КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей 1 страница
1) Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом. 2) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей. 3) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье. 4) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение,так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.
Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации. 34. Синдром приемного ребенка (М.Шектер). Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют некоторым авторам говорить о так называемом «синдроме приемного ребенка» (Schecter et al., 1964, 1970). Этот синдром проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении интимных отношений в зрелом возрасте. Ребенок, становясь членом профессиональной замещающей семьи, обычно, если от него не отказались при рождении, имеет близких родственников, которые не смогли его воспитывать, но с которыми он находится в глубокой и не всегда осознаваемой им эмоциональной связи. Ребенок знает, что у него есть биологическая семья, поэтому разрушение психологической идентичности с ней может спровоцировать формирование синдрома «приемного ребенка». По своим проявлениям этот синдром очень похож на депривационные нарушения в развитии. Он проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении близких отношений во взрослом возрасте [Schecter et al., 1964]. При этом не нужно забывать, что в качестве профессиональной семья может существовать только до совершеннолетия ребенка. После этого ребенок может вернуться в кровную семью, в которой от него давно отвыкли. Модели профессиональной замещающей семьи основаны на идее «разделенного родительствования». Поэтому при подготовке к осуществлению замещающей заботы семья должна быть включена во взаимодействие с кровными родственниками. 35. Проблемы усыновления детей сразу после рождения. 36. 37. Причины трудностей в оказании психологической помощи таким семьям. 38. Легенды семьи об усыновлении и их влияние на развитие личности ребенка (Б.Лифтон). 39. Сложности формирования эмоциональной привязанности у ребенка в неродной семье. 40. Причины формирования ложного образа Я у ребенка в неродной семье. 41. Замещающая семья в ракурсе семейной модели Оудсхоорна. При проведении исследований приемной семьи, имеющих целью организацию практической помощи, возникают трудности, связанные с поиском единого методологического подхода. Это обусловлено мультимодальностью самого объекта изучения. С одной стороны, важно учесть ряд характеристик, описывающих семью как целое: таких, как система взаимоотношений членов базисной семьи, модели взаимодействия между членами семьи, история семьи, ее микросоциальные связи и т.д. Подобные свойства семейной системы оказывают большое влияние и на процесс включения в нее ребенка-сироты, и на то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне — в качестве замещающей. С другой стороны, для эффективной организации замещающей заботы не менее значим анализ индивидуальных проблем как детей-сирот, так и членов базисной семьи.Поэтому в качестве интегративного методологического подхода к работе с профессиональной семьей выбран мультимодальный подход Оудсхоорна [1993], позволяющий рассматривать проблемы интеграции ребенка-сироты в семью как с позиции системной парадигмы, так и в ракурсе интрапсихических проблем. Системная модель Оудсхоорна позволяет рассмотреть соотношение «индивид — система» и интегрировать разные теоретические подходы как относящиеся к разным уровням глобальной системы. Общая теория систем [Берталан-фи, 1973; Bateson, 1973] предполагает, что «человек со своей средой», т-е. всем тем, что его окружает, представляет кибернетическую, саморегулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаи мосвязанные уровни. Основное допущение этой теории заключается в том, что «проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени» [Черников, 1997]. Усилия членов семьи по адаптации к своей жизненной ситуации отражаются на разных уровнях глобальной системы — от биологического к интрапсихическому и интерперсональному уровням [Bowen, 1978; Scheflen, 1981]. Ситуация в семье, включая проблемы и симптомы, происходит из социокультурного и исторического контекстов семьи [McGoldrick and Walsh, 1983; Walsh, 1983]. Таким образом, системная перспектива позволяет анализировать проблемы семьи с точки зрения разных уровней. Применив общую теорию систем к психиатрической практике, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Для анализа конкретных психических нарушений он предложил использовать «мультимодальную диагностику», предполагающую выдвижение частных гипотез с позиции каждого из шести уровней [Оудсхоорн, 1993]. Будучи применен к анализу замещающей семьи, такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации и помогает разработать программу оказания необходимой помощи. Анализируя проблемы профессиональной замещающей семьи, автор использует трехуровневую модель, созданную им на основе шестиуровневой модели Оудсхоорна. Уровень первый: экологический, или Проблемы взаимодействия с внешним окружением. На этом уровне профессиональная замещающая семья рассматривается в контексте ее микросоциальных связей. Ситуация приема детей-сирот на определенный срок «за деньги» актуализирует проблемы взаимодействия семейной системы с микросоциумом, в том числе с ближайшим окружением семьи, со школой, с инспекторами отделов опеки и попечительства и т.д. Это нарушает достигнутый ранее баланс отношений, ставит семью в позицию «виноватой» и приводит к тому, что интерперсональные трудности коммуникации у кровных членов семьи переходят в хроническое состояние. Помощь семье на данном уровне связана с формированием или актуализацией социально-поддерживающих сетей, т.е. такой системы социальных отношений, которая способна удовлетворить специфические потребности замещающей семьи в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.). Анализу про блем профессиональных замещающих семей с точки зрения первого уровня мультимодальной модели посвящена глава 4. Методы помощи профессиональной замещающей семье на экологическом уровне рассматриваются в главе 8.Уровень второй: внутренние проблемы семьи. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодействии и на структурных особенностях семейной организации. Социальная и психологическая помощь семье заключается в реализации системы подбора ресурсной семьи, в подготовке семьи и приемного ребенка к замещению и в сопровождении семьи на всем протяжении приема. Анализу проблем профессиональных замещающих семей с точки зрения второго уровня мультимодальной модели посвящена глава 5. Методы работы с внутренними проблемами профессиональной замещающей семьи описаны в пункте 8.2 главы 8.Уровень третий: индивидуальные проблемы членов семьи. Выделяемый нами третий уровень объединяет четыре уровня системной модели Оудсхоорна. На этом уровне рассматриваются проблемы становления профессиональной замещающей семьи с позиции индивидуальных проблем членов семьи. Основной акцент делается на индивидуальных изменениях приемных детей. Помощь направлена на актуализацию у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования. Анализ индивидуальных проблем членов профессиональных замещающих семей представлен в главе 6. Третий уровень автор, в соответствии со структурой, введенной Оудсхоорном, делит на четыре подуровня. Первый подуровень: когнитивные и поведенческие проблемы членов семьи. Анализ проблем данного уровня позволяет определить особенности изменений в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах как у приемных детей в процессе их интеграции в замещающую семью, так и у кровных детей при переходе семьи в новый цикл своего развития — в качестве замещающей семьи. Мишенями помощи являются проблемы когнитивного развития приемных Детей и состояние эмоционального неблагополучия и у приемных, и У кровных детей. Второй подуровень: бессознательные аспекты эмоциональных конфликтов. Помимо осознаваемой стороны, эмоциональные проблемы имеют и неосознаваемую сторону, или «двойное дно». Работа на данном подуровне позволяет выявить бессознательные аспекты эмоциональных проблем приемных детей и помочь им в выработке более адекватных копинг-стратегий совладания со стрессом. Третий подуровень: нарушения развития и личностные расстройства. Анализ проблем данного уровня позволяет объяснить влияние депривационных расстройств на развитие личности ребенка-сироты и возможности их компенсации. Четвертый подуровень: биологические нарушения. Биологические факторы (отягощенная наследственность, пре-, пере- и постна-тальные поражения ЦНС) являются основными причинами симптоматического поведения, которое и становится мишенью помощи ребенку. Развитие детей-сирот зачастую осложнено нарушениями церебрального генеза, соматоформными и психосоматическими расстройствами, обусловленными как пре-, так и перенатальными вредностями, зафиксированными в медицинских диагнозах. На этом подуровне осуществляется медицинское сопровождение ребенка. Все уровни мультимодальной модели взаимосвязаны, и в соответствии с закономерностью общей теории систем улучшение в любой области и на любом уровне системы будет оказывать влияние на все другие. Ребенок, попадая в профессиональную замещающую семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в организации социальной и психологической помощи замещающей семье является выдвижение на первый план одного из родителей (как правило, матери). Это способствует преимущественной концентрации на диадных отношениях при игнорировании роли семьи как системы. Семейная система — сложный конгломерат, который характеризуется определенной структурой, моделями взаимодействия в актуальном и историческом планах, идеологией. Другими словами, ребенку, воспитывающемуся в семье, необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы в целом, в В процессе интеграции ребенок или становится частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение о его адаптации, или остается внешним элементом и, как результат, — дезадаптируется. Семьи обладают определенными психологическими свойствами, которые могут способствовать адаптации ребенка, но могут и вытеснять его из системы. Поэтому представляется целесообразным именно системную парадигму рассматривать в качестве основного методологического подхода к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. Замещающая семья — это семейная система, возникшая в результате включения в нее ребенка-сироты. Ее целесообразно рассматривать как с позиции интегрированного целого, образовавшегося в результате взаимодействия с приемным ребенком, изменившим общую ситуацию в семье, так и с точки зрения базисной семьи, т.е. семьи без приемных детей, создающей новую ситуацию развития для ребенка. Приемный ребенок становится частью семейной системы, при этом он обладает рядом только ему присущих характеристик. Системный подход позволяет рассматривать проблемы становления замещающей семьи фактически во всех аспектах ее функционирования.
42. Замещающая семья с позиций теории семейных систем Холмогоровой А.Б. А.Б. Холмогорова [1999, 2000, 2002] предложила четырехаспектную модель анализа семейной системы, которая соотносится со вторым уровнем мультимодальной модели Оудсхоорна. Эта модель позволяет систематизировать наиболее важные характеристики семейной системы, изучавшиеся в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются следующие аспекты семейной системы: структура семьи, микро- и макродинамика семейной системы, идеология семьи. 3.2.1. Аспект первый: структура семьи Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети-сироты, для которых характерна несформиро-ванность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости за счет контакта с замещающей семьей. Однако нередко невозможность «насыщения» потребности в близости с членами семьи может стать причиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что система «выталкивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интеграции ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции. Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн [1978, 1992] показал, что в дисфункциональных семьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фигуре другого и наличии ребенка, зависящего от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадающий в подобную семью либо из формальной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный и продолжает считать его не поддающимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможности замещающей семьи в компенсации когнитивных депривацион-ных нарушений. Сама семейная система состоит из подсистем — более мелких систем внутри целостной системы; как правило, выделяется детская и родительская подсистемы. Подсистемы разделены внутренними границами, которые характеризуются большей или меньшей степенью жесткости. Объединения между членами подсистем называются коалициями; образование коалиций приводит к нарушению внутренних границ. Выше обсуждалось, что нередким явлением в семьях является триангуляция: попытка использовать третьего для решения конфликта, возникшего между двумя другими членами. В подобных ситуациях нарушенное поведение приемного ребенка нередко используется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что может косвенно способствовать закреплению нарушенного поведения. Одновременно с этим прием ребенка может способствовать восстановлению границ между детской и родительской подсистемами, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепарации, то есть перейти к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию. Семейная структура характеризуется не только внутренними, но и внешними границами: степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опасна и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. Профессиональная замещающая семья, на наш взгляд, должна иметь достаточно открытые внешние границы, т.к. дети-сироты могут то появляться, то уходить из семьи, и быть достаточно восприимчивой к внешним воздействиям, поскольку нуждается в различных видах сопровождения. В случае когда внешние границы замещающей семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Замкнутое развитие профессиональной замещающей семьи, имеющей закрытые жесткие границы (например, тип «семья—крепость»), является дисфункциональным и неадекватно профессиональным целям. 3.2.2. Аспект второй: микродинамика Процесс включения внешнего для системы элемента — ребенка-сироты — не только влияет на внутреннее пространство семьи, приводя к переструктурированию границ между подсистемами коалиций и иерархии, но и меняет внутреннюю динамику системы. Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности Функционирования семейной системы на актуальном уровне [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]. Оно включает: • семейные роли или устойчивые функции в работе системы, за • модели взаимодействия или вытекающие из семейных ролей • циркулирование информации в семейной системе, которое мо • стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся ба • эффективное или неэффективное распределение по членам се • метакоммуникацию — процессы совместного обсуждения и ос • триангуляцию — использование третьего для решения конф С одной стороны, процесс включения ребенка-сироты в семью оказывает влияние на характер ее функционирования на уровне микродинамики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникативные модели. С другой стороны, показатели семейной микродинамики базисной семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий и отсутствие противоречий в коммуникации крайне важно для снижения когнитивного хаоса, характерного для приемных детей. Важным является и открытое циркулирование информации, которое способствует скорейшему решению возникающих конфликтов, тогда как коммуникация, сопровождающаяся секретами и непроговоренностью, приводит к превращению конфликтов в хронические. Неблагоприятным для адаптации является такая коммуникативная модель, как доминирование критики над похвалой. Наконец, возможность открытого обсуждения всего происходящего в семье способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, формирует доверие к миру и ощущение его предсказуемости и надежности. 3.2.3. Аспект третий: макродинамика Макродинамика семейной системы включает следующие понятия [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]: • семейная история, или семейная эволюция (традиция изучения • семейные сценарии: устойчивые модели микродинамики и струк • циклы развития: этапы, ставящие перед семейной системой • сопротивление семейной системы тем изменениям, которые яв • ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организа • общий культурный и исторический контекст, в котором разви • полоролевые стереотипы. Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчивым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «психологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уровне. Гипотеза Боуэна [1978] о том, что модели взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели семейного функционирования в следующих поколениях, в определенной мере объясняет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, Для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на Дисфункциональные модели в вертикальной системе семьи, когда одной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семейного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в предшествующих поколениях, таких как алкоголизм или ранняя смерть. У самих приемных детей — выходцев из асоциальных семей — негативные модели вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей, для этого потенциальные принимающие семьи должны проходить психологический отбор по критерию «здоровье». При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей. Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопротивление изменениям. Классики системного подхода [Берталанфи, 1973] считали, что система постоянно находится в состоянии изменения и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся стереотипов (гомеостазу), а с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие значительно осложняет развитие семейной системы. В рамках системной семейной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивления изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребенка). То есть дисфункции семьи проявляются через выдвижение «идентифицированного клиента» — члена семьи, на которого перекладывается груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия [Haley, 1963; Satir et al., 1975; Черников, 1997]. Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Для российской семьи, из-за слабости супружеской подсистемы, одним из наиболее кризисных этапов развития является «пустое гнездо» — ситуация, возникающая после того, как повзрослевшие дети покидают дом. Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает работать в кризисном режиме. Таким образом, мотивация приема детей-сирот может быть связана, во-первых, со стремлением разрешить новые проблемы прежним способом (прием ребенка после того, как собственные дети повзрослели), во-вторых, с попыткой разрешить старые, накопившиеся в семейной системе проблемы за счет включения в семью новых членов. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей к приему, т.к. новая система — замещающая семья — может обрушиться под тяжестью неразрешенных проблем базисной семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка, особенно с течением времени, становятся такой же «коммуникатив- ной метафорой», т.е. шифром потребностей семейной системы, как и нарушения у кровных членов семьи. В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит определенные циклы развития. Например, период ухаживания, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рождения последнего: семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зрелого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (супруги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из пары остается один после смерти партнера [Черников, 1997]. Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Качественные изменения, происходящие с семьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать как специфический цикл развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сироты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомеостаза с помощью привычных моделей функционирования. Идея о наличии ресурсов для изменений в семьях позволяет сделать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психологической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи. 3.2.4. Аспект четвертый: идеология семейной системы Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии [Холмогорова, 1999]: • семейные нормы и правила, т.е. те основания, на которых стро • делегирование требований и ожиданий в семье; их противоре • мифы — семейные концепции, легенды и верования, касающи • семейные ценности — это то, что открыто одобряется и культи • традиции и ритуалы — повторяющиеся, узаконенные действия, имеющие символический смысл; важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее или редуцирующие тревогу ее членов. Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные ожидания семьи к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвержения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, своеобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направлений психологической помощи профессиональной замещающей семье должно стать достижение определенной согласованности в понимании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм. Для многих из обследованных семей одной из внутренних мотиваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касающихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяющихся в поколениях девиаций (алкоголизации, асоциальных действий), от которых страдали другие члены семьи. М. Боуэн сформулировал обобщенные критерии дисфункциональ-ности семейной системы, которые могут служить опорой при разработке критериев отбора семей, а именно: низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддержки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функционирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную. Все четыре аспекта семейной системы тесно взаимосвязаны меж
43. Проблемные зоны профессиональной семьи.
44. Динамика функционирования семей в зависимости от эффективности замещающей заботы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |