КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новое в марксизме
Русский марксизм. В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию. 1. Ортодоксальный марксизм. Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858- 1918). -он посвятил большинство своих трудов историко- философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории , т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом; -осуществил первые попытки научного социального предвидения; -определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей; -предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере; -разработал учение о роли народных масс и личности в истории. 2. «Легальные марксисты » (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам: -неприятия насильственных средств борьбы; -в теории- * неприятием подавления личности обществом * несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма. 3. Философия большевизма. Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924). а) В социальной философии: 1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма «первоначально в одной или нескольких странах». 2) Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде- коммунистической партии. 3) Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды) 4) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии нового типа». б) В диалектическом материализме: В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому сформулировал определение материи (в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом). в) В диалектике: -Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)». «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть, философского материализма. -Введен принцип примата практики над теорией. Вывод: 1) В целом теоретические философские и социально- философские произведения В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию. 2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.
[1] Слово «синкретизм» (от греч. synkretismos – соединение, объединение) имеет два значения: 1) слитность, нерасчлененность, характеризующее первоначальное, неразвитое состояние чего-либо; 2) разновидность эклектики – сочетания разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений. В данном случае оно используется в первом значении. [2] И везде она получает религиозно-нравственное оправдание. Нет ни одной религиозно-философской традиции (начиная от самых древней, и заканчивая современной), в которой страдания рассматривались бы как бессмысленные. Осмысленность страдания делает его переносимым. [3] Имперсонализм (от лат. im – не, без и persona – личность = безличность) – отрицание личностного начала [4] Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. – М.: Слово, 1992. – С.105. [5] Субстанция (лат. substantia – сущность) – неизменная основа всех вещей, явлений и процессов в мире. [6] Принцип причинной обусловленности явлений – один из фундаментальных принципов философии буддизма. Закон кармы – это этически окрашенный закон всеобщей причинности. «Карма гарантирует, что все происходящее в мире находится в соответствии с неизменным законом причины и следствия». - Элиаде М. Миф о вечном возвращении. – М.: Ладомир, 2000. – С.85. [7] Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. – Т.3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры. – М.: Слово, 1992. – С.95. [8] Там же. – С.94. [9] В буддистской ваджраяне («алмазной колеснице») просветление и спасение возможны внезапно как удар молнии («ваджра»). Но там нет такого радикализма, ибо «ваджра» достигается на путях постепенного улучшения кармы (как прерыв постепенности). [10] «Это – вид вещи, в самом первоначальном и буквальном смысле этого слова». – Лосев А.Ф. Указ. соч. – С. 230. [11] Цицерон называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. [12] См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С.130. [13] Мировой Дух не только не зависит от сознания человека, но и руководит им, превращая его в орудие для достижения собственных целей. [14] От лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе (первооснова мира) [15] Это означает, что, изучая законы мышления, мы одновременно изучаем и законы бытия. Принцип тождества бытия и мышления был впервые сформулирован Парменидом – основателем элейской школы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |