении (так как эти вопросы имеют жизненно важное значение и нигде, кроме как в социологии, не разбираются), а также те, что непосредственно связаны со специальностью слушателей, предположим, социология медицины и здравоохранения для мединститутов, индустриальная социология и социология труда для технических вузов, социология искусства (с ее подвидами) для вузов культурологического профиля, социология права для юристов и т.д., что и обеспечило бы профессиональный интерес слушателей.

Определяя значимость социологии для специалистов разных фессий, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что любой человек, тем более специалист постоянно находится в определенном социальном окружении. Человек находится в семье, в трудовом коллективе, в политической или общественной организации, в транспорте, на отдыхе, в местах лечения и т.д. И где бы он ни был, он постоянно находится в окружении других людей, ощущая на себе их воздействие.

Блок «Прикладная социология»: методика и техника социологических исследований» имеет сугубо профессиональный смысл. Хотя этот блок имеет специальный характер и рассчитан в основном на подготовку специалистов-социологов, тем не менее, он имеет и общеобразовательный смысл.

Чтобы профессионально ориентироваться в этой информации, каждому специалисту необходим хотя бы минимум сведений о том, как эта информация собирается, как к ней относиться и какую пользу из нее можно извлечь.

Важно знать, как получена эта информация, что определяет ее достоверность, что означает ее репрезентативность, что означает ошибка выборки и т.д. Видимо, этот интерес и должен определять тот круг вопросов, с которыми должен познакомиться специалист - несоциолог, изучая методику прикладного социологического исследования. Учитывая тот факт, что многие из этих вопросов требуют практической проработки, их изучение наиболее целесообразно проводить в форме семинарских занятий

Необходимо учитывать изменения в Государственном стандарте, эти изменения учитываются в появляющейся новой учебной литературе. Несмотря на наше убеждение в необходимости раздела «Методики и техники социологического исследования», в учебниках и учебных пособиях по новому стандарту он отсутствует или описываются только методы сбора социологической информации.

 

Вопрос 34. Самостоятельная работа студентов как форма обучения в вузе

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе, при этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту с высшим образованием, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способность к самообразованию и накоплению знаний. В процессе самостоятельной работы раскрываются способности человека, формируются его качества как творческой личности, поэтому умение самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею – одно из наиболее ценных качеств современного специалиста.

Формирование навыков самостоятельности и других качеств будущего специалиста определяется не только целями и задачами высшей школы. Во многом оно обусловливается самой социально-психологической природой человека, его активностью, стремлением к деятельности, к самореализации через творческий труд. Данная посылка основывается на идее деятельной природы человека.

Особенность вузовского обучения и состоит в том, чтобы развить творческий потенциал студента. Вся методика обучения в вузе нацелена на активизацию этой потенции, раскрытие творческих возможностей каждого обучающегося. Именно поэтому самостоятельная работа студентов в вузе становится важной составной частью процесса обучения, вузовской дидактики.

Следует отметить, что разные авторы рассматривают сущность самостоятельной работы по-разному. Одни из них понимают самостоятельную работу как форму организации процесса обучения, другие считают, что самостоятельная работа является средством обучения, третьи считают, что это особый фон вузовского обучения, дополняющий аудиторные занятия и т.д. Например, Р. Микельсон под самостоятельной работой понимает выполнение учащимися заданий под наблюдением преподавателя, но без его помощи; Б. Есипов – работу без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

Самостоятельная работа студента – это проявление его творческих способностей при усвоении материала, его наполнении и использовании в практических ситуациях.

Виды самостоятельной работы:

1. Основными целями самостоятельной работы студентов являются: приобретение новых знаний; углубление ранее приобретенных знаний; обобщение, систематизация и практическое применение знаний; формирование практических умений и навыков; самоконтроль в процессе усвоения знаний и выработка навыков их использования при решении практических проблем; развитие у студентов внимания, памяти, методов логического мышления, гражданских качеств и т.д.

2. По характеру учебно-познавательной деятельности самостоятельную работу можно подразделить на репродуктивную (усвоение учебного материала) и продуктивную (самостоятельное приобретение нового знания и его использование при решении конкретных задач и ситуаций).

3. По методу выполнения самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа студентов определяется учебным планом и программой учебной дисциплины, регламентируется учебным расписанием, проводится под непосредственным руководством преподавателя и включает лекционные, семинарские, лабораторные занятия, коллоквиумы, проведение различного рода практик и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это различные виды учебной, производственной, научно-исследовательской и самообразовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.

Обязательная внеаудиторная работа осуществляется в виде: выполнения заданий и упражнений при подготовке к семинарским занятиям и контрольным работам; прослушивания аудиоматериалов; просмотра видеоматериалов; работы со справочными изданиями (словарями, справочниками, энциклопедиями); чтения и конспектирования основной литературы; выполнения индивидуальных домашних заданий; выполнения курсовых и дипломных работ; подготовки к практике.

Дополнительная внеаудиторная работа связана с глубоким и всесторонним изучением предмета, совершенствованием интеллекта обучающегося и включает в себя: решение домашних заданий творческого характера; выполнение научно-исследовательской работы; изучение дополнительной научной, научно-популярной и учебной литературы; подготовку к олимпиадам, конференциям и т.п.

4. По участию преподавателя в осуществлении самостоятельной работы студентов она подразделяется на: работу под руководством преподавателя, но без его непосредственного вмешательства (например, при проведении контрольных работ); работу под опосредованным руководством преподавателя (через выполнение его заданий); полностью самостоятельную работу (удовлетворение своих личных познавательных интересов без какого-либо участия преподавателя).

Задача преподавателя - обеспечить условия для самостоятельного получения знаний из различных источников (печатное слово, устное слово, в процессе эксперимента и т.д.). Для этого необходима определенная материальная база и соответствующее методическое обеспечение.

Основными формами самостоятельной работы при изучении социологии являются активность на лекциях и семинарах, подготовка рефератов, курсовых и научных работ, выступление на научно-практических конференциях.

Лекция – одна из возможностей активизации самостоятельной работы студента. Это проявляется в том, что, следуя логике изложения материала на лекции, студент учится осмысливать основные положения социологии, самостоятельно выделяет главные идеи, конспектирует излагаемый материал, часто переводя его в систему понятных ему знаков, параллельно осмысливая и запоминая полученные сведения.

Восприятие лекции и ее запись – сложный процесс, который требует от студента постоянного внимания и напряжения воли на усвоение рассуждений лектора, обдумывание сказанного, сжатое изложение материала на бумаге в удобной для восприятия форме. То есть самостоятельная работа студента на лекции проявляется в осмыслении новой информации и ее краткой рациональной записи. Недостаточно понятые места лекции отмечаются студентом на полях конспекта. В конце лекции он может задать вопрос и внести уточнения в свои записи.

Конспектирование лекций – сложный труд, требующий от студента определенных навыков, а от преподавателя — помощи в их формировании. Записанная лекция позволяет глубже освоить материал, помогает студенту в подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Преподаватель должен на основе своего опыта убедить студентов, что тот, кто не конспектирует лекцию, чаще отвлекается, перестает слушать, теряет нить логики излагаемого материала, в результате приобретает менее прочные и полные знания.

Таким образом, в процессе прослушивания лекции студент может проявлять следующие виды своей самостоятельности: 1) относительно полное конспектирование лекции; 2) выборочное конспектирование; 3) прослушивание и обдумывание излагаемых вопросов; 4) составление опорной схемы лекции; 5) участие в дискуссии (если лекция носит диалоговый характер); 6) мысленное решение выдвигаемых преподавателем проблем.

Основной целью семинара является развитие творческого мышления, формирование научного мировоззрения, умение превращать знания в личные убеждения. Семинар также является одной из форм контроля за качеством усвоенного материала, изложенного на лекции, в учебных пособиях, рекомендованной литературе.

В процессе подготовки и проведения семинарских занятий могут быть реализованы следующие виды самостоятельной работы: 1) подготовка по всем вопросам семинарского занятия; 2) подготовка реферата; 3) подготовка научного сообщения; 4) подготовка аналитического материала по научной статье или публикации; 5) подготовка доклада; 6) подготовка к диспуту; 7) написание эссе по теме семинара и др.

Студенческий реферат – это письменная работа на определенную тему, подготовленная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию научного труда, на основании изучения произведения классиков науки, документов, специальных исследований, статистических данных, статей и других современных публикаций. Подготовка реферата занимает важное место в системе образования и является первым шагом к самостоятельному осмыслению и изложению материала, требует от студента выдвижения своих нестандартных идей и их аргументированного обоснования, подвигает студента на путь самосовершенствования и накопления профессиональных знаний, умений и навыков.

Научная работа требует от студента не только поисковой работы и обобщения ее результатов, она формирует умение самостоятельно излагать свои мысли, аргументы и выводы. Научная работа предполагает индивидуальный подход к исследуемому вопросу, наличие широкого кругозора у студента, его стремление пойти дальше того, что уже хорошо известно в ходе изучения учебного материала. Пожалуй, именно в научной работе в наибольшей форме проявляется сущность самостоятельной работы студента.

Весь смысл самостоятельной работы заключается в том, чтобы научить студента самостоятельно мыслить, творчески усваивать изучаемый материал, анализировать и интерпретировать основные положения, понятия, выдвигать свои гипотезы, идеи и решения, работать с литературой, периодическими изданиями, искать и находить новое знание, использовать его в практических ситуациях.

Индивидуальные задания по социологии. В процессе изучения социологии, помимо традиционных форм самостоятельной работы студентов, о которых речь шла выше, предполагается выполнение каждым студентом индивидуального творческого задания, результаты которого оформляются письменно, проверяются преподавателем и докладываются на «групповой конференции», напоминающей отчеты студентов об исследовательской и производственной практике.

Вариантами индивидуальных занятий могут быть: подготовка большого реферата по первоисточнику; составление научных социологических кроссвордов; составление тестовых заданий; моделирование кризисных ситуаций и путей их разрешения; пробное социологическое исследование ряда социальных проблем и т.д.

Научно-исследовательская работа студентов при изучении общего курса социологии .

Преподаватели всячески стремятся вовлечь студентов в этот вид научно- творческой деятельности. Разумеется, эта работа не может носить массовый характер, ибо не всякий студент может одновременно готовить доклады по своей специальности и по общественной науке. Наиболее эффективной формой здесь может быть кружковая работа. Научный кружок (общество) по интересующим студентов проблемам формируется, как правило, вокруг преподавателя, читающего курс социологии.

Программа работы научного студенческого кружка (общества) определяется самим преподавателем совместно со студентами, пожелавшими стать его участниками. Можно порекомендовать использовать темы, которые выбрал студент для выполнения курсовой работы, с последующим ведением исследовательской работы по теме выпускной квалификационной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.