Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей 4 страница




· принцип взаимодействия психолога с педагогами. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с педагогами в достижении общей педагогической цели формирование полноценного члена общества;

· принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами [4].

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога:

· принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой хаоса, бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям;

· принцип нравственности, позволяющий психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности;

· принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту;

· принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и самосгоранию на работе;

· принцип профессионального содружества включенность в профессиональную общность осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории с другой [7].

60. Цели и задачи психокоррекции личностных расстройств сирот.

Любой ребенок может быть помещен в профессиональную замещающую семью. Но важно подобрать такую семью, которая была бы ресурсной для интеграции определенного ребенка. Следует учитывать пол и возраст ребенка, его жизненный опыт, потребности и ожидания от семьи.

 

 

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

 

Часть III. Технология социальной и психологической помощи...

 

 

На основе проведенного исследования и практического опыта автора выделены следующие условия, которые необходимо учитывать при подборе семьи и ребенка:

• Ситуация аттракции, привлекательности членов семьи и ре

бенка друг для друга. Нередко это связано с внешней похожес

тью членов семьи и ребенка.

• Совпадение -таких показателей, как темп деятельности и тип

эмоционального реагирования у семьи и ребенка. Ребенку с

медленным темпом деятельности очень сложно адаптироваться

в семье, в которой все процессы протекают в быстром темпе, и

наоборот. Ребенок, привыкший к «бурным» аффективным ре

акциям в своей семье или склонный к аффективным «разря

дам», будет испытывать большие трудности в семье, где приня

то сдерживать проявление аффектов (определяется на основе

«Теста семейной динамики»).

• Наличие психологической ниши для данного ребенка в семье.

Этот фактор можно определить с помощью анализа структуры

семьи («Системный семейный тест»). Структура семьи в иде

альной репрезентации (в качестве ориентировочной выступает

структура родителей) дает представление о «недостающих»

членах семьи, особенно детях, половых и возрастных предпоч

тениях родителей относительно приемных детей. Не менее зна

чимой является и актуальная репрезентация семьи. Взрослею

щий кровный ребенок, так сказать, «освобождает» нишу для

приемного.

• Психологическую нишу можно определить с помощью изучения

макродинамики семьи, статуса родителей в их кровной семье.

Более ресурсной для приема является семья, где мать или отец

были старшими детьми в своей семье, особенно если семья была

многодетной. Такая семья способна найти нишу для нескольких

приемных детей. Пол приемных детей может зависеть от того, с

кем выросли родители: с братьями или сестрами, а их возраст

может быть таким же, как возраст младших братьев и сестер в

период, когда родители покинули свою семью. Анализ произво

дится на основе методики «Семейная генограмма».

• Возраст приемного ребенка. Приемный ребенок не должен быть

старше кровных детей и не должен быть их сверстником. Раз

ница между старшим приемным ребенком и младшим кровным

 

должна быть не меньше двух лет. Желательно, чтобы приемные дети также были разновозрастными при разнице не менее двух лет. Дети подросткового возраста более эффективно ин-тегрируются в систему, где есть другие подростки. Опыт жизни приемных детей. Дети, имеющие длительный сиротский стаж (не менее двух-трех лет), особенно если они воспитывались в учреждении с раннего возраста или происходят из семьи с большим количеством детей, легче интегрируются в многодетную семью. Детей, недавно изъятых из семьи, особенно после жестокого обращения, сексуального насилия, лучше всего помещать либо в бездетную в настоящее время семью, либо в семью с одним ребенком того же пола, либо в неполную семью.

61. Особенности работы психолога в период подбора замещающей семьи.

62. Диагностика состояния замещающей семьи.

63. Психологическое сопровождение замещающей семьи с приемным ребенком: формирование новой целостности профессиональной семьи.

64. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: актуализация ресурсов семьи и выработка адекватных стратегий поведения в ситуации семейного и индивидуального стресса.

65. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: помощь в решении интрапсихических проблем членов семьи и приемного ребенка.

66. Мишени помощи семье и тактика разрешения проблем в процессе сопровождения семьи с приемным ребенком.

Данные лонгитюдного исследования профессиональных замеща­ющих семей свидетельствуют о том, что осуществление эффективно­го приема практически невозможно вне системы социальной, психо­логической и педагогической помощи. Стихийно созданные, несоп­ровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо представляют собой струк-ТУРУ> «нагруженную» неинтегрированной подсистемой, т.е. приемные дети живут в семье в ситуации эмоционального отторжения, что про­тиворечит целям замещения.

Даже в условиях социальной, психологической и педагогической помощи семьи проходят через разные этапы становления. Переход из одного этапа в другой, как правило, сопровождается нормативными кризисами. В континууме одного этапа нередко наблюдаются и пери­оды благополучия, и ненормативные стрессы и кризисы. Семейные системы находятся в постоянной динамике — «притираются» модели базисной семьи и ребенка, дети растут, изменяются задачи развития семейной системы, ее потребности.

Как показали результаты исследования в континууме пяти лет, семьи проходят следующие этапы становления:

1. «Базисный шлейф», т.е. стресс, связанный с нерешенными пробле­
мами базисной семьи, как правило, с проблемами сепарации кров­
ных детей (до шести месяцев приема).

2. Этап перестройки, сопровождающийся оформлением новой дет­
ской подсистемы и развитием семейной идентичности членов се­
мьи (7—12 месяцев).

3. Завершение переструктурирования и возникновение нового сис­
темного качества, новой идентичности — профессиональной заме­
щающей семьи (24 месяца).

4. «Кризис сепарации», связанный с проблемами отделения прием­
ных детей (42 месяца).

5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской
подсистемы, начало цикла «ожидание пустого гнезда» (48—60 ме­
сяцев).

Момент достижения наивысшего уровня принятия родителями приемных детей и наилучшей оценки родителями собственной спо­собности к их воспитанию наблюдается в 6, 24, 48 и 60 месяцев приема. В это время семьи предпочитают осуществлять прием в ав­тономном режиме. В «точках кипения» — год, полтора и три с поло­виной года приема — у семей актуализуется потребность в помощи специалистов вследствие обострения отношений с приемными детьми. Обращает на себя внимание кривая академической успеваемости приемных детей, которая «делает скачок» на пике принятия детей и снижается в точках «кипения».

Проблемы, возникающие на каждом этапе развития семьи с при­емными детьми, должны стать мишенями помощи семейной системе и предметом деятельности специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Семьи, как правило, находятся на разных этапах развития. Их опыт преодоления кризиса ценен и уникален как для них самих, так и для других семей. Чтобы успешно осуще­ствлять замещающую заботу, приемные родители должны развивать те умения и навыки, которые они получили во время подготовки. Им необходимо уметь оценивать ситуацию в семье, понимать потребнос­ти ее членов и те изменения, которые с ними происходят, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, уп­равлять трудным поведением детей, слушать, поддерживать их, рабо­тать в команде с другими семьями и специалистами службы сопро­вождения и т.д.

Не менее важно умение приемных родителей управлять собствен­ными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенно­го поведения у детей, не воспринимать их как посягательство на соб­ственную эффективность и способность проявлять родительскую за­боту. Приемные родители не должны подрывать идентичность ребен­ка с кровной семьей, им следует избегать негативных высказываний в адрес ее членов, например, что ребенок станет таким же бандитом, как его отец, тем более что подобным пророчествам свойственно вли­ять на свое осуществление. Необходимо говорить с ребенком о том, что он оказался в детском доме и приемной семье не по своей вине, что он не единственный, с кем это случилось, что они не конкуриру­ют с его кровными родителями, а любят его и помогают ему вырасти.

В качестве основных задач сопровождения семьи можно выде­лить следующие:

— поддержка функционирования семейной системы;

— помощь в преодолении кризисных ситуаций;

— помощь в создании условий для безопасного развития прием­
ного ребенка; помощь в коррекции нарушенного поведения ре­
бенка;

— нивелирование воздействия девиаций на самого ребенка и

семью;

— помощь в формировании навыков поведения в социуме.

В процессе осуществления профессиональной замещающей се­мейной заботы служба сопровождения использует в работе с семьей различные групповые и индивидуальные формы. К ним относятся группа психологической поддержки, педагогическая мастерская, ин­дивидуальные консультации и т.д.

В рамках группы психологической поддержки и индивидуаль­ных консультаций деятельность специалистов направлена на реше­ние проблем семьи, которые появляются у нее в новом цикле разви­тия в качестве семьи с приемным ребенком.

На первом этапе становления новой системной целостности се­мьи помощь специалистов связана со структурными изменениями в семье при интеграции новых членов и с механизмами защиты базис­ной системы от интервенции новых членов. Сопротивляясь измене­ниям, семьи начинают идеализировать образы воспоминаний о спло­ченности базисной семьи, забывая о тех структурных проблемах, ко­торые привели их к решению о приеме детей. Задачей адаптации семьи на данном этапе является установление более открытых гра­ниц между подсистемами и определенных ограничений во взаимо­действии с окружением, которые не распространяются на специали­стов и членов поддерживающей сети: семье предлагают, особенно в первый месяц приема, реже приглашать гостей в дом и самим посе­щать других. Приемные дети активно реагируют на структурное на­пряжение в семье. В первые полгода они пытаются воспроизвести в отношениях друг с другом привычные стереотипы и формируют го­могенное идентификационное поле, в которое включают в основном других приемных детей. Дети начинают использовать механизмы за­щиты по типу идеализации и мифологизации своей биологической семьи.

Основные задачи деятельности специалистов по сопровождению семьи на данном этапе:

— адаптация семьи к новой ситуации; основной подход — форми­рование нового идеального образа семьи;

— объединение в коалиционные структуры базисных и приемных
членов семьи;

■ — создание условий для большей автономии кровных детей.

В качестве основных методов помощи семье используются раз­личные структурные техники: совместное рисование идеального об­раза семьи с приемными детьми, динамические скульптуры идеаль­ной семьи, построенные каждым ее членом, моделирование различ­ных пространственных структур с последующим обсуждением уров­ня их комфортности для членов семьи. Крайне важным является прояснение чувств, возникающих в новых структурах, выполнение совместных заданий членами этих структур, повторное обсуждение структурных проблем семьи, существовавших до включения прием­ных детей (просмотр видеозаписей и рисунков структуры семьи, сде­ланных во время подготовки). Целесообразно составить договор между родителями и кровными детьми, предоставляющий большую степень свободы последним. Необходимо составление контракта и четкое распределение обязанностей между детьми, объединение в совместной деятельности приемных и кровных детей.

Следующий структурный кризис семья испытывает через 3,5 года приема. Нередко в это время собственные дети покидают дом. При­емные дети начинают проявлять все «ужасы» подросткового возрас­та. Они стараются добиться определенной автономии. Система долж­на приспособиться к новой ситуации. Резко повышается уровень кон­фликтности в семье, начинают появляться или становятся более ча­стыми случаи обмана, воровства детей. Возрастает неудовлетворен­ность приемом со стороны матери. Она начинает ощущать свою «не­нужность», боль от предчувствия, что «гнездо» вновь опустеет. В этот период вновь появляется необходимость в работе на уровне структуры семьи, в использовании уже известных нам структурных техник (см. тренинг подготовки семьи к приему), таких как совмест­ное рисование, динамическая скульптура, которые помогают поддер­живать отношения близости в супружеской подсистеме, создать ус­ловия для разумной автономии приемного ребенка. Актуальной яв­ляется система общих заданий для супругов и самостоятельных зада­ний для приемных детей, метод заключения контрактов на предос­тавление последним большей свободы.

В первые полгода возрастает эмоциональная нагрузка на мать. Члены семьи (не важно, кровные они или приемные) ожидают от нее исполнения роли лидера семьи. При этом отцов пытаются поставить чуть ли не в положение «козла отпущения». В шесть месяцев резко снижается социометрический и идентификационный статус отцов.

Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на под­держание целостности супружеской подсистемы, обучение способам принятия общих решений, активизацию контактов отца с членами семьи, снижение уровня эмоционального напряжения у матери.

Через шесть месяцев приема в семьях с эффективной заботой наблюдается парадоксальный феномен. У приемных детей снижают­ся значения показателей эмоционального неблагополучия. При этом у кровных детей они повышаются по такому показателю, как «неэф­фективность». Кровные дети начинают чувствовать себя недостаточ­но эффективными, т.е. в какой-то степени переживают состояние депривации. Совместная деятельность приемных родителей и специ­алистов в этот период должна быть направлена на фиксирование достижений у детей независимо от их статуса, на развитие их способности к самоподдержке, осознание личностных границ (см.: Упраж­нения к тренингу совместной подготовки семьи и ребенка к приему, прилож. 4).

Практически в течение всего первого года приема в семьях на­блюдается склонность к сверхконтролю (нередко матери его исполь­зуют как способ снижения собственной тревоги) за поведением при­емных детей, которая в следующий раз гиперболизируется в период кризиса сепарации. Через 3,5 года приема сверхконтроль проявляет­ся в излишней критичности актов контроля, ригидности контролиру­ющего поведения. Помощь специалистов направлена на осознание и вербализацию новых правил семьи, правил поведения приемных де­тей, использование тех методов поощрений и санкций, которым чле­ны семьи были обучены в процессе подготовки.

Через год приема эффективные семьи в значительной степени преодолевают системные стрессы.

Необходимо отметить, что в это время отмечается повышение и по другим показателям внешних проблем, таких как делинквентное поведение и социальные отношения.

Примечательно, что у детей на данном этапе зафиксирован пер­вый пик состояния эмоционального благополучия.

По всей вероятности, снижение внутренней напряженности спо­собствует большей раскрепощенности, активности детей, обнажает особенности поведения, которые дети старались в семье не прояв­лять.

Исследование развития семьи выявило парадоксальный феномен поведения детей-сирот в патронатной семье. Дети, чувствующие при­нятие приемных родителей, совершают в семье проступки, чаще все­го воровство. Дети, в семьях которых присутствует определенная хо­лодность в отношениях, воруют у учителей в школе или у воспитате­лей в детском саду. По-видимому, при помощи деликтов дети пыта­ются установить отношения привязанности; это своего рода «провер­ка» на безусловность принятия. Интересно, что в условиях детского дома никаких попыток проявить свои делинквентные особенности у многих детей не наблюдалось.

Через полтора года угасает потребность семьи в использовании механизмов защиты. Семья активно занимается урегулированием проблем, обусловленных характером взаимодействия, неадекватнос­тью выражения и интенсивности чувств. Родители начинают активно жаловаться на то, что испытывают чувство вины по отношению к приемным детям, что не могут их любить и прощать, как своих детей. Они считают свою эмоциональную экспрессию неадекватной: то слишком критичной, то излишне льстивой. В рамках группы психо­логической поддержки в процессе ролевых игр и при анализе видео­записей отрабатываются адекватные способы выражения членами семьи своих переживаний.

Через год и полтора года приема родители фиксируют повыше­ние значимости социальных проблем у детей. Показатель отражает физические отклонения ребенка от общей нормы и жалобы на нега­тивное внимание со стороны сверстников, например, на то, что его дразнят в школе. Общее напряжение, которое проявляется у ребенка через полтора года приема, в какой-то мере снижает его когнитивные успехи. В это время в значительной мере актуализируется значи­мость сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

Через два года заканчивается цикл становления семьи в новом
статусе. Формируется новая идентичность, которая переживается
членами семьи как ренессанс. Однако уже через три года начинается
новый этап в отношениях, пик которого приходится на три с полови­
ной года. Через четыре года кризис завершается, в семье устанавли­
ваются правила более автономных отношений, которые стабилизиру­
ют отношения в семье в течение следующего года. На этом этапе
главной мишенью помощи становятся правила семьи.

 

 


[1] Сологубова Т.К. Проблема социальной адаптации воспитанников детских домов. //Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы. Вып. 1. / Сборник статей под ред. проф. П.Я. Циткилова.

[2] Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003. С. 34-35.

[3] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., Педагогика, 1990. – 98 с.

[4] Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002. С. 24.

[5] Симонов Н.И. Дети-сироты: исследования. СПб, 2005. С. 150.

[6] Лиханов А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987. С. 121.

[7] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М. – Педагогика, 1990. с. 128.

[8] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М. – Педагогика, 1990. с. 131.

[9] Там же.

[10] Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. С. 8-10.

[11] Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. С. 8-10.

[12] Личностное и профессиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002. С. 23.

[13] Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003. С. 12.

[14] Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997. С 47.

[15] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994. С. 137.

[16] Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997. С 53.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.