КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метафизика Аристотеля, ее предмет и задачи
Термин «метафизика» не был известен Аристотелю. Вместо него мыслитель использовал понятия «первая философия» и «теология». Слово «метафизика» появилось случайно. В буквальном смысле оно означает «то, что идет после физики». Систематизатор трудов Аристотеля Андроник Родосский поместил четырнадцать книг «первой философии» после «физики» – сочинений о природе. Термин оказался удачным, поскольку умозрительная философия, действительно является «сверхфизической». Ее предмет – первые, начала и причины сущего как такового. Этим она отличается от «второй философии» или физики, которая (наряду с математикой) изучает лишь конкретные виды сущего, его формы и отношения. Например, математика исследует величины, физика – вещество и движение. А метафизика самые общие определения сущего как такового. Она – самая общая наука и вместе – самая трудная, так как здесь достигаются крайние пределы отвлечения. Одна из главных метафизических проблем для Аристотеля как объяснить движение, не отказываясь от великого открытия Платона мира идеальных сущностей? С точки зрения платоновского идеализма, реальный процесс всемирной эволюции необъясним. И Аристотель разрабатывает оригинальное учение о двух формах бытия – возможном и действительном, потенциальном и актуальном. Он объясняет процесс развития как переход от потенциального состояния к актуальному. Но этому предшествует систематический анализ проблемы в истории философской мысли. Его первым результатом является учение о четырех причинах. Учение о четырех причинах 1. Материальная причина. Рассматривая своих предшественников, Аристотель стремится выяснить, как они понимали сущность вещей, самые первые начала и причины всего существующего? Сначала ионийские физики признавали неизменной основой всех видимых изменений какой-то материальный субстрат. Фалес воду, Анаксимандр воздух, Гераклит огонь и т.д. Вскоре заметили, что одним видом однородного вещества не объяснить различия вещей. Стали признавать множество разнородных материальных элементов, из которых складываются вещи и на которые они разлагаются. Так, Эмпедокл выделил четыре «стихии» – землю, воду, воздух и огонь. Он уподоблял их четырем основным краскам на палитре художника. Демокрит не ограничился четырьмя элементами и ввел понятие невидимых мельчайших и неделимых частиц атомов. Анаксагор же предложил «семена вещей», которые, в отличие от демокритовских атомов, были не просто бесконечно делимы, но и сохраняли при этом всю полноту бытия. Но и это не позволяло объяснить изменение, движение. 2. Движущая причина. Аристотель обращает внимание на то, что материальный субстрат (например, мрамор или медь, из которых сделана статуя) и причина изменений, приведшая к возникновению той или иной вещи (статуи), не тождественны. Материал сам по себе не раскрывает ту движущую силу, которая привела его в данную форму. Движение не сводится к веществу; оно имеет начало, отличное от вещества, от материала; или, точнее, оно имеет нематериальное начало. Из непроницаемости и плотности атомов, из их фигуры, из геометрических свойств тел, движение не объясняется. И вот, наряду с материальным началом, греческая философия, еще до Аристотеля, признает нематериальное начало движения движущую причину. 3. Целевая причина. Но это еще не все. Рассматривая различные виды причинности, Аристотель находит, что есть действия, которые обусловливаются не своим началом, а своим концом, и объясняются только из своего конца, составляющего их цель. Если ребенок видит в первый раз рыболова, он не понимает, зачем он делает удочку, зачем он идет к воде, зачем он насаживает приманку на крючок, бросает его в воду и сидит в молчании у воды, не понимает до тех пор, пока действия рыболова не придут к концу. Всякое разумное человеческое действие объясняется из своего конца, из своей цели. Отсюда новый вид идеальной или конечной причинности, новый вид причины – цель, telos – «то, ради чего» совершаются различные действия. Этот вид причинности, действующий по целям, или телеологической, конечной причинности, наблюдается, однако не в одних человеческих действиях: по целям действуют животные, по целям действуют их бессознательные инстинкты; цели преследует художник, воплощающий свои представления в данном ему материале, цели преследует и великая бессознательная художница-природа в своем органическом творчестве. Проводя эту аналогию, Аристотель постоянно указывает, что нельзя рассматривать природу как мертвый механизм: в ней есть причинность, действующая по целям, – отсюда понятно и разумное устройство природы. Поэтому природа допускает телеологическое объяснение, подобно тому как отдельные органы живых существ объясняются из их цели, из их назначения в общем строении, в общей жизни целого. 4. Формальная причина. Наконец, есть еще один вид причин, еще одно начало действительности, которое также не сводится к материи: это начало есть вид, или форма. В самом деле, из материи не объясняется форма материи, ее вид или род; из субстрата изменения не объясняется та окончательная форма, которую он (субстрат) получает; например, статуя есть форма меди, медь – форма или вид материи. Платон сводил все видовые и родовые формы вещей к идеям, доказывал, что они – общие начала, которые не сводятся к единичным вещам. Аристотель также признает роды и виды (родовые и видовые формы) за реальные и всеобщие начала, определяющие собою индивидуальные вещи.
Критика Платона. Отношение общего к частному
Платон сводит истинные начала и сущность вещей к идеям. Аристотель подвергает это учение самой резкой критике. 1. Прежде всего, он полагает, что идеи недостаточно доказаны. Доказательства либо слабы, либо противоречивы или, наконец, доказывают больше, чем надо. Если есть идеи всего, то есть идеи отрицания, идеи относительного, гибнущего, так что смерть, уничтожение также имеют свои идеи. 2. Идеи не объясняют ни бытия, ни происхождения вещей. Идеи не обусловливают собою бытия вещей, потому что они им внутренне не присущи. Они находятся за пределами мира, «в умном месте». Вечные, неподвижные, они могли бы быть причинами скорее покоя и неподвижности, чем началом движения и генезиса. 3. Столь же мало способствуют идеи познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, ведь они вне их. А сущность не может быть вне того, чего она есть сущность. Предполагая для каждой вещи одноименную с ней идею, платоники лишь совершенно бесполезно удваивают предметы. Содержание идей совершенно равно содержанию тех эмпирических вещей, коих они суть идеи: они только тем и отличаются, что они вечны, а вещи скоропреходящи. Понятия вроде «лошадь в себе», «человек в себе» – лишь перенесение чувственных вещей в область вечного бытия. Это – нечто вроде греческих богов, бессмертных богочеловеков.
8 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Эллинистическая философия – органическое продолжение классической, эллинской (древнегреческой). Она опирается на достижения предшествующей мысли, уделяет много внимания ее осмыслению и истолкованию. Во многом утрачивает свой творческий характер, поскольку интерес смещается в духовно-практическую область. Философия по преимуществу становится этикой. А в римский период, наряду с этико-правовой тематикой, она обретает религиозный характер в неоплатонизме. А.Ф. Лосев отмечал, что развитие античной философии – это движение от мифа к логосу, а ее завершение и упадок – в движении к мифу. Она началась с мифа и закончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако она умирала не сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже перестали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени зависеть от христианской идеологии. Это не означает, что наступившая новая эпоха мысли и присущий ей способ философствования были ущербными по сравнению с античностью. Это были просто иные формы и способы постановки и решения философских проблем (иные парадигмы).
2. Проблематика эллинизма связана с утратой человеком важнейших жизненных опор: религии, морали, привычного и устойчивого общественного и государственного устройства, культурного и бытового уклада. Лишившись традиционных внешних опор и не видя возможности обрести новые, человек ищет, на что он может опереться в самом себе. Отсюда – повышенный интерес к субъекту. Но внутренняя опора должна быть надежной, превышающей индивида, объективной. Следовательно, задача заключается в том, чтобы в субъективном мире найти объективное благо. Для этого надо ответить на два вопроса: · что есть благо (истина и справедливость)? · как достичь их? Первый вопрос - о критерии истины, второй – о мудреце. Их смысл сводится к тому, чтобы восстановить божественное совершенство в человеке, достичь богочеловеческого состояния. А оно заключается в том, чтобы, подобно богу, не зависеть от внешних обстоятельств (автаркия). Независимость достигается преобразованием души.
3. Средства и способы – различны в каждой философской школе. Основными школами являются: o стоическая (основатель школы Зенон из г. Кития на Кипре); o эпикурейская (названная по имени основателя – Эпикура); o скептическая (во главе с Пирроном из Элиды); o а в поздней античности – неоплатоническая (Плотин – глава александрийских, Ямвлих – сирийских, Прокл – афинских неоплатоников).
· Путь стоиков – достижение состояния апатии (отсутствия страстей и страданий). Мудрец не должен радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди (рабства, пыток, смерти).
· Эпикурейцы видят свободу от внешних условий (и связанное с нею счастье) в атараксии – душевном спокойствии, безмятежности и невозмутимости. Для этого не надо бояться богов, смерти, людей, непонятных явлений природы. Нужно ограничить потребности, быть умеренным в наслаждениях, не участвовать в общественных и государственных делах. · Скептики предлагают достичь внутреннего покоя в состоянии полнейшего безразличия путем афазии - воздержания от суждений.
9 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Период средневековья занимает длительный отрезок истории Европы - от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии. 10 ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |