Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития детей-сирот




Важнейшую роль в формировании специфических особенностей детей-сирот играют социальные условия их развития и, прежде всего, психическая депривация.

Говоря о социальной ситуации развития воспитанников учреждений закрытого типа, исследователи прежде всего обращают внимание на разлуку с родителями, которую оценивают как материнскую и патернальную (отцовскую) депривацию. Под депривацией понимают недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. В данном случае речь идет о базовых потребностях ребенка в любви и привязанности, безусловном принятии. Ребенок, бесспорно, нуждается в центральном ''объекте'', на котором сосредотачиваются все его виды активности и который обеспечивает для него требующуюся уверенность. При нормальных обстоятельствах это, конечно, скорее мать или другое лицо на ее месте, становящееся фокусом, к которому притягиваются все отдельные виды активности ребенка. Воспитанники детских учреждений страдают не только от депривации, но и от множественности социальных контактов. В ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он перестанет стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушен.

Сама по себе физическая сепарация от родителей и от дома, само по себе длительное пребывание в детском учреждении не должны обязательно приводить к нарушениям психического развития - все зависит от качества человеческих связей, имеющихся в распоряжении ребенка. Исследователи единодушны в том, что лучше плохая семья, чем самое хорошее попечительское учреждение.

Тип личности, формирующийся у ребенка, с рождения оказывающегося в условиях материнской депривации, обозначают как ''безэмоциональный характер''. Обобщенный портрет этого типа личности можно представить следующим образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. Таковы типичные представители воспитанников детского дома. Для них характерно большое количество межличностных контактов, но все они поверхностны, безэмоциональны, формальны. Друг, не оправдавший ожиданий, легко заменяется другим. Для ребенка-сироты легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.

Многие личностные особенности детей-сирот обусловлены именно спецификой тех учреждений, в которых они воспитываются, и существующей в них системой межличностных отношений, в том числе - между воспитывающими взрослыми и самими воспитанниками.

Детские дома и интернаты можно с уверенностью отнести к учреждениям закрытого типа. Все воспитательные учреждения закрытого типа объединяют жесткие режимные условия, а также изоляция воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития подростков, обедняет и огрубляет систему значимых для них межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности ребёнка.

Говоря о специфике учреждений закрытого типа, необходимо отметить особенности взаимоотношений со сверстниками и педагогами - их взаимообусловленность и взаимопроникающий характер. Взаимодействие педагогов с воспитанниками интернатов характеризуется наличием больших властных возможностей взрослых. При этом следует отметить, что во многом именно степень закрытости, мера обособленности воспитательного учреждения от социального окружения, жесткости внутреннего распорядка и строгости режимного ограничения внешних контактов и определяют уровень властного потенциала взрослого. По сути дела, педагог для воспитанников закрытого учреждения -полноправный представитель общества, наделенный широким кругом возможностей влиять на их сегодняшнюю жизнь и будущее. Необходимо добиваться, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие к воспитателю, убежденность в его правоте, внутренняя готовность разделить с педагогом ответственность за принимаемые им решения. В реальности такие отношения наблюдаются не часто.

Причина кроется в прошлом детей - в негативном опыте взаимодействия со взрослыми - учителями и родителями. Это накладывает отпечаток и на последующие контакты. Что касается эмоциональной стороны взаимоотношений взрослых и детей, то она также связана со спецификой закрытых учебных заведений: неравноправие сторон, жесткая регламентация общения, официальная предписанность его формы и содержания и др. - все это не способствует возникновению позитивного эмоционального фона.

В психологии известен феномен "отчуждения своего опыта", характерный для детей-сирот. Взрослый в данных условиях не становится ''источником жизненного смысла'' для самого ребенка. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому 'переданные' им знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения.

К сожалению, зачастую воспитатели начинают осознавать индивидуальные особенности конкретного ребенка лишь в тех случаях, когда формирование личности ребенка уже пошло по неправильному пути. Задача взрослого заключается не столько в том, чтобы бороться с уже возникшими трудностями, сколько в том, чтобы своевременно предупредить возможность их появления. Таким образом, сознательное и уверенное руководство правильным и всесторонним формированием личности ребенка требует глубокого знания ее индивидуальных особенностей.

Развитие детей в учреждениях интернатного типа обладает специфическими особенностями, в значительной степени обусловленными условиями жизни этих детей. Среда, окружающая ребенка в закрытых учреждениях, в корне отличается от семейной.

Возникновению реакций дезадаптации также способствуют или препятствуют особенности темперамента ребенка, характера условий формирования личности и история сознательных отношений с людьми. Среди психотравмирующих факторов выделяют:

1) шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и угрожают, как правило, жизни или благополучию. Чем младше ребенок, тем больше неожиданных изменений ситуации может стать для него таким психотравмирующим фактором (нападение животного, появление чужого, удар грома);

2) психотравмирующие ситуация относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.д.);

3) хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации ребенка (семейные конфликты, противоречивое или деспотическое воспитание, неуспеваемость и т. д.);

4) факторы эмоциональной депривации составляют группу воздействий, складывающихся из недостатков ухода, заботы, ласки, т. е. таких факторов, которые препятствуют формированию у ребенка привязанности или нарушают ее развитие (разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу и т.д.).

 

22. Личностные расстройства сирот как следствие «момента отторжения».

23. Специфика мотивации, ценностных ориентаций у воспитанников учреждений закрытого типа.

Воспитанников детских домов характеризует низкий уровень сформированности ценностных ориентаций на образование, труд, семью, нравственные ценности, на выполнение социальных функций; низкий уровень осознания жизненных целей и идеалов, социальной компетентности, неадекватная, как правило, заниженная самооценка, отрицательное отношение к себе, эгоистическая направленность личности, непонимание внутреннего мира других людей. Специфика ценностных ориентаций воспитанников обусловлена организацией жизнедеятельности в условиях детского дома, типологическими особенностями ребенка-сироты, социальным опытом, приобретенным детьми в родной семье.

24. Специфика Я-концепции у воспитанников учреждений закрытого типа.

Традиционно в отечественной психологии проблема самооценки рассматривается как одна из значимых и достаточно изученных: в исследованиях изучаются структура самооценки, этапы и механизмы развития, обсуждаются связи самооценки с различными характеристиками личности. Однако иллюзия прозрачности проблемы самооценки утрачивается, как только исследователь сопоставляет взгляды на сферу самооценивания отечественных и зарубежных психологов. Речь идет не просто о терминологических разночтениях, а о принципиальных различиях в содержании понятия. Попытаемся установить терминологическое соответствие в области проблемы самооценки. Итак, в отечественной психологии выделяют общую (самооценка личности в целом) и частную (личностью оцениваются собственные составляющие ее характеристики) самооценки, при этом каждый вид имеет когнитивный и эмоциональный компоненты. Таким образом, понятие "общая самооценка " по своему содержанию является (учитывая непринципиальные оговорки) аналогом понятия "Я-концепция " в зарубежной психологии, когнитивный компонент общей самооценки - "образом Я ", "картиной Я ", аффективный компонент общей самооценки – самопринятием.

Частная самооценка не имеет терминологических аналогов в зарубежной психологии, так как "нагружена " когнитивным, не характерным для западных подходов содержанием. Поскольку для данного исследования центральным понятием является "самопринятие " (аффективный компонент общей самооценки), мы ограничимся областью общей самооценки, где соответствие установлено.

 

Однако существует ли реальная необходимость разграничивать данные понятия, всякий раз уточнять, изучается когнитивный компонент (т.е. образ Я) или аффективный (самопринятие). Анализируя различное содержание данных понятий, мы полагаем, что подобная дифференциация значима для исследования. Это связано, главным образом, с постановкой задач экспериментального исследования, выбором адекватного диагностического инструментария, анализом и интерпретацией результатов [2], [17].

 

Экспериментальных исследований, проливающих свет на специфику функционирования самопринятия в структуре личности, крайне недостаточно для того, чтобы ответить на многие вопросы, связанные с областью самооценки. В связи с этим данное исследование было посвящено сравнительному изучению развития самопринятия у детей в семье (в обычной ситуации развития) и в детском доме (в условиях психической депривации). В данном исследовании решались как общие, так и специфические задачи.

К общим задачам мы относим выявление ряда закономерностей в развитии высокого или низкого самопринятия ребенка, к специфическим - определение некоторых факторов, укрепляющих или разрушающих самопринятие ребенка, воспитывающегося в неблагоприятной

ситуации развития - в условиях психической депривации. Конкретизируем общие задачи исследования. Описанные в психологической литературе основные механизмы развития Я-концепции (общей самооценки) опираются на небольшое число исследований в отечественной психологии. Особо, на наш взгляд, нуждается в эмпирическом насыщении механизм, связанный с развитием идентичности в целом (сопоставление "идеального " и "реального Я "), что выявляет роль ценностносмысловых структур личности для развития позитивной или негативной Я-концепции (общей самооценки).

Конкретизируем специфические задачи исследования. Традиционно по результатам исследований самооценку детей, воспитывающихся в условиях депривации, характеризуют как низкую (как правило, описывается выборка, ограничивающаяся младшим школьным возрастом). Однако в настоящий момент существуют данные, обнаруживающие высокое самопринятие у подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях развития. К сожалению, пока отсутствуют исследования, включающие несколько возрастных групп, для того, чтобы получить однородные, сопоставимые результаты и более четко определить, существует ли в неблагоприятных условиях развития (имеется в виду психическая депривация в различных формах) стихийная возрастная динамика в развитии аффективного компонента общей самооценки (самопринятия) и собственно высокое самопринятие.

Необходимо выделить еще один значимый момент данного исследования. Речь идет о психологической травме ребенка из детского дома, связанной с утратой семьи, что сопоставимо с проблемой переживания смерти родителей, представленной в ряде психологических исследований [1]. Кроме того, воспитатели учреждений закрытого типа становятся носителями негативных сценариев для своих воспитанников, подкрепляя разрушительные детские фантазии о своей жизни.

Очевидно, что показатели самопринятия у детей из семьи значительно выше (различия достоверны на уровне 0,01), хотя и не достигают порога, описываемого в литературе как "необходимый " для благоприятного развития личности [9]. В свою очередь показатели самопринятия воспитанников детского дома мы можем характеризовать как критические. Чтобы более дифференцированно рассмотреть проблему развития самопринятия в различных условиях воспитания, проанализируем показатели самопринятия у воспитанников детских домов и у детей из семьи в подгруппах "обычных " детей и "одаренных ", т.е. тех, кто находится в ситуации развития способностей.

Сравнение средних величин показателей самопринятия свидетельствует, что самопринятие у воспитанников ДМХВ выше, чем у воспитанников обычных детских домов (различия достоверны на уровне 0,05). Сравнение величин дисперсий, характеризующих величину колебания данных относительно среднего, показывает, что по количественным показателям самопринятия воспитанники обычных детских домов дают большую

амплитуду колебаний показателей, чем воспитанники ДМХВ, у которых показатели самопринятия более однородны. Данный факт мы объясняем большим количеством факторов, влияющих на самопринятие в группе детей из обычных детских домов. Более высокие показатели самопринятия у воспитанников ДМХВ свидетельствуют, что "одаренные " дети либо находятся в более благоприятных условиях для личностного роста, либо имеют внутренние факторы стимулирования роста самопринятия.

 

25. Специфика идентификации у воспитанников учреждений закрытого типа.

Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола.

Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. В силу группового "мы" девочки заимствуют агрессивные формы поведения. Это форма выживания, это форма утверждения себя среди таких же обездоленных или среди чужих, которые оцениваются как "они".

Смутное представление о будущей половой роли в семье, отсутствие знаний о различиях полов, равнодушное отношение к своему внешнему виду затрудняют формирование эталонов, полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения. Искаженная и неполная идентификация с образом тела нарушает эмоционально-оценочное отношение к телу, создает одновременно гипертрофированную фиксацию на гениталиях и психологическую напряженность, связанную с этой фиксацией, что в дальнейшем может привести к неадекватному психосексуальному развитию и способствовать психологической незащищенности личности в целом.

Социальное пространство личности тесно связано с правами и обязанностями человека, с законами общества. Воспитанники детских домов, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.

Социальная ситуация развития в условиях детского дома без родительской опеки, условия жизни (постоянное круглосуточное пребывание каждого ребенка среди детей и взрослых, скученность, отсутствие достаточных для уединения пространств в помещениях; отсутствие личных вещей и своего места), нарушения в сфере общения ребенка влияют на развитие его личности, искажают его представление о себе, отношение к самому себе, затрудняют осознание себя как личности.

Все дети, живущие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

В детских домах и школах-интернатах нередки онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это в числе прочих причин - деформированная компенсация недостающей любви, недостаточных положительных эмоций, нормального человеческого общения. Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности.

У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствуют бережливость и ответственность.

Формальное дисциплинирование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, таит в себе опасность еще одной волны отчуждения во взаимоотношениях со взрослыми. Эти дети нуждаются в особом гуманистическом отношении и профессиональном сопровождении. Ребенку нужен друг, способный к пониманию, - тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.

Попечительская, психологически обоснованная помощь, сопровождение должны состоять и в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

26. Специфика восприятия времени у воспитанников учреждений закрытого типа.

27. Агрессивность сирот и социальных сирот.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Сравнительный анализ уровня агрессивности подростков из детского дома и подростков, живущих в семье, дает возможность понять глубину проблемы. Столкнувшись с препятствием «один на один», дети из детского дома теряются, им нужно приложить больше усилий, чтобы справиться с проблемой самостоятельно, чем ребенку того же возраста, живущему в семье.

Дети из детского дома более агрессивны к окружающим. В их ответах содержится больше обвинений, упреков, у таких детей имеется тенденция отрицать свою вину и обвинять другого. Эта враждебность направлена как на детей, так и на взрослых — это, очевидно результат лишения (детей из детского дома) родительской любви, эмоционального тепла, материнской заботы. На фоне агрессивности и тревоги протекает формирование личности такого ребенка.

Основные факторы проявления агрессии у воспитанников школы-интерната—соперничество и враждебность к окружающим. У подростков с девиантным поведением, кроме соперничества и всех форм агрессивности, на первый план выступает еще и жестокость. Подростки из контрольной группы стремятся к избеганию любых форм агрессивности.

Таким образом, родительская депривация и нарушение взаимоотношений в семье влияют на проявление агрессии в подростковом возрасте, а также на другие отклонения в поведении, и тем больше, чем более проблемной является семья и взаимоотношения в ней.

 

28. Дизонтогенез – как условие развития личности подростка сироты.

Дизонтогенез (disontogenesis) — это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.

В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития.

Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции.

В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной (отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Дизонтогенез психического развития может возникать под влиянием (многих внутренних и внешних факторов (генетических, биологических, психогенных и микросоциальных), а также при их сочетании и взаимодействии. В числе основных может быть названа резидуальная органическая церебральная недостаточность, которая в зарубежной литературе определяется емким понятием «минимальной мозговой дисфункции» (minimal brain dysfunction — MBD). При конкретизации этих факторов в отношении раннего детского возраста обращают внимание на особенности темперамента, соматическая и органическая церебральная патология, комплекс эмоциональных привязанностей, депривация (в том числе частичное сиротство — смерть «одного из родителей, развод).

Фактор темперамента начинает действовать и определяется с 1-го месяца жизни ребенка. Выделено 9 составляющих темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность (реактивность), интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, настроение, внимание (его объем). Каждая из этих характеристик определяет различное поведение и реакции ребенка в любой жизненной ситуации. По типу реакций младенца при исследовании темперамента можно определить группу так называемых трудных детей, которые предрасположены к психическому дизонтогенезу [Thomas A., Chess S., 1982].

К органическим факторам возникновения дизонтогенеза традиционно. относят церебральную патологию, структурные, т. е. органические поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности. Но при последних допускают наличие «мягких» органических признаков. Именно в этом случае говорят об уже упоминавшейся минимальной мозговой дисфункции.

Последние два фактора дизонтогенеза — комплекс эмоциональной привязанности и депривации по существу являются психосоциальными и тесно между собой связаны. Возникающая с первых часов и дней жизни новорожденного связь между ребенком и матерью оказывает решающее влияние на формирование всех других связей и привязанностей и их различную эмоциональную глубину, которые во многом определяют психологическую реактивность и поведение индивида в течение всей жизни.

Депривация может быть полной и частичной, сенсорной и эмоциональной. Но в любом из вариантов она оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, приводя к его нарушению, т. е. дизонтогенезу.

Проявления психического дизонтогенеза разнообразны. По мнению М. Ш. Вроно (1983), клиническая картина психического дизонтогенеза зависит в первую очередь от возраста ребенка и соответственно от этапа онтогенеза, т. е. автор подчеркивает хроногенный аспект дизонтогенеза.

В. В. Ковалев выделяет 4 типа дизонтогенеза: 1) задержанное или искаженное психическое развитие; 2) органический дизонтогенез — как результат повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза; 3) дизонтогенез вследствие поражения отдельных анализаторов (зрения, слуха) или сенсорной депривации; 4) дизонтогенез как результат дефицита информации с раннего возраста вследствие социальной депривации (включая неправильное воспитание). Признавая многообразие типов психического дизонтогенеза В. В. Ковалев тем не менее объединяет их в 2 основных варианта — дизонтогенез с негативной симптоматикой и дизонтогенез с продуктивными синдромами. К первым он относит синдромы психического недоразвития — тотального (олигофрения) и парциальной ретардации (задержки психического развития), акселерацию, различные формы инфантилизма, невропатии. Ко второму варианту отнесены случаи, когда на фоне клинических проявлений негативных дизонтогенетических нарушений развиваются продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, повышенная неряшливость, утрата навыков ходьбы, речи, самообслуживания, переход психического функционирования на более ранние этапы развития, а также аффективные расстройства, нарушения влечений, гиперактивность, патологическое фантазирование, гебоидный, кататонический и другие синдромы.

Таким образом, к основным формам дизонтогенеза относятся задержки психического развития (тотальные и парциальные) и искажения психического развития (акселерация, инфантилизм и др.).

В последнее время выделена еще одна форма психического дизонтогенеза — диатез, представляющий собой выражение предрасположения к тем или иным психическим заболеваниям.

В психиатрии наиболее изучен шизотипический диатез как клиническое выражение генетического предрасположения к шизофрении. Теоретически обосновывается выделение неспецифического психического диатеза как предпосылки к другим психическим расстройствам.

Таким образом, психический дизонтогенез — это группа наблюдаемых в детском возрасте психических нарушений, относимых к так называемым эволютивным патологическим состояниям.

Психические нарушения при дизонтогенезе отличаются от таких аномалий развития, как постпроцессуальный (постшизофренический) дефект, деменция вследствие органического церебрального заболевания. В этих случаях психический дизонтогенез представляет собой один из синдромов основного заболевания. Синдром незрелости нервно-психических функций в виде задержки психомоторного развития является одним из основных психоневрологических, недифференцируемых образований в структуре заболеваний не только нервной системы, но и хронической, соматической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Нарушения психического развития, возникающие в раннем возрасте, могут лежать в основе психических расстройств, развивающихся в более старшем возрасте.

Клинические формы патологии психического развития могут быть систематизированы следующим образом:

1. Умственная отсталость

2. Задержки психического развития (пограничные и парциальные)

3. Искажения и другие нарушения психического развития

4. Аутистические расстройства

5. Акселерация

6. Инфантилизм

7. Соматопатии

8. Особые формы психического дизонтогенеза у детей из групп высокого риска по психической патологии

Общей особенностью психических расстройств у детей, особенно в младенческом возрасте, является сочетание проявлений прогрессивной динамики развития психических функций и их дизонтогенеза, обусловленного нарушением формирования морфофункциональных систем мозга. Такого рода расстройства могут быть следствием врожденных особенностей нервной системы, церебрального дистресса и микросоциальных влияний.

29. Особенности общения детей и подростков сирот и социальных сирот со взрослыми и сверстниками.

Проблемы совместной деятельности и общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Обычно их контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Дети, находясь рядом, играют порознь, не замечают обид, просьб и даже слез сверстников, у них нет постоянной привязанности к сверстникам, У детей формируется жестокость, равнодушие, конфликтность. В школе они отрицательно относятся к детям, живущим в семьях. Постоянное общение с одной и той же группой сверстников препятствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.