КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс обучения и его структура
Процесс обучения рассматривается как управление учебной деятельностью со стороны преподавателя; учебный процесс — как сложный процесс взаимодействия педагога, обучаемого, учебного материала, он обладает внутренними импульсами самодвижения. В.И. Загвязинский рассматривает внешнюю и внутреннюю структуру обучения. Внешне учебный процесс предстает перед нами как совместная деятельность педагога и обучаемых, в ходе которой педагог нацеливает, информирует, организует и стимулирует деятельность обучающихся, корректирует и проверяет ее, а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками. Очевиден двусторонний характер обучения, всегда содержащего взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося), общение обучающих и обучаемых, даже если речь идет о заочном обучении или самостоятельной работе студента или школьника — в эти виды обучения преподавание включено косвенно, опосредованно, через задания, консультирование, определение источников информации, последующий контроль. А в преподавании даже на этапе подготовки к занятиям в качестве ориентиров выступает достигнутый школьниками или студентами уровень деятельности, характер отношения к изучаемому, степень развития способностей, социальной зрелости. Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса — содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории. Между тремя объектами (элементами) обучения существуют итри вида связей, о которых уже шла речь: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (или в плане динамики обучения — связи между преподаванием и учением, учением и материалом, преподаванием и материалом). Педагог ↔ Ученик \ Предмет изучения/
Цели обучения заключаются в том, чтобы обучающиеся овладели системой знаний и способами деятельности, затем на основе системы знаний и способов деятельности необходимо обеспечить развитие и полноценное формирование личности обучаемых. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками может происходить в двух основных вариантах: 1) репродуктивном (воспроизводящем). Он включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущий тезис, аргументация, доказательство, основные выводы) учащийся должен удержать в памяти, что требует системы особой (мнемической) деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, повторения изученного. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня понимания или до уровня усвоения. Но наиболее важный материал, а также способы деятельности следует довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа — применения, использования усвоенного либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом). 2) продуктивном (творческом). Он содержит ряд новых элементов (логическое и интуитивное предвосхищение вьщвижение и проверка гипотез, перебор и оценка вариантов и др.) Данный вариант состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок здесь носит поисковый, творческий характер. Стимулируется самоанализ, саморегуляция, инициатива, развитие прогностических и конструктивных (проективных) способностей. Однако по многим дисциплинам продуктивный вариант используется, к сожалению, спорадически, вне системы. Продуктивный вариант может состоять из следующих звеньев. Структура продуктивного варианта учебной деятельности Ориентировочный этап: 1) восприятие или самостоятельное формулирование условия задачи; 2) анализ условия задачи; 3) воспроизведение (или восполнение) необходимых для решения знаний; 4) прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы; 5) составление плана (проекта, программы) решения. Исполнительский этап: 6) попытки решения задачи на основе известных способов; 7) переконструирование плана решения, нахождение нового способа; 8) решение задачи новыми способами; 9) проверка решения. Оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения. Контрольно-систематизирующий этап: 10) введение полученного знания (способа) в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений; 11) выход на новые проблемы17.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |