Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство




Самый известный философ Древнего Китая – Конфуций, (Кун Фуцзы – учитель Кун), живший в VI веке (551–447 гг.) до нашей эры в царстве Лу (это ещё до возникновения империи, созданной известным всем Цинь Шихуаном).

Конфуций в зрелом возрасте занимал в царстве Лу пост да сыкоу (глава фиска– руководитель налоговой службы, и позже – сян го, первый советник вана).

Главным в учениях китайских мыслителей был вопрос о наилучшем управлении государством, точнее, вопрос о том, какими качествами должны обладать управляющие и управляемые для того, чтобы в стране царили порядок и умиротворенность.

Отсюда – тесная связь политической и этической проблематики в учениях Конфуция, Мо Цзы, Мэн Цзы, школы фацзя. В конфуцианстве, например, это переплетение весьма заметно. Каждый, по Конфуцию, должен стремиться стать благородным человеком (цзюньцзы).

Главное у цзюньцзы – это уважение к ЛИ, т.е. к «порядку» (к устоявшимся правилам благопристойности на основе ритуализированного этикета).

Второе качество, которое необходимо иметь благородному – ЖЭНЬ, что условно можно перевести как доброжелательность, человеколюбие.

Соответственно, всех людей Кофуций делит на цзюньцзы, благородных, которые обладают этим качеством и на сяожень, низких людей, не обладающих этими качествами. Благородный справедлив, т.е. руководствуется ЛИ, традицией, чтит родителей, старших, беспрекословно подчиняется императору. Если благородный культурен, то есть грамотен, знает поэзию и музыку, то это хорошо, но не обязательно, а только желательно. "Благородный думает о справедливости, а низкий – о выгоде" – один из афоризмов Конфуция.

Основа учения Конфуция – это опора на традицию, поэтому высшим проявлением добродетелей были древние правители – основатель династии Вэнь-ван (имя которого, в связи с отсутствием в древнекитайском языке временных форм означало «прошлое доброе время»).

Особое уважение к древности, традиции влечёт за собой следующий пункт учения Конфуция – уважение и почтение к старшим, в первую очередь уважение к родителям. Почтительность детей к родителям – это основа добродетелей любого человека. Причём почтительность эта должна выражаться в полнейшем послушании и подчинении родительской воле и вся жизнь человека регламентировалась подробнейшими предписаниями, что именно должен говорить и делать для своих родителей.

Отсылка к традиции требовала знания истории, и Конфуций слыл её отменным знатоком. Но так как исторических сочинений не было (Конфуций жил задолго до рождения "китайского Геродота" Сыма Цяня), а кроме того, сам язык с отсутствием временных форм глаголов и отсутствие концепций не позволяли излагать историю в принятом европейском "понятийном смысле", то вся история подавалась как морально-этические оценки с осуждением плохих правителей и возвеличиванием хороших. Причём оценки эти зашифровывались в виде определённых движении и поз тела – рук и ног. То есть, история излагалась своего рода пантомимой или танцем, ибо шла часто под музыку. Так что оценка одновременно была сценкой. Тот факт, что Конфуций хорошо (в китайском смысле) знал историю, свидетельствует, что он был незаурядный танцор.

О том, как Конфуций ввёл идею " ИСПРАВЛЕНИЯ ИМЕН " в историю, согласно которой прежде чем морально судить исторических персонажей нужно "исправить" искажённые людьми "имена", то есть определить, действительно ли такой-то, скажем был ваном, или исказил это имя и оказался узурпатором.

В рамках конфуцианского подхода: младшие братья почитают и подчиняются старшим братьям, сестры почитают братьев, младшая сестра – старшую и вообще среди незнакомых младший всегда почитает старшего. Следующим шагом в конфуцианстве является переход к социальной структуре – старшим именовался всякий вышестоящий на иерархической лестнице. Ученик Конфуция Ю-цзы правильно пометил: "Редко случается, чтобы люди, обладающие сыновей почтительностью и уважением к старшим братьям выступали против вышестоящих". Именно этот основной пафос учения, связанный с подчинением и покорностью, сделал в дальнейшем конфуцианство сердцевиной китайской идеологии.

Переход от семейных отношений к государственным у Конфуция осуществляется просто: государствоэто одна большая семья, а семьяэто государство в миниатюре. Поэтому точно также, как сыновья обязаны слушаться родителей, так поданный обязан повиноваться императору и всём, кого он поставил над ним.

Наконец, последний важный момент в учении Конфуция. Правители должны быть человеколюбивы, ибо они благородны по определению. Император (ван), который есть отец (и мать) для всего народа, наиболее благороден, ибо отец с матерью не могут не любить своих детей, поэтому ван в высшей степени обладает свойством ЖЭНЬ (человеколюбием).

Ну а что, если ван явно несправедлив и не обладает ЖЭНЬ? Что тогда? Теоретически такой случай допускался, и тогда Конфуций советовал: "Не надо его обманывать, но надо ему сопротивляться". Правда, каким образом – неясно. Сам Конфуций был противником деспотии. Однажды Дин-гун, правитель царства Лу, спросил у Конфуция:

– "А есть ли изречение которое может погубить страну?"

– Этого нельзя ждать от одного изречения, – ответил Конфуций, – но есть изречение: "Не радуюсь тому, что государь, тому лишь радуюсь, что слова мне никто наперекор не скажет". Если правитель поступает плохо, и никто ему не противоречит, далеко ли отсюда до того, чтобы одно изречение погубило страну".

Отношение к законам у Конфуция отрицательное.

1. Законы не могут охватить великого разнообразия конкретных ситуаций.

2. Законы закрепляют права индивида безотносительно к его положению в семейной и государственной иерархии, что совершенно нелепо с точки зрения конфуцианства.

"Строго требовать того, что тебе причитается – антиобщественно, противоречит добрым нравам" – одна из заповедей Конфуция.

Нелепо, чтобы сын требовал что-то "по праву" у отца, а подчинённый – от начальника. Если такое происходит – значит, общество рушится. Отец и так даст всё что нужно – ведь он обладает качеством ЖЭНЬ. И начальник даст. А если не дают, значит не положено. Поэтому, по Конфуцию, для хорошего управления в государстве нужны не законы – они наоборот, вредны, а нужны правители с высокими нравственными качествами.

Правители (и особенно ван – государь) должны обладать качествами ЛИ и ЖЭНЬ и, несомненно, обладают ими, потому что иначе они не были бы правителями. Зато, если правитель свергнут, да ещё конкурентом из другой династии, тогда мыслитель в полном соответствии со своими принципами рассудит, что свергнутый правитель не обладал качествами ЛИ и ЖЭНЬ, и следовательно был "не настоящий" правитель, а узурпатор. Не обладая нужными добродетелями он и не мог быть правителем и, как видим, перестал им быть.

 

*******




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.