КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отношение к социальным сиротам в современной России 3 страница
• К первой категории относятся следующие типы воспитания: — воспитание как реализация потребности смысла жизни; — воспитание как реализация потребности достижения;,; — воспитание как реализация потребности в эмоциональном кон- ] Ко второй категории относится воспитание как реализация определенной системы. Для родителей с ведущим мотивом воспитания «реализация потребности в смысле жизни» характерна попытка создавать и удерживать близкую личностную дистанцию с ребенком. Сепарация ребен-: ка, обусловленная его возрастом, повышение субъективной значимости для него других людей воспринимается ими как угроза собственным потребностям. Для родителей, у которых преобладает мотив «реализация потребности достижения», воспитание сводится к дос-i тижению конкретных целей. Эти цели, как правило, определяются тем, чего достигли родители в собственной жизни, либо основываясь на сходстве, либо на контрасте. Ориентация на достижения искажает образ ребенка в глазах родителей, «зашумляет» (термин А. С. Спива-ковской [1991]) восприятие его индивидуальности. Общение с ребенком начинает напоминать дрессуру. Значимость социальных требований и стандартов усиливается в ущерб эмоциональной насыщен ности в отношениях с ребенком. Любовь к ребенку приобретает условный характер и зависит от оценки его достижений. При воспитании с мотивом «реализация сверхценных идеалов» родители навязывают ребенку не присущие ему качества, убеждают его в том, что такой, какой есть, он им не нужен, подчеркивают свое неприятие. А. С. Спиваковская считает, что это самый опасный для психического здоровья ребенка стиль отношения к нему. Последствием доминирования мотива «реализации потребности в эмоциональном контексте» может стать ситуация, когда ребенок становится центром этой потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. При воспитании с мотивом «реализация определенной системы» родители невнимательны к индивидуальности психического мира своего ребенка. А.С. Спиваковская [1991] разработала классификацию родительских позиций. Она считает, что родительская позиция как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существует в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом, и выделяет следующие критерии родительской позиции: • адекватность — неадекватность; этот критерий отражает то, в какой степени родители воспринимают индивидуальные особенности ребенка, что проявляется в феноменах предписывания родителями ребенку тех или иных качеств; степень и знак • динамичность — ригидность, т.е. степень подвижности родительской позиции, способность к изменению форм и способов • прогностичность — непрогностичность, т.е. способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способность к построению взаимодействий с ребенком с учетом этого предвидения (когнитивный и поведенческий компоненты). Эмоциональный компонент проявляется по всем параметрам родительской позиции. Для дисгармоничных семей, как считает Спива ковская [1999], характерны неадекватность, ригидность, непрогнос-тичность родительской позиции. Она также выделяет черты патогенных типов воспитания: 1) низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам 2) высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности; 3) высокая степень опеки и диктата в каких-либо сферах жизнедеятельности детей; 4) повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим час 16. Взаимоотношение между типом акцентуации характера и видом неправильного воспитания (А.Е.Личко). В исследованиях некоторых психиатров подчеркивается роль неправильного семейного воспитания в психопатическом развитии личности, под которым принято понимать изменения личности в определенном направлении под влиянием неблагоприятного воздействия социальной среды или вследствие хронической психической травматизации. Например, А.Е. Личко [1983] основой для психопатического развития личности считает определенное взаимоотношение между типом акцентуации характера и видом неправильного воспитания. Основываясь на данных О.В. Кербикова и Т.Е. Сухаревой, А.Е. Личко выделил следующие типы неправильного воспитания в семье: • гипопротекция, проявляющаяся либо в полной безнадзорности, либо в недостатке опеки или контроля за поведением; не благоприятна при акцентуации по неустойчивому и конформному типу; • доминирующая гиперпротекция: чрезмерная опека, мелочный • потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир • эмоциональная отверженность: у ребенка развивается ощуще • условия жестких взаимоотношений, характеризующиеся душев • повышенная моральная ответственность, связанная со слиш • противоречивое воспитание; • воспитание в атмосфере культа болезни; преувеличение заботы 17. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (коммуникативно-стратегическое направление). Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источника дисфункционального развития семьи принимает искажение процесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы. Симптомы дезорганизации детского поведения служат негативной обратной связью, которая оказывает определенное контролирующее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием нарушений поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спасение системы. Другим источником формирования семейных дисфункций является «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаимоотношений между членами системы. Двусмысленность правил приводит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способствует восстановлению порядка в семье. Правила семейных отношений проявляются, например, в схемах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в семье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двойной связи», представляющей собой один из наиболее разрушительных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в противоречивости родительских требований, когда оба родителя подкрепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне родители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упрекать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне любое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыслить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению невротических симптомов. Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить] 18. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (коммуникативно-стратегическое направления). Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источника дисфункционального развития семьи принимает искажение процесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы. Симптомы дезорганизации детского поведения служат негативной обратной связью, которая оказывает определенное контролирующее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием нарушений поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спасение системы. Другим источником формирования семейных дисфункций является «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаимоотношений между членами системы. Двусмысленность правил приводит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способствует восстановлению порядка в семье. Правила семейных отношений проявляются, например, в схемах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в семье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двойной связи», представляющей собой один из наиболее разрушительных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в противоречивости родительских требований, когда оба родителя подкрепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне родители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упрекать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне любое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыслить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению невротических симптомов. Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить] 19. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (теория Боуэна). Модель дисфункциональной семьи Боуэна описывает нарушения эмоциональной сферы как результат того, что пациенты не в состоянии отделить себя от своих родных семей. Отделение собственного Я — это способность эмоционально контролировать себя, находясь в то же время в эмоциональной близости с родственниками. Дифференциация своего Я отражает степень способности человека объективно воспринимать эмоционально нагруженные вопросы жизни в семье. Смешение чувств и эмоций (фузия) — феномен, мешающий эмоциональному отстранению от семьи. Фузия имеет отношение к двум аспектам личностной незрелости. Во-первых, происходит смешение мыслей и чувств, при котором объективность мышления сменяется эмоциональностью, а мышление становится слугой эмоций. После этого происходит оправдательная рационализация или интеллектуализация действий, вызванных эмоциональной незрелостью. Во-вто-Рых, фузия свидетельствует о недостатке интеллектуальных различий между двумя и более индивидами, как, например, в симбиоти-Ческих отношениях. В семейных системах фузия приводит к накоплению недифференцированной массы семейного «эго». Фузия созда ет конгломерат эмоциональных «неразделимостей», существующих на всех уровнях семейного бытия [Соколова, 2001]. Чем меньше члены семьи ощущают себя в безопасности, тем больше у них проявляется тенденция эмоционально цепляться друг за друга. Чем больше стрессового напряжения у индивида, тем активнее он ищет возможность себя обезопасить эмоциональной близостью в семье. Хроническое эмоциональное недомогание может привести к эмоциональному нездоровью индивида, неспособного отделить себя от своей семьи. Фузия между мужем и женой заставляет снимать напряжение за счет вовлечения в отношения третьей — уязвимой — стороны. Это способствует появлению триангуляции, т.е. созданию треугольников. Диады по своей природе нестабильны. Они неизбежно приводят к периодам эмоциональной холодности; сторона, чувствующая, что ее отвергли, сама попытается создать треугольник: вовлечь в отношения ребенка, мать и т.п. и получить от них поддержку. Треугольники более устойчивы по своим взаимосвязям и составляют фундамент любой эмоциональной системы. Треугольные взаимосвязи затрудняют эмоциональное отделение взрослеющего ребенка от семьи, т.к. родителям требуется помощь ребенка для поддержания устойчивых отношений между собой или ребенку требуется помощь родителей, чтобы выстоять в борьбе против других. При отсутствии конфликта треугольники состоят из комфортно чувствующей себя коалиции (как правило, мать и ребенок) и аутсайдера (как правило, отца). Фокус связи внутри треугольника периодически смещается. Когда треугольник переходит в состояние напряжения, позиция аутсайдера становится более выгодной. Если при возникновении напряженности между двумя элементами треугольника центр тяжести внутри треугольника сместить нельзя, то пара начинает создавать новые треугольники, вовлекая, например, другого ребенка. Типичный пример — семья в состоянии кризиса, делающая соучастниками в решении внутренних проблем соседей, учителей, психологов и т.д. Если семье удается втянуть посторонних, то она может вернуться к состоянию более комфортного гомеостаза. Треугольная система надламывается, если у ребенка происходит самодифференциация, т.е. дифференциация своего Я. Однако в некоторых дисфункциональных семьях дети предпочитают путь эмоционального отключения, хотя на самом деле жаждут эмоциональной близости с родителями. Тем не менее такие дети избегают близости, поскольку она является для них опасной. Эмоциональное выключение сохраняет треугольник незыблемым и блокирует возможность дИфференциации. Чем сильнее эмоциональная выключенность, тем больше риск патологии, которая может проявиться в отношениях с новыми лицами. Самым уязвимым оказывается тот ребенок, который эмоционально наиболее близок родителям. У него больше вероятность развития симптомов психической патологии и меньше шансов на полноценную самоидентификацию, т.к. семья нуждается в нем для поддержания гомеостаза родительских взаимоотношений. Треугольники, как правило, включают в себя представителей более чем одного поколения, поэтому психическая патология может развиться как результат процесса мультигенерационной трансмиссии, т.е. передачи симптома из поколения в поколение с усилением от одного поколения к другому. Ребенок, являющийся членом семейного треугольника, может вырасти человеком с низким уровнем самодифференциации. Существует вероятность, что он может вступить в брак с индивидом со сходным уровнем самодифференциации. Их дети будут еще менее дифференцированными. После трансмиссии, через несколько поколений может появиться ребенок с такой неблагополучной самодифференциацией, что психическая патология будет почти неизбежной. Психическая патология почти всегда является результатом мультигенерационной трансмиссии [Соколова, 2001]. В рамках системной парадигмы интрапсихические 'проблемы членов семьи рассматриваются как последствия дисфункционального развития семейной системы. Источниками формирования семейных дисфункций считаются: искажение процесса передачи информации между членами семьи, нарушения в структуре семьи, феномен фузии, препятствующий адекватной сепарации от семьи. Описанный в данной главе краткий анализ психологических исследований, посвященных влиянию ближайшего окружения на развитие ребенка и факторам его депривации, позволил проследить Развитие представлений о данной проблеме от идеи негативного воздействия ранней разлуки с матерью, выдвинутой в теории объектных отношений, до признания негативного воздействия на ребенка Дисфункциональной семейной системы в целом. 20. Сравнительная характеристика развития личности ребенка в здоровой семье и в патогенных семейных условиях. 21. Особенности социальной ситуации развития в учреждениях закрытого типа.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |