КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности общения подростков со сверстниками
Дети-сироты многим отличаются от своих семейных сверстников. Главной отличительной чертой является состояние общего психического развития: часты случаи замедления темпов развития, невысокий уровень интеллектуального развития, неразвитость воображения, слабое выражение эмоций, низкий уровень контроля собственного поведения.[6] Дети-сироты ведут себя не всегда адекватно: многие из них раздражительны, обидчивы, агрессивны, склонны к конфликтам, резкой смене настроения. Все это полностью или частично является следствием недостатка общения. В связи с этим, контакты со сверстниками как семейными, так и сиротами, можно считать одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка.[7] Через непосредственное общение с детьми, приобщение к детской игровой культуре дети познают себя и окружающий их мир, определяют свое место в обществе. Воспитывающиеся в детском доме подростки имеют некоторые особенности общения со сверстниками, вследствие условий проживания в учреждении и пережитого потрясения - утраты родителей. Прежде всего, на характер общения сирот между собой влияет тот факт, что они все время живут вместе, находятся в одной и то же группе. Ребенок не может самостоятельно выбирать себе круг общения: ни покинуть группу по желанию, ни включиться в нее. Это придает отношениям в группе черты семейных отношений, что поддерживает воспитанников в трудных ситуациях, удовлетворяет потребность в эмоциональных переживаниях и чувстве защищенности. Проблема в том, что подобное общение затрудняет развитие коммуникативных навыков, осложняет контакты со сверстниками: воспитанники детских домов делят окружающих на «своих» и «чужих», замыкаются в себе, устают от постоянного присутствия в группе. У детей-сирот, такие черты общения как неэмоциональность разговоров, скудность их содержания, проявляется с самого раннего детства. Многие из ребят скрытны, редко переживают за своих товарищей, сочувствуют им. Довольно часто бывает даже так, что нельзя назвать полноценным общением контакты братьев и сестер, живущих в одном учреждении.[8] Вследствие быстрой утомляемости детей друг от друга, ребята часто конфликтуют, применяя при этом агрессивные обвиняющие реакции или примитивные реакции самозащиты. Несмотря на то, что подростки постоянно общаются со сверстниками, с детьми младше и старше себя, оказавшись вне своей группы, им сложно завязать новые отношения. Как уже было указанно выше, воспитывающиеся в детском доме отличаются повышенной агрессивностью. Этот факт подтвержден исследованиями Прихожан А.М. и Толстых Н.Н.. Применяя тест Розенцвейга, они выяснил, что индексы направленности агрессии у детей-сирот в 2 раза выше, чем у семейных ребят. Если рассмотреть подробнее результаты исследования, то можно заметить, что у детей из семьи агрессивные реакции, направленные на окружающих, равны числу реакций самообвинения. Дети-сироты направляют обвинение на других людей в 3 раза чаще, чем на себя.[9] Очевидно, что воспитывающиеся в учреждениях для детей-сирот не имеют полноценного общения со сверстниками, необходимого для формирования коммуникативных навыков. Существует несколько путей решения этой проблемы, одним из которых может быть – организация в детском доме кружка самодеятельности, который будут посещать и семейные дети. В рамках такого кружка возможно проведение конкурсов, участие в которых поможет детям-сиротам раскрепоститься, поверить в себя, расширяется круг общения детей-сирот. Победа в конкурсах мотивирует подростков к занятиям. Кроме того, развивает эмоционально, позволяет ребятам чувствовать себя хозяевами, учиться принимать гостей. Еще одним путем решения проблемы считается участие детей-сирот в мероприятиях, проходящих вне их детского дома: в деятельности домов культуры, учреждениях дополнительного образования, мероприятиях других детских учреждений. Это также расширяет круг общения сирот, обогащает их эмоционально, позволяет раскрыться в различных ситуациях, примерить на себя разные роли. Чем больше групп, с которыми ребенок контактирует, тем лучше формируются коммуникативные навыки. Дети-сироты сталкиваются с группами своих сверстников и в школе, вопрос только в том, какого рода эти отношения. В одних школах формируются раздельные классы – состоящие исключительно из детей-сирот и параллельные им классы только семейных детей. В других школах – смешанные, где совместно обучаются и ребята из детского дома, и воспитывающиеся в семье.[10] Второй вариант комплектования классов более удачный, чем первый. В процессе обучения, сироты могут проявить себя, доказать себе и окружающим, что он такой же как все, а может и лучше. Общаясь со сверстниками, ребята из детских домов набираются жизненного опыта, учатся видеть не только свои проблемы, испытывая при этом различные эмоциональные состояния. Естественно, могут возникать конфликты, семейные школьники могут задевать ребят из детских домов, подчеркивать их «ненормальность». Но агрессия, вражда между семейными и детдомовскими школьниками наиболее вероятна в случае раздельных классов: и педагоги, и остальные школьники воспринимают сирот как особую группу, чаще всего относясь к ним предвзято, ожидая дурных поступков.[11] Рассмотрим подробнее характерные черты поведения сирот подросткового возраста. В этот период своего развития очень многие люди сталкиваются с трудностями в общении, а воспитанникам детских учреждений сложнее вдвойне. Их взаимоотношения со сверстниками характеризуется иногда слишком поверхностными переживаниями, а иногда, напротив, чересчур сильной впечатлительностью.[12] Завязывая новые знакомства, подростки-сироты стремятся поставить себя так, чтобы за них все решали, часто принимают роль подчиненного. Уже после недолгих разговоров с воспитанником детского учреждения становится очевидным неадекватность самооценки. Такой подросток, с одной стороны, может чувствовать себя лишним в любой компании, ненужным никому, а с другой стороны, считать, что все окружающие должны исполнять любое его желание. Активное общение сирот со сверстниками подобных себе не просто удовлетворяет потребность в общении, но и помогает подростку понять, что он не одинок, что есть люди с такими же проблемами, как и у него, и есть те, которым нужна его помощь, сочувствие.[13] Ребята, лишенные семьи, имеют специфические жизненные ценности, представления о счастье. У тех, кто с раннего детства рос без родителей, преобладающим критерием счастья является наличие таких благ, как вкусная пища, красивая одежда. Они редко называют необходимыми для счастья хорошие отношения с окружающими, дружбу. В пересмотре ориентиров детям-сиротам могут помочь дружеские отношения со сверстниками из семьи. Перенимая ценности своих друзей, сироты осознают важность человеческих отношений, стараются сохранить их. Неудовлетворенности общения свойственно проявляться в ощущении беспомощности.[14] Подросток склонен чувствовать себя неспособным справиться с проблемами самостоятельно, но и обратиться за помощью тоже нелегко. Депрессивное состояние сирот практически всегда связанно с определенными проблемами (сложности в отношениях с педагогами, с одноклассниками, ребятами из группы детского дома). Подростки, недавно потерявшие родителей, испытывают особенно острое состояние беспомощности, теряют жизненные ориентиры, им крайне сложно представить будущее.[15] Острая нехватка общения со сверстниками в подростковом возрасте проявляется во взрослой жизни воспитанников детских домов. Одна из самых приметных особенностей - неумение общаться с людьми вне учреждения, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Уже во взрослой жизни сиротам крайне сложно понять проблемы даже близких друзей, в общении с ними преобладают мотивы удовлетворения собственных желаний, без отдачи. Все это приводит к безответственности поведения, безразличие к судьбе окружающих, и вместе с этим нежелание делить близких людей с кем бы то ни было. Среди сверстников дети-сироты, а впоследствии и взрослые люди, имеют мало товарищей, их дружба непродолжительна чаще всего из-за неадекватной самооценки.[16] Отчужденность характерна не только взаимоотношениям сироты со сверстниками, но и контактам с обществом в целом. Это мешает выпускникам детских домов быть принятым обществом, следовать его нормам. По этой же причине им не удается быть активными членами общества, доминирует желание остаться незамеченными. Учитывая все вышесказанное, нельзя не заметить, что в подростковый период общение с ребятами своего возраста накладывает отпечаток на формирование личности, на социальное положение, на дальнейшую взрослую жизнь. В то время как очень много уделяется внимания воспитанию детей-сирот, предотвращению криминализации сознания, педагоги детских домов и благотворительные организации забывают о такой простой и в то же время настолько важной стороне жизни, как простое человеческое общение. Подобная ситуация недопустима. На развитие коммуникативных навыков следует обращать не меньше внимания, чем на образование или физическое здоровье воспитанников детского дома.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |