КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 32. Методика преподавания социологии и её связь с педагогикой
Методика преподавания вбирает в себя, обобщает и конкретизирует опыт педагогической деятельности, в чем проявляется ее теоретический статус, и кроме того, методика как прикладная наука стремится выработать ряд конкретных положений, знание которых является необходимой предпосылкой становления педагога-социолога. Она находит педагогически целесообразные пути испособы обучения учебному предмету и отдельным его разделам. Удел методики — поиск путей и способов изложения готового учебного материала. Методика обучения учебному предмету — отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику. Ее задачи заключаются в том, чтобы: 1) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними закономерные связи; 2) на основе познанных закономерностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятельности педагога (преподаванию) и познавательной деятельности обучаемого (учению). В содержание методики как частной дидактики входит: 1) установление познавательного и воспитательного значения данного учебного предмета и его места в системе образования; 2) определение задач обучения данному предмету и его содержания; 3) выработка соответствующих задачам и содержанию обучения методов, методических средств и организационных форм. Дидактика - главная теоретическая основа методики как частной теории обучения. Она служит базой для каждой методики и своей методологией, и общетеоретическими положениями. Предмет методики - обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью. В качестве предмета методики преподавания должны выступать образование, обучение и воспитание. Если метод представляет собой способ действия, то методика - это реальное воплощение этого метода, его технология, последовательность тех операций, на базе которых данный метод или прием действия осуществляется. С методами и методикой добывания нового знания - как будущего ученого, а с другой стороны, с методикой преподавания обучаемой дисциплине в средней или высшей школе - как будущего педагога. Таким образом, методика представляет собой совокупность конкретных приемов осуществления тех или иных методов или способов действия. Это своего рода свод правил и приемов действия. Методика преподавания - это такая дисциплина, которая изучает, обобщает и систематизирует формы, приемы и методы педагогической деятельности, стремится выработать у учащихся навыки этой деятельности, в чем и проявляется ее теоретический и практический смысл. В методической системе должна быть учтена и индивидуальность обучаемого. Цели – это идеальный результат обучения, который, как правило, не достигается в реальном учебном процессе, поэтому важно учитывать полученные результаты и всю полноту информации. Более подробно эта проблема раскрывается во второй части учебного пособия. В дидактике «основным отношением», характеризующим обучение, является «преподавание - учение», в методике - «преподавание -содержание обучения - учение». Единица процесса обучения в дидактике - это синтез дидактического приема учителя и познавательного действия ученика, а в методике — дидактический прием учителя, познавательная задача и познавательное действие ученика. Специфика познавательных задач, решаемых в методиках, обогащает содержание понятия "метод обучения". В дидактике же оно беднее. В методиках преподавания наряду с традиционными используются и специфические методы, свойственные особенностям науки»10. Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия. Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету". С позиций общей дидактики в структуру включаются социальный заказ школе (общественные цели обучения), содержание образования как цель обучения, деятельность учителя, деятельность ученика, мотивы учения, механизм и результат усвоения учебного материала12. Закономерные связи между компонентами дидактической системы, а также между этими компонентами и внешней средой образуют теорию обучения, обусловленную избирательной моделью этого явления и его внешней средой. Эта теория обучения отличается от аналогичной теории, определяемой системой, не учитывающей непосредственно личности человека. Методика обучения — это приложение к теории обучения. Цель методики заключается в своеобразном переводе теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технологии обучения призваны организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия их реализации, соотнести с возможностями и т.п. Главная цель технологизации процесса — получение продукта спроектированного образца. Теория обучения предмету выявляет закономерности функционирования методической системы обучения этому предмету, методика строит их приложения, а технология разрабатывает способы реализации модели этой системы. При таком подходе роль технологий сводится к диагностированию целей и выявлению условий (методов, форм, средств, зависимостей), т.е. к проектированию процесса, осуществление которого позволит достичь намеченных целей. Таким образом, технология не отменяет теорию и методику, она основывается на них, и ее эффективность зависит от уровня их развития (понятие «технология обучения» подробнее рассмотрено во втором разделе).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |