Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французский экзистенциализм XX века (А.Камю, Ж.П. Сартр, Г. Марсель)




Экзистенциальный вариант философского дискурса (С. Кьеркегор, К. Ясперс).

Экзистенциальный вариант философского дискурса (С. Кьеркегор, К. Ясперс).

Современные проблемы развития общества и самого философского знания диктуют обращение прежде всего к антропологической проблематике, к рефлексии особенностей человеческого бытия в контексте исторического времени. В этом плане идеи немецкого философа Карла Ясперса приобретают особое значение.

Отход от классического рационализма, повсеместно наблюдаемый сегодня, во многом был порожден спецификой гегелевской традиции. Гегель существенно расширил понимание бытия как «бытия мыслимого» тем, что само мышление артикулировал в историческом времени. Однако, бытие упорно не вмещалось в категории гегелевской логики, все более явно обнаруживая свою «избыточность» по отношению к «классическому мышлению». Неклассическая философия, возникая рядом, возле и благодаря философии Гегеля, стремилась «предоставить слово прежде всего самому бытию, самим фактам жизни» (Jaspers К. Die geistige Signation der Zeit. 17).

Особенно важно в этой связи было открытие единичного, частного человека, страдающей конкретно-уникальной личности, превосходящей своей внутренней самодостаточностью достоверность разумной действительности. В разработке и содержательном осмыслении этой ситуации заключается вектор развития той традиции философствования, которая включает С. Киркегора, А. Бергсона, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др. В ходе становления указанной традиции помимо других важнейших философских категорий была существенным образом переосмыслена и категория времени.

Проблема времени, одна из самых древних и интересных проблем, не утратила своей актуальности и сегодня. Она по-прежнему привлекает внимание не только философов, но и специалистов самых различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания.

Объективной основой постоянно возрастающего интереса к проблеме времени является дифференциация знания: благодаря этому процессу значительно увеличилось число контекстов, в которых функционирует понятие времени. Проблема времени стала активно обсуждаться в психологии, истории культуры и культурологии, литературоведении, эстетике и искусствознании. Особое внимание привлекают вопросы социального, исторического, культурного времени. Вместе с тем, несмотря на все увеличивающееся количество специальных работ, посвященных проблемам темпоральное™, философское осмысление природы времени, его форм, способов их рефлексии и объективации, связи понятий времени и сознания, времени и культуры все чаще отходит на второй план. Данное положение тем печальнее, чем большую актуальность приобретают различные аспекты пересечения и взаимопроникновения проблемы времени и проблемы сознания, времени и рефлексии, времени и бытия.

Следует подчеркнуть, что в отечественной философской литературе крайне мало работ, посвященных данной тематике. К наиболее фундаментальным следует отнести книги В.И. Молчанова, Н. Хортенко, Г.А. Хотин-ской, В.Н. Ярской, М.А. Рубенс, Н.Н. Трубникова, Н.С. Лейтес, В. Прокопенко и др.

Отдельные ракурсы изучения времени представлены в трудах многочисленных авторов, среди которых есть лингвисты, психологи, культурологи, социологи, философы1.

1 Сепир Э. Временная перспектива в культуре коренного населения Америки: опыт методологии. // Э.Сепир. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993; Зинченко В.П. и Моргунов Э.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994; Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997; Андреев И.А. Связь пространственно-временных представлений с генезисом собственности и власти // Вопросы философии. 1999, N 7; Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969; Моисеева Н. Время в нас и вне нас. П., 1991; Кондрамин И.И. Диалектика материи: системный подход к становлению философии. М., 1996; Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985; ХасановИ.А. Становление и развитие представлений о времени. М., 1999; Безнос И.А. Христианский образ времени в европейской культуре. Саратов, 1999; Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997; Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Киселев Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека. М., 1999; Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993; Яковлев В.П. Социальное время. Ростов/Н.-Д., 1980; Гумилев Л.Н. Этнос и категория времени // Докл. географ, общ. СССР. Л., 1970, Вып. 15; Лосев А.Ф. Главные моменты аристотелевской теории времени //Античная философия истории. М., 1999; Лейтес Н.С. Время конкретное, вечное, целостное //Традиция и взаимодействие в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1998; Вернадский В.И. Размышления натуралиста // Пространство и время в живой и неживой природе. М., 1995; Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987; Лой И.А. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев, 1978; Зотов А.Ф. Категории пространства и времени в современной буржуазной философии. М., 1985; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эстетика словесного творчества. М., 1999; Пулетов А.А. Время в искусстве. М., 2000; Даутин А.С. Время в структуре жизни. Спб., 1999; Васильев Ю.Г. Время культуры. Саратов,

Интерес к свойствам времени характерен для многих современных философских направлений, рассматривающих данную категорию как характеристику миропереживания и миропонимания субъекта, как реализуемый самосознанием момент его целостности, фактор существования неотчужденного «Я».

Данным направлениям присущи попытки фундаментального пересмотра теоретических концепций пространства и времени, направленных на их «очеловечивание». Характерная особенность большинства теорий этого плана — включение времени в сущность человеческого бытия и культурный контекст (В. Дильтей, Г. Зиммель, И. Шелер, И. Тэн, О. Шпенглер, М. Хай-деггер, К. Ясперс, Д. Мид, Ж. Гурвич и др.).

Наиболее полно указанная тенденция была выражена в свое время Э. Дюркгеймом и Ч. Пирсоном. Дюркгейм впервые ввел в употребление категорию «социального времени», понимая ее как результат деятельности «осмысленного коллективно-группового сознания» (Durkheim Е., 14). Ч. Пирсон же подчеркивал, что время не реально, так как оно находится «не в вещах, а в нашем способе их воспринимать. Поэтому оно — не более чем конструкт» (Pearson К., 157). Но наибольшее значение проблема времени приобрела в экзистенциализме, представители которого попытались не только отнести время к области непосредственного переживания и интуиции, но и связать его со свободой и судьбой человека. Время становилось фактором самопонимания личности в ее историчности, в экзистенциальном бытии. Живое единство человека, внешнего мира, иных индивидов, их жизнь и взаимодействие во времени, — вот что интересовало экзистенциальную философию в первую очередь.

В философии экзистенциализма время в полной мере проявило «изначальную бренность бытия», «внутреннюю временность наличных и сподручных человеку вещей» (М. Хайдеггер). Экзистенциалисты, элиминируя временность через трансцендирующего себя субъекта, увидели во времени

1998; Эфендиева Н.М. Проблема времени в философии Киркегора // Вопросы философии, 1980, N 5; Яскиндов В.Н. Проблема времени в современной науке. Спб., 2000 и др. способ самоосуществления человека, способ установления неотчужденных, одухотворенных связей между ним и тем бытием, в которое он был погружен. В их работах выделялась темпоральность Dasein, доказывалось, что «вульгарное и традиционное понимание времени искажает первоначально данную настоящую временность (eigentliche Zeitlichkeit), которая не бесконечна, а есть конечное «бытие к смерти» (sein zum Tode); и не имея таких ступеней, как прошедшее, настоящее и будущее, а лишь временность, схватывает в первичном чувстве времени (primaren Zeitsinn) будущее, которое в заботах и исполнениях актуализирует настоящее и прошедшее (Heidegger М., 554).

Разработка вопроса о бытии через истолкование времени как «горизонта понимания бытия» составляет одну из центральных проблем философии экзистенциализма.

Карл Ясперс, будучи выдающимся представителем этого направления, так же пытался решить вопрос о сущности человеческого бытия через его сопряжение со временем — своеобразной «проекцией», в которой открываются «значимость и мирность мира». Для К. Ясперса, как и для М. Хайдеггера, бытие и время даны лишь в «освояющем присваивании», когда время — «сфера просвета и множественного присутствия», в котором осуществляется «исторически былое собеседование мыслящих» (Heidegger М., 97, 35; Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. 26, 137).

В экзистенциальной философии Карла Ясперса время является фундаментальным средством выражения трансцендентности, темпоральной структурой самого сознания и самого бытия. Оно позволяет осознать трудность процесса философствования, обосновать его принципиальную «возможность-невозможность», так как само является одновременно и средством и условием описания любых состояний сознания. Его приходится эксплицировать как то, что обладает статусом конститутивного элемента экспликации. Поэтому в философии Ясперса вопрос о формах осознания времени неотделим от вопроса об использовании различных изначально данных временных форм для описания структуры экзистенции.

В учении о времени наиболее четко проявляется общая предпосылка ясперсовской методологии: совпадение объекта исследования и переживания, что коренится в специфике человеческого существования. Именно в отношении бытия человека временность равна переживанию времени, бытие равно пониманию бытия, а смысл бытия — его осуществлению.

К. Ясперс пытался с помощью категории времени пробиться к самому сознанию, к самому человеческому бытию и превратить философское исследование из манипулирования абстрактными понятиями в изучение различных видов деятельности сознания в контексте многообразия культурно-исторических форм. Данная установка помогала пробиться к жизни и понять, почему все в европейской истории случилось так, как случилось. В концепции времени Ясперса отражалась его попытка «переоценки всех ценностей», глубокое неприятие буржуазного общества и буржуазной культуры, утопическая надежда и вера в духовный потенциал человека. Мировоззренческий, социально-исторический, философский кризис, который отразился в теоретической системе К. Ясперса, сродни современной ситуации. Это обуславливает особый статус идей немецкого философа, их высокую востребованность сегодня.

Можно сказать, что актуальность концепции времени Карла Ясперса определена несколькими моментами.

До сих пор в специальной философской и научной литературе нет работ, посвященных комплексной реконструкции концепции времени Карла Ясперса. Между тем, в рамках экзистенциализма идеи немецкого философа представляют одну из самых проработанных и интересных систем интерпретации фактора времени в различных смысловых контекстах.

Актуальной проблему исследования времени делает и само стремление понять сущность становления бытия (в форме существования) человека в многообразии его проявлений. Проблема человека находится в центре философской рефлексии К. Ясперса, что позволяет по-новому рассмотреть субъективные, экзистенциальные параметры временных процессов. Время предстает как основание самоорганизации человека в процессе коммуникации. Коммуникативная полнота времени задает гуманистический ракурс его исследования и позволяет прояснить истинные смыслы «временности» человека в ситуации исторического «конца времен». Философское осмысление времени Карлом Ясперсом дает возможность проанализировать переживания субъекта в условиях политического, культурного и социального кризиса общества, близкого по своим характеристикам к периоду перемен, поэтому поиск философом выхода из кризисного состояния интересен и плодотворен для осмысления проблем современности.

Трактовка многомерности истины, заложенная в философии К. Яс-перса, сочетание «новой понятийности» и широкой перспективы «исторического понимания» составляют основополагающие смыслы исторического сознания культурного времени, акцентирующего целостность и единство исторического процесса. В этом плане философская концепция времени К. Ясперса дает возможность по-новому переосмыслить аксиологическую полноту темпоральных факторов человеческого бытия.

Актуальность изучения идей Карла Ясперса обусловлена особым местом, занимаемым проблемой взаимосвязи культуры, истории и религии в контексте культурных реалий, имеющих значение для развития современного типа философствования. Анализ концепции времени К. Ясперса задает парадигму, необходимую для более глубокого исследования влияния темпоральных факторов на моделирование реальных процессов средствами философского дискурса.

Степень разработанности проблемы

Говоря о достаточно обширной библиографии, посвященной общим проблемам философии Карла Ясперса, следует подчеркнуть, что до сих пор нет специальных работ, посвященных фундаментальной разработке его концепции времени.

Существующая о Ясперсе литература неоднозначна. К сожалению, идеологические установки наложили существенный отпечаток на характер отношения к личности и трудам философа: философская критика советского периода и периода существования ГДР — это критика с классовых, идеологических позиций.1 В публикациях такого рода подчеркивалось значение К. Ясперса как оппонента буржуазного строя, либо анализ сводился к политическим обвинениям в адрес философа. Вместе с тем, в марксистской критике нужно искать рациональное зерно, абстрагируясь от идеологических наслоений. По-другому, но в такой же степени предвзятой, представляется критика идей Ясперса протестантскими и католическимитеологами.2 Здесь исключение составляет интересная и глубокая работа Людвига Ар-мбрустера.

Среди работ, посвященных специальному анализу концепции культурного времени Карла Ясперса, следует отметить труды П. Гайденко.

Ряд авторов, изучающих Карла Ясперса, проблему времени в его философии рассматривает только в контексте других задач, не выделяя ее специально.3 Достаточно разносторонний комментарий к проблематике экзистенциализма К. Ясперса содержится в следующих исследованиях: Fahrenbach Н. Zeitanaluse, Politik und Philosophie der Vernunft von Karl Jaspers. // Karl Jaspers: Denken zwischen Wissenschafft, Politik und Philosophie. Stuttgart, 1989; Assman A. Jaspers' Achsenzeit, oder Schwierigkeiten mit der Zentralperspektive in der Geschichte // Karl Jaspers: Denken zwischen Wissenschafft, Politik und Philosophie. Stuttgart, 1989; Raduske E.A. Geschichte und Wahrheit: Eine Auseinandersetzung mit Karl Jaspers. Munchen, 1977; Gerlach H.M. Existenzphilosophie und Politik. Kritische

1 Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972; Гайденко П.П. От экзистенциализма к герменевтике и философской антропологии. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978; она же. Философия культуры Карла Ясперса // Вопросы литературы, 1972, N 9; она же. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963;Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982; он же. Научно-философское мировоззрение марксизма. М., 1989; Филиппов Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра: Критический очерк. М., 1977; Сб.: Karl Jaspers: Denken zwischen Wissenschaft, Politik und Philosophie. Stuttgart, 1989 и др.

2 Kienzler К. Zum Dialog von Bernhardt Welte mit Karl Jaspers. Freiburg, 1983; Tyssen J. Jasperisches Buch von der Wahrheit, 1954; Schneiders W. Karl Jaspers in der Kritik. Bonn, 1965; Paulet G. Die Schiffre im Spannungsfeld zwischen Transzendenz und Sakularisierung. Stuttgart, 1989; Knittermayer H. Die Philosophie der Existenz von der Renaissance bis zur Gegenwart. Jena, 1927 и др.

3 Ставцев С.Н. Феноменологическая аналитика в гуманитарных науках XX века. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Спб., 1999; Тарасов Б.Н. Куда движется история? М., 1993; Абиль-каримова З.М. Человек и история в творчестве А. Хелер. М., 1998; Рылева А.Н. Время Кандинского в большом времени XX века. М., 1998; Безнос И.А. Христианский образ времени в европейской культуре. Саратов, 1999; Жовтун Д.Г. Философские основания политических воззрений Карла Ясперса // Социальная теория и современность. М., 1993; Kumamoto С. Deutsche Philosophie in Japan.

Auseinandersetzung mit Karl Jaspers. Berlin, 1974; Ornek Y. Karl Jaspers: Philosophie der Freiheit. Freiburg-Munchen, 1986; Ito Yuko Zur Moglichkeit des Philosophierens aus selbststandigem Ursprung bei Karl Jaspers. Basel, 1989; Rigali N. Die Selbstkonstruktion der Geschichte im Denken von Karl Jaspers. MQnchen, 1965.

Следует подчеркнуть, что сложный синтез различных идей и подходов в экзистенциализме рождал своеобразную форму самоосознания европейской культуры второй половины XX века. В контексте этого самоосознания формировались национально-специфичные подходы к общим проблемам. В философии Карла Ясперса, как и в философии М. Хайдеггера, отражается своеобразие немецкой традиции философствования и тот круг проблем, которые были для нее особенно важны. Речь идет в первую очередь об осмыслении метафизических вопросов бытия, о рефлексии универсальных оснований культурно-исторического процесса, в рамках которого проблема «человеческого времени» и «человека во времени» обретала особый смысл.

По доминирующей тематике существующую научно-философскую литературу, посвященную Карлу Ясперсу, условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе можно отнести работы, авторы которых рассматривают генезис идей Ясперса: истоки его философии, дальнейшее развитие проблем, разрабатывавшихся до него другими философами, или развиваемых им параллельно со своими современниками. Это исследования, в которых рассмотрены смысловые доминанты философии К. Ясперса («осевое время», понятие «единого» и «всеобщего», «экзистенции», «трансценден-ции», «индивидуального» и «коллективного», отношение к христианской вере и др.). Среди данных работ следует специально выделить труды, посвященные проблеме влияния идей И. Канта на философскую проблематику Contemporary Philosophie. Dordrecht, 1993; Цфасман А.Б. Карл Ясперс и проблемы преодоления нацистского прошлого // Исследования по консерватизму. Пермь, 1998 и др.

Карла Ясперса1. Именно Канта стала интересовать проблема сознания в контексте проблемы времени, то, какие функции время выполняет в структуре познавательной способности. В его философии время оказывается не изначальным предметом исследования, но средством структурирования познавательной способности, средством описания, исследования сознания. Понять в контексте «темпоральных описаний» глубину возможного постижения синтезов сознания — новая задача, поставленная Кантом, нашедшая свое отражение и в экзистенциальной философии Карла Ясперса.

Многие исследователи «ясперсовского философствования» подчеркивают развитие им основных положений философии И. Канта. Так, Н. Ри-гали обращает внимание на то, что, как и Кант, К. Ясперс проводит границу между знанием и верой, видя силу философии Канта в последовательном проведении учения о формах мышления, формах рассудочнойдеятельности; кроме того, он перенимает концепцию трансцендентного и экзистенциального, а также диалектику их взаимодействия. X. М. Герлах отмечает, что, переосмысливая идеи Канта, немецкий экзистенциалист развивает концепцию нравственной детерминированности человеческого бытия; обосновывая единственность и неповторимость индивидуальности, использует догмат Канта о непознаваемости субъекта, а в единстве с идеей целого у него рождается философская вера в человека. Данный исследователь отмечает также, что опираясь именно на категориальный аппарат Канта, немецкий экзистенциалист вводит понятия «единичность», «нееденичность» человека, «экзистенциальный идеал как действительность», «собственное бытие человека», в которых конкретизируются представления о формах индивидуального существования.

Философию Канта Карл Ясперс рассматривает как начало утверждения подлинного субъективизма и делает вывод о том, что философия есть

1 Arendt J.H. Erringerungen an Karl Jaspers. Munchen-Ziirich, 1974; Rigali N. Selbstkonstruktion der Geschichte im Denken von Karl Jaspers. Miinchen, 1965; Gerlach H.M. Existenzphilosophie und Politik. Kritische Auseinandersetzung mit Karl Jaspers. Berlin, 1987; Schneiders W. Karl Jaspers in der Kritik. Bonn, 1965; Rediky M. Existenzialphilosophie. Wiesbaden, 1949; Hoffman G. Politik und Ethos bei Karl Jaspers. Heidelberg, 1969; Brecht F. Geschichte der Philosophie. Stuttgart, 1954; Kranzlin G. Existenzialphilosophie und Panhumanismus. Schledorf am Kochelsee, 1950; Thyssen I. Jasperisches Buch von der Wahrheit. Berlin, 1954 и др. апелляция к возможной экзистенции», есть "рефлексия бытия с целью поиска ее оснований». (Jaspers К. Philosophie, 1,4).

По мнению К. Ясперса, Кант попытался вернуть в философию субъекта, преодолеть бессубъектность классической метафизики, дал человеку свободу, подчеркнув антиномичность его природы. Обращенность на себя, совершающаяся как «собственное действие», «экзистенциальный акт» и самонаблюдение и дает возможность установить предел достижимого для субъекта. В. Шнейдерс отмечает, что такой подход резко повышает значимость моральной детерминации: «вместо логики истинное-ложное у К. Ясперса значимая-незначимая истина, вера в ценности» (Schneiders W., 3637).

X. Рихли пишет, что, следуя логике Канта, Карл Ясперс подчеркивает, что «трансценденция абсолютно независимо, но только во взлете экзистенции, презентирует себя» (Richli Н., 29). М. Редики также выделяет определенный логицизм Ясперса как его отличительную черту по сравнению с феноменологическими ориентациями Хайдеггера и Сартра (Rediky М., 55).

Особое значение философии Канта для К. Ясперса отмечается и в связи с тем, что ясперсовский экзистенциализм характеризуется как «общая философия жизни, не рационалистическая, а скептическая, релятивистская традиция, идущая от Канта» (Schneiders W., 53).

В Шнейдерс справедливо подчеркивает, что в отличие от Канта, Карл Ясперс особое внимание обращает на исторические контексты бытия субъекта, поэтому в его философии может быть исследована диалектика «историчности» и «внеисторичности» применительно к действующему практическому субъекту (Schneiders W., 19). Отмечая этот аспект, В. Шнейдерс полагает, что К. Ясперс развивает кантовское понимание идеи, рассматривая ее как «выражение исторической жизни и индивидуальную жизнь (экзистенцию)» (Schneiders W., 18-19).

Можно сказать, что для Карла Ясперса философия есть попытка достижения через ступенчатое трансцендирование полного содержания описания целостного смысла действия. Философская логика К. Ясперса состоит в новом понимании таких понятий как «окружающее» и «разум», как понятий противоположных «экзистенции». Для К. Ясперса философия Канта была толчком к осознанию новой перспективы развития онтологии через обращение к человеческим смыслам бытия, к новому мышлению.

К. Ясперс рассматривал свое «философствование» как метафору среди других метафор (т.е. иных философских систем), что позволило ему сделать вывод о новом прорыве в области учения о бытии: очеловечивание бытия сообщало ему новую «объективность», сокрытую в самой человеческой природе. Исходя из данной трактовки, можно сделать вывод о последовательном развитии Карлом Ясперсом субъективной философии И. Канта. Однако К. Хоффман замечает, что «философия Ясперса есть философия философии» (Hoffman К., 97-98), что и обуславливает, по оценкам многих исследователей, слабые стороны, ей присущие (рассматривая философию как «рефлексию рефлексии», погруженную в конечность исторического времени, Ясперс в принципе не решает вопрос об объективности бытия, объективности чего-либо вообще). Немецкий экзистенциалист неоднократно подчеркивал, что существование философии всегда сопряжено с признанием фундаментальной, но ложной посылки: философия имеет дело с объективным знанием. Признание этой посылки в качестве истинной ведет за собой «смерть человеческой свободы самоопределения». Поэтому единственный путь философии — «преодоление себя самой в становлении человеческого». Именно следуя данной установке, Карл Ясперс развенчал необоснованные претензии сознания на всеобщность, конечность и истинность результатов своей познавательной активности. «Интеллегибельное Я» Канта К. Ясперс переосмыслил и творчески развил как «Я историческое», социальное.

Вторым по значимости философом для Карла Ясперса стал С. Кирке-гор1. Так, Л.Габриэль считает, что Карл Ясперс развивает идеалистическое

1 Gabriel L. Existenzphilosophie. Kierkegaard. Jaspers. Heidegger. Sartre. Dialog der Positionen. MQnchen, 1968; Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии культуры. М., 1991; Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века: Критические очерки. М., 1983; Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. Предыстория. M., 1981; Heineman F.H. Existenучение Канта, понятое под влиянием Дильтея и Киркегора (Gabriel L., 55). Он определяет экзистенциализм Карла Ясперса как «философскую веру», в которой Идея (Бог) обретает истинно человеческое измерение.

Саморефлексия сознания, происходящая в условиях распадающегося и отчуждающегося бытия, рождает вселенский страх, и рефлектирующее сознание не может найти успокоения в надежде на сопряжение с абсолютной сущностью (Богом или Идеей).

Но К. Ясперс не следует вере как откровению, как Киркегор, так как для него Бог совершенно непознаваем. Только в историческом сознании человек познает неисторического Бога. В связи с этим исследователи пишут, что у К. Ясперса за критичным бытием субъекта стоит «верующее бытие человека» (Schneiders W., 74).

Вслед за Киркегором Ясперс считает, что историческому процессу «нет никакого дела до людей», история — это только испытние, в котором проверяется и закаляется человечность. Человек стихийно заброшен в историю, он не конституирован ею. Задача состоит в том, чтобы осознать, что тенденции любых образований и изменений следует воспринимать как обстоятельства или компоненты ситуации, а не целеуказания. И так как человек не имеет права не считаться с объективностью исторических исследований, он должен при решении вопроса о своем предназначении «вынести их за скобки». Вместо внешней веры христианства Карл Ясперс предлагает, как и Киркегор, обратиться к «единой области безусловных очевидностей», составляющих «мир жизненной веры человека». Очевидности определяют основу разумности человека и могут быть утрачены только с разрушением индивидуального сознания, с исторической деградацией человека. Чтобы предотвратить возможное заблуждение человека, впавшего в «метафизическую иллюзию» и воспринявшего «истины выводного знания в значении веры», необходимо относиться к истинам выводного знания как к информации о фактах и обстоятельствах, а не как к целеуказаниям. Кроме того, надо zialphilosophie: lebendig odertot? Stuttgart, 1954; Щитцова T.B. К истокам экзистенциальной онтологии: Паскаль, Киркегор, Бахтин. М., 1999 и др. вернуть человеку представления о безусловной достоверности ряда переживаний и восприятий, на которые в повседневной жизни не обращается внимание. К числу таких «простейших интуиций» относится и время.

К заслугам К. Ясперса следует отнести то, что он показал «мнимость» понятности времени. Немецкий мыслитель сфокусировал свои размышления на критике объективности времени, веры в заданность времени как интуитивно ясного предмета, наделенного определенными свойствами. Он попытался показать, что наиболее привычное оказывается наименее известным.

Вторая группа работ, посвященных исследованию философских идей К. Ясперса, рассматривает его концепции в рамках общефилософской проблематики экзистенциализма1.

Обоснование экзистенциализмом нового предмета философской рефлексии — человеческой экзистенции — потребовало фундаментальной переоценки основ философствования, поиска новых методов достижения достоверного знания о человеке.

О. Больнов, анализируя одно из основополагающих понятий философии К. Ясперса, отмечает, что трансценденция К. Ясперса имеет глубинную сферу экзистенции, экзистенция покоится на истинной трансценденции как на совершенно ином. Но эта связь экзистенции и трансценденции в системе немецкого философа «разломана в себе»: свобода человека инепредметность мира разрушают мосты между экзистенцией и трансценденцией и они встречаются только в «шифрах» бытия (Bolnov I.-F., 28). Для К. Ясперса «шифры» бытия — результат коммуникативного взаимодействия исторических субъектов, это основа интерпретации мира, оправдывающая ранговый порядок общественных и человеческих отношений. При этом сама коммуникация мыслится как «слагание истины бытия в исторически-былом собеседовании мыслящих».

Экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое

направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны – в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти). Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени.

Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира. В качестве подлинного бытия, начального бытия выделяется само переживание, а именно – переживание человеком своего “бытия-в-мире”.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Экзистенция конечна, т.е. она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии (кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти). Человек не должен устраняться от сознания своей смертности, конечности, напротив, нужно высоко ценить все то, что напоминает ему о суете мирской.

Гносеология экзистенциализма не что иное, как бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, считают они, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.