КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей 4 страница
· принцип взаимодействия психолога с педагогами. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с педагогами в достижении общей педагогической цели формирование полноценного члена общества; · принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами [4]. Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога: · принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям; · принцип нравственности, позволяющий психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности; · принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту; · принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе; · принцип профессионального содружества включенность в профессиональную общность осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории с другой [7]. 60. Цели и задачи психокоррекции личностных расстройств сирот. Любой ребенок может быть помещен в профессиональную замещающую семью. Но важно подобрать такую семью, которая была бы ресурсной для интеграции определенного ребенка. Следует учитывать пол и возраст ребенка, его жизненный опыт, потребности и ожидания от семьи.
В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот
Часть III. Технология социальной и психологической помощи...
На основе проведенного исследования и практического опыта автора выделены следующие условия, которые необходимо учитывать при подборе семьи и ребенка: • Ситуация аттракции, привлекательности членов семьи и ре бенка друг для друга. Нередко это связано с внешней похожес тью членов семьи и ребенка. • Совпадение -таких показателей, как темп деятельности и тип эмоционального реагирования у семьи и ребенка. Ребенку с медленным темпом деятельности очень сложно адаптироваться в семье, в которой все процессы протекают в быстром темпе, и наоборот. Ребенок, привыкший к «бурным» аффективным ре акциям в своей семье или склонный к аффективным «разря дам», будет испытывать большие трудности в семье, где приня то сдерживать проявление аффектов (определяется на основе «Теста семейной динамики»). • Наличие психологической ниши для данного ребенка в семье. Этот фактор можно определить с помощью анализа структуры семьи («Системный семейный тест»). Структура семьи в иде альной репрезентации (в качестве ориентировочной выступает структура родителей) дает представление о «недостающих» членах семьи, особенно детях, половых и возрастных предпоч тениях родителей относительно приемных детей. Не менее зна чимой является и актуальная репрезентация семьи. Взрослею щий кровный ребенок, так сказать, «освобождает» нишу для приемного. • Психологическую нишу можно определить с помощью изучения макродинамики семьи, статуса родителей в их кровной семье. Более ресурсной для приема является семья, где мать или отец были старшими детьми в своей семье, особенно если семья была многодетной. Такая семья способна найти нишу для нескольких приемных детей. Пол приемных детей может зависеть от того, с кем выросли родители: с братьями или сестрами, а их возраст может быть таким же, как возраст младших братьев и сестер в период, когда родители покинули свою семью. Анализ произво дится на основе методики «Семейная генограмма». • Возраст приемного ребенка. Приемный ребенок не должен быть старше кровных детей и не должен быть их сверстником. Раз ница между старшим приемным ребенком и младшим кровным
должна быть не меньше двух лет. Желательно, чтобы приемные дети также были разновозрастными при разнице не менее двух лет. Дети подросткового возраста более эффективно ин-тегрируются в систему, где есть другие подростки. Опыт жизни приемных детей. Дети, имеющие длительный сиротский стаж (не менее двух-трех лет), особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста или происходят из семьи с большим количеством детей, легче интегрируются в многодетную семью. Детей, недавно изъятых из семьи, особенно после жестокого обращения, сексуального насилия, лучше всего помещать либо в бездетную в настоящее время семью, либо в семью с одним ребенком того же пола, либо в неполную семью. 61. Особенности работы психолога в период подбора замещающей семьи. 62. Диагностика состояния замещающей семьи. 63. Психологическое сопровождение замещающей семьи с приемным ребенком: формирование новой целостности профессиональной семьи. 64. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: актуализация ресурсов семьи и выработка адекватных стратегий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса. 65. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: помощь в решении интрапсихических проблем членов семьи и приемного ребенка. 66. Мишени помощи семье и тактика разрешения проблем в процессе сопровождения семьи с приемным ребенком. Данные лонгитюдного исследования профессиональных замещающих семей свидетельствуют о том, что осуществление эффективного приема практически невозможно вне системы социальной, психологической и педагогической помощи. Стихийно созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо представляют собой струк-ТУРУ> «нагруженную» неинтегрированной подсистемой, т.е. приемные дети живут в семье в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Даже в условиях социальной, психологической и педагогической помощи семьи проходят через разные этапы становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В континууме одного этапа нередко наблюдаются и периоды благополучия, и ненормативные стрессы и кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике — «притираются» модели базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности. Как показали результаты исследования в континууме пяти лет, семьи проходят следующие этапы становления: 1. «Базисный шлейф», т.е. стресс, связанный с нерешенными пробле 2. Этап перестройки, сопровождающийся оформлением новой дет 3. Завершение переструктурирования и возникновение нового сис 4. «Кризис сепарации», связанный с проблемами отделения прием 5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской Момент достижения наивысшего уровня принятия родителями приемных детей и наилучшей оценки родителями собственной способности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев приема. В это время семьи предпочитают осуществлять прием в автономном режиме. В «точках кипения» — год, полтора и три с половиной года приема — у семей актуализуется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Обращает на себя внимание кривая академической успеваемости приемных детей, которая «делает скачок» на пике принятия детей и снижается в точках «кипения». Проблемы, возникающие на каждом этапе развития семьи с приемными детьми, должны стать мишенями помощи семейной системе и предметом деятельности специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Семьи, как правило, находятся на разных этапах развития. Их опыт преодоления кризиса ценен и уникален как для них самих, так и для других семей. Чтобы успешно осуществлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые они получили во время подготовки. Им необходимо уметь оценивать ситуацию в семье, понимать потребности ее членов и те изменения, которые с ними происходят, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, слушать, поддерживать их, работать в команде с другими семьями и специалистами службы сопровождения и т.д. Не менее важно умение приемных родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность проявлять родительскую заботу. Приемные родители не должны подрывать идентичность ребенка с кровной семьей, им следует избегать негативных высказываний в адрес ее членов, например, что ребенок станет таким же бандитом, как его отец, тем более что подобным пророчествам свойственно влиять на свое осуществление. Необходимо говорить с ребенком о том, что он оказался в детском доме и приемной семье не по своей вине, что он не единственный, с кем это случилось, что они не конкурируют с его кровными родителями, а любят его и помогают ему вырасти. В качестве основных задач сопровождения семьи можно выделить следующие: — поддержка функционирования семейной системы; — помощь в преодолении кризисных ситуаций; — помощь в создании условий для безопасного развития прием — нивелирование воздействия девиаций на самого ребенка и семью; — помощь в формировании навыков поведения в социуме. В процессе осуществления профессиональной замещающей семейной заботы служба сопровождения использует в работе с семьей различные групповые и индивидуальные формы. К ним относятся группа психологической поддержки, педагогическая мастерская, индивидуальные консультации и т.д. В рамках группы психологической поддержки и индивидуальных консультаций деятельность специалистов направлена на решение проблем семьи, которые появляются у нее в новом цикле развития в качестве семьи с приемным ребенком. На первом этапе становления новой системной целостности семьи помощь специалистов связана со структурными изменениями в семье при интеграции новых членов и с механизмами защиты базисной системы от интервенции новых членов. Сопротивляясь изменениям, семьи начинают идеализировать образы воспоминаний о сплоченности базисной семьи, забывая о тех структурных проблемах, которые привели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых границ между подсистемами и определенных ограничений во взаимодействии с окружением, которые не распространяются на специалистов и членов поддерживающей сети: семье предлагают, особенно в первый месяц приема, реже приглашать гостей в дом и самим посещать других. Приемные дети активно реагируют на структурное напряжение в семье. В первые полгода они пытаются воспроизвести в отношениях друг с другом привычные стереотипы и формируют гомогенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Дети начинают использовать механизмы защиты по типу идеализации и мифологизации своей биологической семьи. Основные задачи деятельности специалистов по сопровождению семьи на данном этапе: — адаптация семьи к новой ситуации; основной подход — формирование нового идеального образа семьи; — объединение в коалиционные структуры базисных и приемных ■ — создание условий для большей автономии кровных детей. В качестве основных методов помощи семье используются различные структурные техники: совместное рисование идеального образа семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеальной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различных пространственных структур с последующим обсуждением уровня их комфортности для членов семьи. Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, выполнение совместных заданий членами этих структур, повторное обсуждение структурных проблем семьи, существовавших до включения приемных детей (просмотр видеозаписей и рисунков структуры семьи, сделанных во время подготовки). Целесообразно составить договор между родителями и кровными детьми, предоставляющий большую степень свободы последним. Необходимо составление контракта и четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей. Следующий структурный кризис семья испытывает через 3,5 года приема. Нередко в это время собственные дети покидают дом. Приемные дети начинают проявлять все «ужасы» подросткового возраста. Они стараются добиться определенной автономии. Система должна приспособиться к новой ситуации. Резко повышается уровень конфликтности в семье, начинают появляться или становятся более частыми случаи обмана, воровства детей. Возрастает неудовлетворенность приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою «ненужность», боль от предчувствия, что «гнездо» вновь опустеет. В этот период вновь появляется необходимость в работе на уровне структуры семьи, в использовании уже известных нам структурных техник (см. тренинг подготовки семьи к приему), таких как совместное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддерживать отношения близости в супружеской подсистеме, создать условия для разумной автономии приемного ребенка. Актуальной является система общих заданий для супругов и самостоятельных заданий для приемных детей, метод заключения контрактов на предоставление последним большей свободы. В первые полгода возрастает эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (не важно, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера семьи. При этом отцов пытаются поставить чуть ли не в положение «козла отпущения». В шесть месяцев резко снижается социометрический и идентификационный статус отцов. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию контактов отца с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери. Через шесть месяцев приема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижаются значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом у кровных детей они повышаются по такому показателю, как «неэффективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточно эффективными, т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специалистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ (см.: Упражнения к тренингу совместной подготовки семьи и ребенка к приему, прилож. 4). Практически в течение всего первого года приема в семьях наблюдается склонность к сверхконтролю (нередко матери его используют как способ снижения собственной тревоги) за поведением приемных детей, которая в следующий раз гиперболизируется в период кризиса сепарации. Через 3,5 года приема сверхконтроль проявляется в излишней критичности актов контроля, ригидности контролирующего поведения. Помощь специалистов направлена на осознание и вербализацию новых правил семьи, правил поведения приемных детей, использование тех методов поощрений и санкций, которым члены семьи были обучены в процессе подготовки. Через год приема эффективные семьи в значительной степени преодолевают системные стрессы. Необходимо отметить, что в это время отмечается повышение и по другим показателям внешних проблем, таких как делинквентное поведение и социальные отношения. Примечательно, что у детей на данном этапе зафиксирован первый пик состояния эмоционального благополучия. По всей вероятности, снижение внутренней напряженности способствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые дети старались в семье не проявлять. Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. Дети, чувствующие принятие приемных родителей, совершают в семье проступки, чаще всего воровство. Дети, в семьях которых присутствует определенная холодность в отношениях, воруют у учителей в школе или у воспитателей в детском саду. По-видимому, при помощи деликтов дети пытаются установить отношения привязанности; это своего рода «проверка» на безусловность принятия. Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось. Через полтора года угасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Семья активно занимается урегулированием проблем, обусловленных характером взаимодействия, неадекватностью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках группы психологической поддержки в процессе ролевых игр и при анализе видеозаписей отрабатываются адекватные способы выражения членами семьи своих переживаний. Через год и полтора года приема родители фиксируют повышение значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на негативное внимание со стороны сверстников, например, на то, что его дразнят в школе. Общее напряжение, которое проявляется у ребенка через полтора года приема, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значимость сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Через два года заканчивается цикл становления семьи в новом
[1] Сологубова Т.К. Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов. //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 1. / Сборник статей под ред. проф. П.Я. Циткилова. [2] Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003. С. 34-35. [3] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., Педагогика, 1990. – 98 с. [4] Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002. С. 24. [5] Симонов Н.И. Дети-сироты: исследования. СПб, 2005. С. 150. [6] Лиханов А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987. С. 121. [7] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М. – Педагогика, 1990. с. 128. [8] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М. – Педагогика, 1990. с. 131. [9] Там же. [10] Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. С. 8-10. [11] Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. С. 8-10. [12] Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002. С. 23. [13] Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003. С. 12. [14] Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997. С 47. [15] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994. С. 137. [16] Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997. С 53.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |