Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джайнизм




ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ – неклассическая религиозно-философская школа Древней Индии. Наряду с буддизмом и локаятой не признает авторитета Вед. Термин «джайнизм» происходит от санскр. «джина»«победитель». Возникновение джайнизма связывается с деятельностью 24 праведников – тиртханкаров («ведущих через океан бытия»), из которых реально существовали лишь два последних. Это Паршва и Махавира. Первый основал общину для мужчин и женщин, разделенную на мирян и аскетов. Община придерживалась четырех установлений:

  • не наносить вреда живому (ахимса);
  • быть правдивым (сатья);
  • не стяжать (астейя);
  • непривязанность, отрешенность (апариграха);

Махавира добавил обет целомудрия (брахмачарья) для аскетов и супружеской верности и ограничения плотских наслаждений для мирян.

В вероучительном плане джайнизм критикует ритуальные установления брахманизма, но признает сансару, карму и мокшу (избавление от сансары, от страдания). Главная тема философии и аскетической практики джайнизма – освобождение от страданий. В этом отношении джайнизм схож с другими школами индийской философии. Но у него есть ряд особенностей.

В чем особенности философии джайнизма?

1. Джайнизм принципиально дуалистичен.

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) означает сосуществование двух различных, несводимых к единству начал. В джайнизме это – джива (живое) и аджива (неживое).

Неживое (аджива):

- это материя, состоящая из атомов;

- пространство;

- время;

- факторы движения (дхарма) и покоя (адхарма).

Живое (джива) отождествляется с одушевлённым началом которое:

- вечно;

- едино;

- очень подвижно;

- всёпроникающе: одушевлено всё – земля, вода, воздух, огонь, растения, животные, люди;

- но степень одушевления различна: на низших уровнях она ограничена чувством осязания; у животных и людей имеются все пять чувств.

- Всё живое едино (как одна душа), но оно может распадаться на индивидуальные души, соединяясь с неживым (аджива).

- Вследствие этого всё живое попадает в плен к неживому (души воплощается материальные оболочки). – В этом главный источник страданий.

- Пленённая материей душа вовлекается в сансару – в круговорот перевоплощений по закону кармы.

- Достичь спасения = победить карму (выйти из круговорота рождений и смертей) можно лишь через разъединение дживы и адживы.

- Но этому мешают человеческие страсти (чем выше степень страсти, тем прочнее связь дживы и адживы).

- Но только человеку дано преодолеть их и стать Джиной – победителем закона кармы.

А. Мень: «Во всём мире незримо разлит страждущий дух, скованный тёмной и косной материей. Он томится в обличии дерева и в обличии животного, но только в человеке находит освобождение».

2. Обожествление человека – победителя кармы.

«Джайнизм, – писал А. Мень, – отрицал понятие Бога или Абсолюта. Для него единственным абсолютом и единственным богом был освобожденный человеческий дух. Божественным, по его учению, является не трансцендентное Сверхбытие, а Джива, внутренняя, имманентно присущая бытию сила» [7].

Иными словами, в делах спасения (избавления от страданий) человек может рассчитывать только на собственные силы. «Ни боги, ни жертвы, ни священные тексты ничего не значат. Могущество человека, способного подняться над миром ограниченности – над миром зла и добра, над миром материи, человека, который может стать джиной…, есть единственная сила в мире, достойная поклонения» [8].

3. Радикализм в делах спасения.

- В делах спасения джайны не рассчитывают на постепенное улучшение кармы в круговороте рождений и смертей, они стремятся уже в текущей жизни победить закон кармы (стать джиной)[9].

- Они доходят до крайностей сурового аскетизма (т.е. ограничения чувственных желаний, подавления страстей и отказа от жизненных благ ради духовного самосовершенствования).

Среди джайнов есть умеренные аскеты – шветамбары («одетые в белое»). А есть крайние – дигамба­ры («одетые пространством»): они не носят никаких одежд, крайне ограничивают себя в питании. У них три ступени аскетизма.

- Чтобы стать аскетом-анувратом, надо оставить семью, остричь волосы и жить при храме на подаяние.

- Аскет-махаврата имеет только набедренную повязку и ест рис с ладони один раз в день.

- Аскет-нирвана всегда обнажен, ест рис через день.

Аскетизм умеренных джайнов (шветамбаров) менее строг. Но и они носят только белую одежду и завязывают рот белой повязкой, дабы невзначай не проглотить какую-нибудь мошку. Аскеты не должны долго находиться на одном месте, они вечные странники. Но идти они могут лишь при свете, разметая перед собой дорогу веником, дабы кого-нибудь не раздавить.

Практика преодоления кармы выражена в «трех жемчужинах» джайнов:

Для освобождения еще при жизни необходимы правильное поведение, правильное познание и правильная вера.

· Пра­вильная вера – вера в авторитет тиртханкаров.

· Правильное поведение – соблюдение пяти обетов, а также прощение, смирение, честность, правдивость, чистота, воздержание, строгость к себе, жертвенность, непривязанность к внешнему миру, невозмутимость и т. п.

· Третья жемчужина – правильное познание.

В джайнизме выделяются два вида познания:

· Мати – предполагает непосредственное восприятие сущего чувствами и умом.

· Шрути подразумевает прямое слияние джива с познаваемым объектом и в результате устранения кармы. Имеет свои ступени:

- на первой ступени воспринимается все отдаленное и мелкое;

- на второй ступени очищенная душа приобретает доступ к иным сознаниям;

- на третьей – достигается всеведение, абсолютное знание, данное лишь джинам.

 

4 КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.