Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Постмодернизм




Постмодернизм (от англ. Postmodernism – буквально: то, что приходит после модернизма) – многозначный и подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.

Зарождение постмодернизма датируется концом второй мировой войны, и начиная с начала 1980-х гг. осознается как общеэстетический феномен западной культуры.

Первоначально постмодернизм опирался на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Первые либеральные критики постмодернизма (Лиотар, Хассан, Джеймсон, Батлер и др.) пытались через эмоциональные представления выявить мировоззренческий комплекс художественного произведения.

Основными понятиями направления являются «мир как хаос», «мир как текст», «сознание как текст», интертекстуальность, дискретность, авторская маска, «кризис вторитетов», метарассказ, фрагментарность повествования.

Зародившись в русле постструктивизма, постмодернизм существенно расширил сферу применения. Постструктивизм ограничивается узкой сферой философско-литературных интересов. Постмодернизм претендует на выражение общей теории современного искусства вообще и специфического постмодернистского менталитета. Постмодернизм понимается как выражение духа времени во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, философии, науке, экономике, политике.

Важным признаком постмодернистского мышления является феномен «поэтического мышления». Постмодернистские романы Фаулза, Дж. Барта, Х. Кортасара включают в себя не только описание событий и действующих лиц, но и пространные рассуждения о самом написании данного произведения. Введение в художественную ткань произведения теоретических блоков объясняется невозможностью в «новых условиях» писать «по-старому», т.е. в традиционной реалистической манере. Этот симбиоз художественного вымысла и литературоведческого теоретизирования продиктован необходимостью объяснения читателю непривычной формы повествования.

Металитературность – один из ключевых признаков постмодернизма. Постмодернизм склонен к цитированию и самоцитированию, иногда оперируя целыми блоками семантических цитат. Представитель «нового романа» А. Роб-Грийе называл постмодернистскую прозу «цитатной литературой». Причем в постмодернистском коллаже не происходит взаимовлияния, переплетения, синтезирования материала. Он переоценивается, как бы высвечивается со всех сторон для полной апробации.

Термин постмодернизм подчеркивает кризисный характер постмодернистского сознания. Этот кризис уходит корнями в рубеж 19-20 вв., когда был подорван авторитет позитивистского научного знания. Постмодернизм сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей литературной традицией. Искусство постмодернизм рассматривает как своеобразный художественный код, т.е. свод правил организации текста художественного произведения. Постмодернистская критика исследует различные способы повествовательной техники, призванной создать фрагментированный дискурс (фрагментарность повествования).

Постмодернизм обобщает опыт авангардистской литературы XX века и носит ярко антиреалистический характер. Умберто Эко считает неизбежным появление феномена постмодернизма. При любой смене культурных эпох происходит слом одной культурной парадигмы и возникновения на ее обломках другой. Так, например, особенно плодотворно в постмодернизме используются те формы и жанры, которые считались давно «отработанными» во времена преобладания реализма: готика, барокко, меннипеи, т.е. искусство переходных эпох. У. Эко подчеркивает, что нечто близкое постмодернистским настроениям можно наблюдать в разные переходные эпохи.

 

М. Брэбрери в 1979 г. писал: «Модернизм стал понятием историческим… Похоже, что мы вступили в новый период экспериментаторства, и реализм в романе после периода возрождения подвергается серьезному пересмотру. Начался новый эстетический период, и нам выдан удобный флаг, под которым можно пускаться в плавание. На этом флаге значится «Постмодернизм»».

В отличие от реализма постмодернизм даже не претендует на создание модели мира, т.к. постмодернисты выражают неуверенность в иерархии и содержании жизненных ценностей. Поэтому у писателя постмодерниста нет претензий на роль автора-демиурга, на логически развивающееся действие, на единство и связность хронотопа, на стабильность и психологическую однозначность героев. Постмодернистский текст вариативен, фрагментарен, многозначен. Ключевыми образами-знаками постмодернистской литературы становятся полисемантичные образы-символы: карнавал, лабиринт, сумасшедший дом.

 

В отличие от модернизма как трагичного искусства отчужденной индивидуума, постмодернизм это искусство трагикомическое, фарсовое, не только ироническое и пародийное, но и самоироническое и самопародийное. Радикальная ирония становится основой творческого подхода постмодернизма.

Постмодернизм нельзя рассматривать как некое синтезирующее искусство, как окончательный вариант современности, в нем превалирует ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, контуры которого неясны и не обещают ничего прочного и ясного. Это делает постмодернизм очень ярким выразителем «духа времени» конца XX столетия на стыке веков и тысячелетий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.