Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный потенциал лекции и методы его увеличения




Вопрос 35. Специфика лекции по социологическим дисциплинам

Спецификой чтения лекций по социологическим дисциплинам является то, что в них широко применяются различного рода графики, схемы, таблицы, математические формулы, рисунки, раздаточный дидактический материал, потому что без этого невозможно раскрыть всю сложность предметной области социологии, специальных и отраслевых социологических теорий, сложных социально-экономических и социально- политических процессов в развитии общества, методологии и методики социологического исследования, обработки и интерпретации полученной социологической информации.

Лекция – наиболее часто применяемая форма обучения, во время которой преподаватель сообщает студентам (учащимся) большое количество информации за короткое время. Вопросы на лекции – это эффективный способ активизации внимания слушателей, перехода к новому разделу темы, помогающий «держать» аудиторию. Отличительная особенность любой лекции – систематическое, последовательное изложение определенного вопроса, раздела, предмета и методов науки, учебных дисциплин.

Исходным показателем высокого качества лекции является ее содержательность, то есть наличие в ней достаточного количества истинных сообщений по изучаемой теме. Понятие «содержательность лекции» является относительным и условным. То, что содержательно, необходимо для освещения определенной темы лекции, может быть бессодержательным в лекции на другую тему. Следовательно, делаем вывод: выступление преподавателя тем содержательнее, чем полнее, достовернее и существеннее получаемые слушателями знания по рассматриваемому вопросу.

Уровень содержательности лекции можно установить с помощью показателя уровня содержательности лекции. Такой уровень представляет собой отношение времени содержательной части выступления ко всему лекционному времени. Чтобы достичь самого высокого уровня лекторского мастерства, нужно много знать и о риторике, и о предмете устного изложения, и об аудитории, которой данный предмет преподается. Для обеспечения полной содержательности лекции требуется наработка лекторских качеств и навыков, которые нельзя приобрести без практики, таких, как высокая эрудированность в области социологии и смежных наук; тщательная подготовка к каждому выступлению на заданную тему; умение точно раскрыть ее смысл, отобрав лишь нужные сведения; способность глубоко заинтересовать и увлечь людей рассказом о проблемах, затронутых в лекции.

Уровень информативности лекции. В большинстве лекций мы обнаруживаем два рода сведений. Во-первых, известные людям знания, усвоенные на предыдущих ступенях обучения. Во-вторых, социальная, научно-познавательная, общественно-политическая информация, т.е. сообщения об актуальных новостях внутренней и международной жизни, которые важно знать и понимать для правильной ориентации в социальных процессах.

Студенты (учащиеся) ценят в лекциях то, что впервые узнают от преподавателя, поэтому другим важнейшим показателем качества лекции является информативность – степень новизны передаваемых сведений.

Сущность информации состоит в новом, непредсказуемом, что отличает неизвестное от известного и снимает неопределенность в знаниях обучающихся, возникающую при столкновении с поставленной задачей. Сам термин «информация» образован от латинского слова, означающего «разъяснение, изложение».

Преподавательская работа должна в полной мере учитывать ускоряющийся темп общественной жизни, а также уровень образованности и информированности студентов (учащихся). Таким образом, повысить качество лекции – значит сделать актуальным ее содержание, оперативно и глубоко отражать в ней стремительно происходящие изменения в области науки, техники, производства и социально-экономической жизни.

Информационный потенциал лекции. Она состоит из двух взаимосвязанных подсистем: передающей новые знания (преподаватель, наглядные и технические средства) и воспринимающей эти знания (обучаемый). Информационный потенциал лекции равен разнице содержательных новых сообщений и первоначального уровня осведомленности о них обучаемых. Вывод: чем больше прирост информации у студентов, тем выше качество выступления преподавателя.

Количество информации показывает, в какой мере уменьшается неопределенность в знаниях в результате передачи новых сообщений. Иначе говоря, это количество сведений, которое минимально требуется для устранения неопределенности.

Оптимальный уровень информативности. Лекция всегда включает известные обучаемым сведения, без которых никак нельзя понять самые новые данные. Более того, успешно разъяснить новые истины можно только при соблюдении педагогических принципов в обучении. Уровень информативности лекции (Уи) — это отношение количества новых сообщений (И) ко всем уже имевшимся содержательным сведениям (Си), выраженное в процентах.

Чем ниже этот уровень, тем труднее воспринимать новые знания, особенно в области социологии, специальных и отраслевых социологических теорий. Опытные преподаватели добиваются оптимального уровня информативности прежде всего благодаря некоторому уменьшению избыточности информативности. Такая избыточность в лекции показывает, насколько количество произносимых преподавателем слов превышает их количество, которое, безусловно, необходимо для передачи одинакового объема сведений. Но несомненный ущерб качеству лекции наносит ничем не оправданная избыточность информации, которая по существу увеличивает ее бессодержательную часть.

Неоправданная избыточность информации обусловлена:

1) недостатками стиля выступления преподавателя;

2) разъяснением всем понятных положений;

3) излишним повторением одних и тех же мыслей;

4) неоправданным количеством примеров и иллюстраций.

Есть еще одно эффективное средство: из практики известно, что у опытных преподавателей первоначально составленный текст лекции содержит немало излишней информации. Поэтому они производят своеобразную операцию - «отсекают» в таком тексте все лишнее, получая в итоге готовую лекцию для данной аудитории.

Границы восприятия информации. Оптимального уровня информативности нельзя достичь без учета границ активного восприятия слушателями лекционного материала. Оптимальна, как показывает опыт, лекция продолжительностью от 45 минут до 1 часа 30 минут.

Обучаемый, не записавший лекцию, обычно может запомнить и потом воспроизвести по памяти не более 5 – 9 единиц информации (каких-либо новых положений, фактов, цифр и т.п.), не находящихся в логической связи. Цифры – наиболее краткая форма выражения информации, аккумулирующая в емком виде количественную сторону множества явлений. Один из способов избавиться от излишней количественной информации – это округление цифр до десятых долей. Округление цифр зачастую применяется, когда не требуется слишком большая точность измерений каких-либо социальных показателей.

В лекциях в большинстве случаев разумнее всего опустить весь количественный анализ и ограничиться изложением только его результатов (такой анализ лучше проводить при особой необходимости). Преподавательское мастерство заключается в умении преподавателя излагать в своем выступлении оптимальное количество содержательных известных и новых сведений, в том числе цифровых. И здесь важно учитывать характер и назначение отдельных видов информации.

Виды информации. Рассмотрим основные виды информации: фактический, оценочный, теоретический и рекомендательно-практический.

Фактическая информация есть совокупность сведений о новых действительных событиях, процессах политической, социальной, экономической и других областей жизни. Эти сведения могут исчерпывающе освещать события при соблюдении требований, сформулированных информатикой.

Фактическая информация содержит ответы на 3 главных вопроса:

1. Что произошло (или что сделано)?

2. В чем заключается новизна события?

3. Кто, где и когда наблюдал данное явление (или сделал это)?

Оценочная информация – это неизвестные аудитории сообщения о роли, социально-политическом и нравственном значении какого-либо события с точки зрения преподавателя, других лиц или социальных групп, общественных организаций и государства. Изложение и анализ новых научных идей, взглядов, концепций, гипотез составляют содержание теоретической информации.

Рекомендательно-практическая информация – сообщения о конкретных приемах, рецептах, механизмах и технологических способах, применяемых для достижения полезных результатов.

Мастерство преподавателя тем выше, чем лучше он владеет всем многообразием видов информации и чем полнее использует их внутреннюю взаимосвязь.

Разнообразие информационных структур. Успех приносит оптимальная информационная структура, которая лучше всего учитывает следующие факторы. Первыми из них являются тема и целевая установка лекции. Другими структурообразующими факторами являются состав учебной группы и познавательный интерес. Поэтому при контакте с различными категориями студентов (учащихся) опытные преподаватели учитывают, какой вид информации больше соответствует их запросам и лучше всего воспринимается ими. Нередко целесообразна комплексная информационная структура лекции, в которой органически связаны между собой все взаимодополняющие виды информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.