Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей 1 страница




 

1) Наличие в семье тайны усыновления, ребёнок не знает о том, что он приёмный. Со стороны родителей присутствует постоянный страх раскрытия тайны, тревожность, подозрительность, отношения между родителями и ребёнком теряют свою ясность. Для ребёнка характерна тревожность, негативное самоотношение, недостаток общения с близкими. Коммуникации в семье нарушены, внешние границы очень жесткие, семья закрыта от общества, настороженно относится ко всему, что за ее пределами. Для таких семей характерна повышенная сплоченность и замкнутость, много правил, регулирующих коммуникации. Родители, рассказывающие кому-либо (врачу или психологу) тайну усыновления, вступают в коалицию с этим специалистом.

2) В семье была тайна усыновления, но она была неожиданно раскрыта (ребёнок узнал о том, что он приёмный случайно). Детско-родительские отношения отличаются недоверием к приёмным родителям у ребёнка, разочарованием всех членов семьи. Для ребёнка характерна агрессия к родным и приёмным родителям, развиваются фантазии по поводу родных родителей. Страх потери семьи наблюдается как у ребёнка, так и у родителей.

3) В семье формально отсутствует тайна, но ребёнок знает только сам факт усыновления или у него недостаточно информации о нём. У ребёнка нарушено представление о семье как о целом, о её границах, есть страх потери семьи. Такие дети включают в семью посторонних людей, не могут назвать родственников, определить родственные отношения. В конце концов у ребенка возникает подспудное стремление к родной семье.

4) В семье нет тайны усыновления, но обесценивается роль родных оодителей. Для ребёнка характерно негативное самоотношение,так как обесценивая родных родителей, приемные родители частично обесценивают и самого ребенка. Самими родителями семейные отношения представляются благополучными, идеализируются.

 

Поскольку появление в семье приемного ребенка требует изменения существующих семейных отношений, многое во взаимоотношениях с ним зависит от того, насколько легко семья приспосабливается к изменяющимся требованиям среды и внутрисемейной ситуации.

34. Синдром приемного ребенка (М.Шектер).

Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют некоторым авторам говорить о так называемом «синдроме приемного ребенка» (Schecter et al., 1964, 1970). Этот синдром проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении интимных отношений в зрелом возрасте.

Ребенок, становясь членом профессиональной замещающей семьи, обычно, если от него не отказались при рождении, имеет близких родственников, которые не смогли его воспитывать, но с которыми он находится в глубокой и не всегда осознаваемой им эмоциональной связи. Ребенок знает, что у него есть биологическая семья, поэтому разрушение психологической идентичности с ней может спровоцировать формирование синдрома «приемного ребенка». По своим проявлениям этот синдром очень похож на депривационные нарушения в развитии. Он проявляется в сниженной самооценке, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении близких отношений во взрослом возрасте [Schecter et al., 1964]. При этом не нужно забывать, что в качестве профессиональной семья может существовать только до совершеннолетия ребенка. После этого ребенок может вернуться в кровную семью, в которой от него давно отвыкли. Модели профессиональной замещающей семьи основаны на идее «разделенного родительствования». Поэтому при подготовке к осуществлению замещающей заботы семья должна быть включена во взаимодействие с кровными родственниками.

35. Проблемы усыновления детей сразу после рождения.

36.

37. Причины трудностей в оказании психологической помощи таким семьям.

38. Легенды семьи об усыновлении и их влияние на развитие личности ребенка (Б.Лифтон).

39. Сложности формирования эмоциональной привязанности у ребенка в неродной семье.

40. Причины формирования ложного образа Я у ребенка в неродной семье.

41. Замещающая семья в ракурсе семейной модели Оудсхоорна.

При проведении исследований приемной семьи, имеющих целью организацию практической помощи, возникают трудности, связан­ные с поиском единого методологического подхода. Это обусловлено мультимодальностью самого объекта изучения. С одной стороны, важно учесть ряд характеристик, описывающих семью как целое: таких, как система взаимоотношений членов базисной семьи, модели взаимо­действия между членами семьи, история семьи, ее микросоциальные связи и т.д. Подобные свойства семейной системы оказывают боль­шое влияние и на процесс включения в нее ребенка-сироты, и на то, как пойдет развитие семьи на новом функциональном уровне — в качестве замещающей. С другой стороны, для эффективной органи­зации замещающей заботы не менее значим анализ индивидуальных проблем как детей-сирот, так и членов базисной семьи.Поэтому в качестве интегративного методологического подхода к работе с профессиональной семьей выбран мультимодальный подход Оудсхоорна [1993], позволяющий рассматривать проблемы интегра­ции ребенка-сироты в семью как с позиции системной парадигмы, так и в ракурсе интрапсихических проблем. Системная модель Оуд­схоорна позволяет рассмотреть соотношение «индивид — система» и интегрировать разные теоретические подходы как относящиеся к раз­ным уровням глобальной системы. Общая теория систем [Берталан-фи, 1973; Bateson, 1973] предполагает, что «человек со своей средой», т-е. всем тем, что его окружает, представляет кибернетическую, само­регулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаи мосвязанные уровни. Основное допущение этой теории заключается в том, что «проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени» [Черников, 1997]. Усилия членов семьи по адаптации к своей жизненной ситуации отражаются на разных уровнях глобальной системы — от биологи­ческого к интрапсихическому и интерперсональному уровням [Bowen, 1978; Scheflen, 1981]. Ситуация в семье, включая проблемы и симп­томы, происходит из социокультурного и исторического контекстов семьи [McGoldrick and Walsh, 1983; Walsh, 1983]. Таким образом, системная перспектива позволяет анализировать проблемы семьи с точки зрения разных уровней. Применив общую теорию систем к психиатрической практике, Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Для анализа конкретных пси­хических нарушений он предложил использовать «мультимодальную диагностику», предполагающую выдвижение частных гипотез с пози­ции каждого из шести уровней [Оудсхоорн, 1993]. Будучи применен к анализу замещающей семьи, такой подход обеспечивает стереоско­пическое видение ситуации и помогает разработать программу оказа­ния необходимой помощи. Анализируя проблемы профессиональной замещающей семьи, автор использует трехуровневую модель, создан­ную им на основе шестиуровневой модели Оудсхоорна.

Уровень первый: экологический, или Проблемы взаимодей­ствия с внешним окружением. На этом уровне профессиональная замещающая семья рассматривается в контексте ее микросоциаль­ных связей. Ситуация приема детей-сирот на определенный срок «за деньги» актуализирует проблемы взаимодействия семейной си­стемы с микросоциумом, в том числе с ближайшим окружением семьи, со школой, с инспекторами отделов опеки и попечительства и т.д. Это нарушает достигнутый ранее баланс отношений, ставит семью в позицию «виноватой» и приводит к тому, что интерперсо­нальные трудности коммуникации у кровных членов семьи перехо­дят в хроническое состояние. Помощь семье на данном уровне свя­зана с формированием или актуализацией социально-поддерживаю­щих сетей, т.е. такой системы социальных отношений, которая спо­собна удовлетворить специфические потребности замещающей се­мьи в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи и т.д.). Анализу про блем профессиональных замещающих семей с точки зрения первого уровня мультимодальной модели посвящена глава 4. Методы помо­щи профессиональной замещающей семье на экологическом уровне рассматриваются в главе 8.Уровень второй: внутренние проблемы семьи. Рассматриваются проблемы семьи как естественной группы. Акцент делается не на индивидуальных характеристиках членов семьи, а на их взаимодей­ствии и на структурных особенностях семейной организации. Соци­альная и психологическая помощь семье заключается в реализации системы подбора ресурсной семьи, в подготовке семьи и приемного ребенка к замещению и в сопровождении семьи на всем протяжении приема. Анализу проблем профессиональных замещающих семей с точки зрения второго уровня мультимодальной модели посвящена глава 5. Методы работы с внутренними проблемами профессиональ­ной замещающей семьи описаны в пункте 8.2 главы 8.Уровень третий: индивидуальные проблемы членов семьи. Вы­деляемый нами третий уровень объединяет четыре уровня системной модели Оудсхоорна. На этом уровне рассматриваются проблемы ста­новления профессиональной замещающей семьи с позиции индиви­дуальных проблем членов семьи. Основной акцент делается на инди­видуальных изменениях приемных детей. Помощь направлена на ак­туализацию у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования.

Анализ индивидуальных проблем членов профессиональных за­мещающих семей представлен в главе 6.

Третий уровень автор, в соответствии со структурой, введенной Оудсхоорном, делит на четыре подуровня.

Первый подуровень: когнитивные и поведенческие проблемы чле­нов семьи. Анализ проблем данного уровня позволяет определить особенности изменений в эмоциональной, когнитивной и поведен­ческой сферах как у приемных детей в процессе их интеграции в замещающую семью, так и у кровных детей при переходе семьи в новый цикл своего развития — в качестве замещающей семьи. Мише­нями помощи являются проблемы когнитивного развития приемных Детей и состояние эмоционального неблагополучия и у приемных, и У кровных детей.

Второй подуровень: бессознательные аспекты эмоциональных конфликтов. Помимо осознаваемой стороны, эмоциональные пробле­мы имеют и неосознаваемую сторону, или «двойное дно». Работа на данном подуровне позволяет выявить бессознательные аспекты эмо­циональных проблем приемных детей и помочь им в выработке более адекватных копинг-стратегий совладания со стрессом.

Третий подуровень: нарушения развития и личностные расстрой­ства. Анализ проблем данного уровня позволяет объяснить влияние депривационных расстройств на развитие личности ребенка-сироты и возможности их компенсации.

Четвертый подуровень: биологические нарушения. Биологичес­кие факторы (отягощенная наследственность, пре-, пере- и постна-тальные поражения ЦНС) являются основными причинами симпто­матического поведения, которое и становится мишенью помощи ре­бенку. Развитие детей-сирот зачастую осложнено нарушениями це­ребрального генеза, соматоформными и психосоматическими расстрой­ствами, обусловленными как пре-, так и перенатальными вредностя­ми, зафиксированными в медицинских диагнозах. На этом подуровне осуществляется медицинское сопровождение ребенка.

Все уровни мультимодальной модели взаимосвязаны, и в соот­ветствии с закономерностью общей теории систем улучшение в лю­бой области и на любом уровне системы будет оказывать влияние на все другие.

Ребенок, попадая в профессиональную замещающую семью, вза­имодействует не просто со взрослым, который занимается его вос­питанием, но и строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами. Распространенной ошибкой в орга­низации социальной и психологической помощи замещающей семье является выдвижение на первый план одного из родителей (как правило, матери). Это способствует преимущественной концентра­ции на диадных отношениях при игнорировании роли семьи как системы. Семейная система — сложный конгломерат, который ха­рактеризуется определенной структурой, моделями взаимодействия в актуальном и историческом планах, идеологией. Другими слова­ми, ребенку, воспитывающемуся в семье, необходимо адаптироваться к особенностям функционирования семейной системы в целом, в
противном случае он будет отвергнут. В процессе адаптации семья
пытается изменить ребенка, приспособить его к требованиям систе­
мы. Но и семья, в свою очередь, не в состоянии избежать измене­
ний, несмотря на свое сопротивление им, и либо перестраивается —
как на уровне структуры, так и на уровне выработки нового репер­
туара стратегий функционирования, — либо отвергает ребенка. N

В процессе интеграции ребенок или становится частью семейной системы, и тогда мы можем сделать заключение о его адаптации, или остается внешним элементом и, как результат, — дезадаптируется. Се­мьи обладают определенными психологическими свойствами, которые могут способствовать адаптации ребенка, но могут и вытеснять его из системы. Поэтому представляется целесообразным именно системную парадигму рассматривать в качестве основного методологического под­хода к отбору и психологическому сопровождению профессиональной семьи. Замещающая семья — это семейная система, возникшая в ре­зультате включения в нее ребенка-сироты. Ее целесообразно рассмат­ривать как с позиции интегрированного целого, образовавшегося в ре­зультате взаимодействия с приемным ребенком, изменившим общую ситуацию в семье, так и с точки зрения базисной семьи, т.е. семьи без приемных детей, создающей новую ситуацию развития для ребенка. Приемный ребенок становится частью семейной системы, при этом он обладает рядом только ему присущих характеристик. Системный под­ход позволяет рассматривать проблемы становления замещающей се­мьи фактически во всех аспектах ее функционирования.

 

42. Замещающая семья с позиций теории семейных систем Холмогоровой А.Б.

А.Б. Холмогорова [1999, 2000, 2002] предложила четырехаспектную модель анализа семейной системы, которая соотносится со вто­рым уровнем мультимодальной модели Оудсхоорна. Эта модель по­зволяет систематизировать наиболее важные характеристики семей­ной системы, изучавшиеся в рамках разных направлений системной семейной психотерапии. Выделяются следующие аспекты семейной системы: структура семьи, микро- и макродинамика семейной систе­мы, идеология семьи.

3.2.1. Аспект первый: структура семьи

Под структурой семьи понимается квазипространственный срез семейной системы. Важнейшими понятиями при описании семейной структуры являются понятия связи и иерархии. Связь определяется как психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух дисфункций связи выделяются симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Дети-сироты, для которых характерна несформиро-ванность или нарушение чувства привязанности, базового доверия к миру, стремятся удовлетворить свою потребность в близости за счет контакта с замещающей семьей. Однако нередко невозможность «на­сыщения» потребности в близости с членами семьи может стать при­чиной ощущения внутренней сегрегации у ребенка. В семьях, склон­ных к установлению симбиотических отношений, члены семьи ока­зываются настолько связанными между собой, что система «вытал­кивает» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции связи — разобщенности — также негативно влияет на процесс интег­рации ребенка-сироты, т.к. члены семьи не имеют стереотипов близ­ких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.

Иерархия определяет отношения доминантности-подчинения в семье. М. Боуэн [1978, 1992] показал, что в дисфункциональных се­мьях власть часто узурпируется одним из родителей при слабой фи­гуре другого и наличии ребенка, зависящего от сильного родителя. Ребенок-сирота, попадающий в подобную семью либо из формаль­ной, жестко иерархизированной среды сиротского учреждения, либо из хаоса асоциальной семьи, привык воспринимать мир как мало прогнозируемый и нестабильный и продолжает считать его не подда­ющимся контролю и регуляции. Это значительно снижает возможно­сти замещающей семьи в компенсации когнитивных депривацион-ных нарушений.

Сама семейная система состоит из подсистем — более мелких сис­тем внутри целостной системы; как правило, выделяется детская и ро­дительская подсистемы. Подсистемы разделены внутренними граница­ми, которые характеризуются большей или меньшей степенью жесткос­ти. Объединения между членами подсистем называются коалициями; образование коалиций приводит к нарушению внутренних границ.

Выше обсуждалось, что нередким явлением в семьях является триангуляция: попытка использовать третьего для решения конфликта, возникшего между двумя другими членами. В подобных ситу­ациях нарушенное поведение приемного ребенка нередко использу­ется в супружеской подсистеме как почва для объединения, что мо­жет косвенно способствовать закреплению нарушенного поведения. Одновременно с этим прием ребенка может способствовать восста­новлению границ между детской и родительской подсистемами, что позволяет кровным детям более безболезненно пройти этап сепара­ции, то есть перейти к более самостоятельному и независимому от родителей функционированию.

Семейная структура характеризуется не только внутренними, но и внешними границами: степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Слишком открытая система похожа «на проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне. Она не дает семье чувства комфорта и безопасности. Не менее опас­на и чрезмерная закрытость системы, которая ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности [Холмогорова, 1999, 2000, 2002].

Профессиональная замещающая семья, на наш взгляд, должна иметь достаточно открытые внешние границы, т.к. дети-сироты мо­гут то появляться, то уходить из семьи, и быть достаточно восприим­чивой к внешним воздействиям, поскольку нуждается в различных видах сопровождения. В случае когда внешние границы замещающей семьи закрыты, семья в недостаточной мере справляется со своими профессиональными задачами. Замкнутое развитие профессиональ­ной замещающей семьи, имеющей закрытые жесткие границы (на­пример, тип «семья—крепость»), является дисфункциональным и не­адекватно профессиональным целям.

3.2.2. Аспект второй: микродинамика

Процесс включения внешнего для системы элемента — ребенка-сироты — не только влияет на внутреннее пространство семьи, при­водя к переструктурированию границ между подсистемами коалиций и иерархии, но и меняет внутреннюю динамику системы.

Понятие микродинамики позволяет анализировать особенности Функционирования семейной системы на актуальном уровне [Холмо­горова, 1999, 2000, 2002].

Оно включает:

• семейные роли или устойчивые функции в работе системы, за­
крепленные за каждым из ее членов;

• модели взаимодействия или вытекающие из семейных ролей
устойчивые коммуникативные стереотипы: ссоры, конфликты,
обиды и т.д.;

• циркулирование информации в семейной системе, которое мо­
жет быть либо эффективным и открытым, либо дисфункцио­
нальным (по типу двойной связи), либо неполным (при нали­
чии «семейных секретов»);

• стиль эмоциональной коммуникации, характеризующийся ба­
лансом положительных и отрицательных эмоций, соотношени­
ем критики и похвалы в адрес друг друга и степенью открыто­
сти выражения чувств в системе;

• эффективное или неэффективное распределение по членам се­
мьи функций, обеспечивающих поддержку семейной системы;

• метакоммуникацию — процессы совместного обсуждения и ос­
мысления членами семьи того, что в ней происходит;

• триангуляцию — использование третьего для решения конф­
ликта между двумя.

С одной стороны, процесс включения ребенка-сироты в семью ока­зывает влияние на характер ее функционирования на уровне микроди­намики, изменяя роли и связанные с ними отношения и коммуникатив­ные модели. С другой стороны, показатели семейной микродинамики базисной семьи в значительной степени характеризуют ее адаптивный потенциал. Четкое распределение заданий и отсутствие противоречий в коммуникации крайне важно для снижения когнитивного хаоса, харак­терного для приемных детей. Важным является и открытое циркулиро­вание информации, которое способствует скорейшему решению возни­кающих конфликтов, тогда как коммуникация, сопровождающаяся сек­ретами и непроговоренностью, приводит к превращению конфликтов в хронические. Неблагоприятным для адаптации является такая комму­никативная модель, как доминирование критики над похвалой. Нако­нец, возможность открытого обсуждения всего происходящего в семье способствует развитию эмоциональной зрелости, самоуважения, умения анализировать свои и чужие поступки, формирует доверие к миру и ощущение его предсказуемости и надежности.

3.2.3. Аспект третий: макродинамика

Макродинамика семейной системы включает следующие поня­тия [Холмогорова, 1999, 2000, 2002]:

• семейная история, или семейная эволюция (традиция изучения
этого параметра идет от М. Бовена [1978], который доказал, что в
семейной истории происходит накопление дисфункциональных
моделей, в конце концов приводящее к патологии ее членов);

• семейные сценарии: устойчивые модели микродинамики и струк­
турной организации, повторяющиеся из поколения в поколение;

• циклы развития: этапы, ставящие перед семейной системой
новые задачи;

• сопротивление семейной системы тем изменениям, которые яв­
ляются необходимыми с точки зрения решения задач нового
цикла;

• ресурсы для изменений (крайне важное понятие для организа­
ции помощи приемной семье): это сильные стороны семьи, та­
кие как возможность открыто обсуждать проблемы, любовь,
искренняя заинтересованность;

• общий культурный и исторический контекст, в котором разви­
валась и развивается семейная система: культурные традиции,
ценности и т.д.;

• полоролевые стереотипы.

Поскольку уровень макродинамики является наиболее устойчи­вым пластом функционирования семейной системы, то и поиск «пси­хологической ниши» для включения приемного ребенка в систему и ресурсов семьи для его адаптации необходимо начинать на этом уров­не. Гипотеза Боуэна [1978] о том, что модели взаимоотношений пре­дыдущих поколений могут обеспечить неявные модели семейного функ­ционирования в следующих поколениях, в определенной мере объяс­няет, например, тот факт, что приемные дети появляются в семьях, Для которых характерна многодетность в поколениях. Одной из функ­ций приема, на наш взгляд, является определенное воздействие на Дисфункциональные модели в вертикальной системе семьи, когда од­ной из мотиваций приема является освобождение от прошлого семей­ного сценария и возрождение семьи после грубых дисфункций в пред­шествующих поколениях, таких как алкоголизм или ранняя смерть.

У самих приемных детей — выходцев из асоциальных семей — негативные модели вертикальной системы могут быть нивелированы за счет большего потенциала развития замещающих семей, для этого потенциальные принимающие семьи должны проходить психологичес­кий отбор по критерию «здоровье». При этом каждая семья имеет свой потенциал для перестройки на новом цикле развития. Поэтому необ­ходим отбор семей и психологическая подготовка к приему детей.

Чрезвычайно важным понятием макродинамики является сопро­тивление изменениям. Классики системного подхода [Берталанфи, 1973] считали, что система постоянно находится в состоянии измене­ния и стремится, с одной стороны, к сохранению сложившихся сте­реотипов (гомеостазу), а с другой — к развитию и переходу на более высокий уровень функционирования. Это противоречие значительно осложняет развитие семейной системы. В рамках системной семей­ной терапии рассматриваются, например, такие способы сопротивле­ния изменениям и поддержания семейного гомеостаза на кризисных этапах развития семьи, как девиантное поведение, соматоформные и психотические расстройства одного из членов семьи (нередко ребен­ка). То есть дисфункции семьи проявляются через выдвижение «иден­тифицированного клиента» — члена семьи, на которого перекладыва­ется груз семейных проблем и с которым связываются все причины неблагополучия [Haley, 1963; Satir et al., 1975; Черников, 1997].

Ситуация приема выступает для некоторых семей как попытка избежать изменений внутренних отношений с помощью изменения семейной структуры за счет включения новых членов. Для россий­ской семьи, из-за слабости супружеской подсистемы, одним из наи­более кризисных этапов развития является «пустое гнездо» — ситуа­ция, возникающая после того, как повзрослевшие дети покидают дом. Канун «пустого гнезда» повышает уровень тревоги семьи настолько, что система начинает работать в кризисном режиме.

Таким образом, мотивация приема детей-сирот может быть свя­зана, во-первых, со стремлением разрешить новые проблемы прежним способом (прием ребенка после того, как собственные дети повзрос­лели), во-вторых, с попыткой разрешить старые, накопившиеся в се­мейной системе проблемы за счет включения в семью новых членов. Данный факт очень важно учитывать при отборе и подготовке семей к приему, т.к. новая система — замещающая семья — может обру­шиться под тяжестью неразрешенных проблем базисной семьи. В определенной мере нарушения поведения у приемного ребенка, особенно с течением времени, становятся такой же «коммуникатив-

ной метафорой», т.е. шифром потребностей семейной системы, как и нарушения у кровных членов семьи.

В процессе своей макродинамики семья как социальная система проходит определенные циклы развития. Например, период ухажива­ния, фаза без детей, экспансия (от рождения первого ребенка до рожде­ния последнего: семья с маленькими детьми), стабилизация (фаза зре­лого брака), фаза, в которой дети покидают дом, «пустое гнездо» (суп­руги снова одни после отъезда детей), фаза, в которой кто-то из пары остается один после смерти партнера [Черников, 1997]. Как показало исследование, прием ребенка-сироты можно соотнести с определенным циклом развития семьи. Качественные изменения, происходящие с се­мьей в процессе интеграции и адаптации, свидетельствуют о том, что замещающую семью можно рассматривать как специфический цикл развития семьи, внутри которого имеют место свои этапы становления, свои нормативные и ненормативные кризисы. Включение ребенка-сиро­ты в семью нередко застает систему на этапе попытки достигнуть гомео­стаза с помощью привычных моделей функционирования.

Идея о наличии ресурсов для изменений в семьях позволяет сде­лать оптимистический прогноз о возможности реабилитации кровных семей детей, лишенных родительской заботы, и эффективности психо­логической помощи на кризисных этапах развития приемной семьи.

3.2.4. Аспект четвертый: идеология семейной системы

Можно выделить следующие компоненты семейной идеологии [Холмогорова, 1999]:

• семейные нормы и правила, т.е. те основания, на которых стро­
ится жизнь семьи; нечеткость правил и норм, их непроговорен-
ность могут приводить к конфузу и сбивать с толку, а при
переходе к новым этапам, связанным с необходимостью изме­
нений, тормозить развитие как всей системы, так и отдельных
ее членов;

• делегирование требований и ожиданий в семье; их противоре­
чивость и несогласованность ведут к внутренним конфликтам
и противоречиям в развитии;

• мифы — семейные концепции, легенды и верования, касающи­
еся семейной истории;

• семейные ценности — это то, что открыто одобряется и культи­
вируется;

• традиции и ритуалы — повторяющиеся, узаконенные действия, имеющие символический смысл; важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее или редуцирую­щие тревогу ее членов.

Семейная идеология является одной из наиболее сензитивных областей приема. Неадекватные ожидания семьи к своему новому члену и друг к другу становятся одной из главных причин его отвер­жения. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне слабо осознает. Как показало исследование, сво­еобразным психологическим «входом» в семью является принятие приемными детьми норм и правил семьи. Поэтому одним из направ­лений психологической помощи профессиональной замещающей се­мье должно стать достижение определенной согласованности в пони­мании членами семьи и приемным ребенком этих правил и норм.

Для многих из обследованных семей одной из внутренних моти­ваций приема стало преодоление зловещих семейных мифов, касаю­щихся деструктивных моментов семейной истории в виде повторяю­щихся в поколениях девиаций (алкоголизации, асоциальных действий), от которых страдали другие члены семьи.

М. Боуэн сформулировал обобщенные критерии дисфункциональ-ности семейной системы, которые могут служить опорой при разра­ботке критериев отбора семей, а именно: низкий уровень автономии, недифференцированность массы «ты» и «они», закрытые границы, ригидность правил и норм, низкий уровень эмоциональной поддерж­ки, неразвитая метакоммуникация. С этих позиций систему функци­онирования любого сиротского учреждения можно рассматривать как дисфункциональную.

Все четыре аспекта семейной системы тесно взаимосвязаны меж­
ду собой. Например, введению правил (идеологии), адекватных раз­
витию семьи в качестве профессиональной замещающей семьи, мо­
жет препятствовать неспособность предыдущих поколений семьи
вырабатывать правила, адекватные жизненным изменениям (макро­
динамика). Поэтому в процессе осуществления помощи семье необ­
ходимо отслеживать все эти аспекты.

 

43. Проблемные зоны профессиональной семьи.

 

44. Динамика функционирования семей в зависимости от эффективности замещающей заботы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.