КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия как тип мировоззрения: особенности, функции, возникновение и основные этапы развития
Дайте понятие кредитной системы, ее основных звеньев. Кредитная система – совокупность форм и методов организации кредитных отношений, которые осуществляются через комплекс взаимосвязанных кредитно-финансовых учреждений аккумулирующих и предоставляющих в кредит денежные средства. Экономическое значение кредитной системы состоит в перераспределении средств в экономике. Кредитная система позволяет аккумулировать временно-свободные денежные средства населения и субъектов хозяйствования и посредством кредита перераспределять эти средства. Создание современной кредитной системы происходило под влиянием следующих тенденций: 1) Концентрация и централизация банковского капитала и появление банковских монополий 2) Усиление конкуренции среди различных видов кредитных учреждений 3) Сращивание банковского капитала с промышленным и образование финансового капитала 4) Постепенная интернационализация деятельности монополистических банков и появление международных банковских монополий В настоящее время структура кредитной системы экономически развитой страны представлена следующими учреждениями: 1. Центральный банк 2. Банковский сектор: · Универсальные банки · Специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, инновационные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки) 3. Кредитно-финансовые учреждения: · Сберегательные учреждения · Кредитные союзы · Инвестиционные компании · Лизинговые компании · Факторинговые компании · Банкирские дома · Страховые компании · Пенсионные фонды · Финансовые компании · другие 1. Философия как специфическое мировоззрение. Термин «философия» происходит от греческих слов « phileo » – любовь и « sophia » – мудрость и означает любовь к мудрости. Но, «что такое мудрость?», – на этот вопрос в истории философии давались различные, подчас несовместимые, ответы. Но, несмотря на разногласия, можно найти общий знаменатель: философия – это мировоззрение. Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Философия – это теоретически оформленное мировоззрение. Философия (наряду с религией, мифологией, искусством) претендует на то, чтобы упорядочить духовный мир человека, но в отличие от них опирается на силы разума. Это сближает философию с наукой. 2. Понятие философии В «Философско-энциклопедическом словаре» дано определение философии, в котором можно выделить три ключевых смысла: · форма общественного сознания; · учение о наиболее общих принципах бытия и познания; · наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. 3. Основной вопрос философии (см. отдельный лист) 4. Функции философии. · Мировоззренческая. · Методологическая: философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и преобразования мира. · Прогностическая: предвидение, выработка гипотез о характере и направлениях развития природы, общества и мышления. · Критическая (по принципу: «подвергай все сомнению»). · Аксиологическая (ценностная) – остро проявляется в переломные эпохи. · Школа теоретического мышления (особенно это касается истории философии). 5. Возникновение философии · Где возникла философия? – В трех очагах культуры: в Древней Греции, Древней Индии и в Древнем Китае. · Когда? – Согласно исследованиям Карла Ясперса, философия возникла в эпоху «осевого времени», т.е. приблизительно в V веке до нашей эры (а, точнее, в промежутке между VIII – II веками до н.э.). · Из чего? – Из предфилософского мировоззрения. Что оно представляло собой, об этом философы спорят до сих пор. Одни считают, что философия возникла из мифа путем его разумного осмысления. Другие выводят философию из житейской мудрости, противопоставляя последнюю мифу. · Каким образом? – Путем рефлексии, т.е. разумного осмысления духовного мира человека. Рефлексия – мысль о мысли или самосознание. 6. Основные этапы развития философии: · Древняя (античная) философия: VI в. до н.э. – VI в. н.э. · Средневековая: I – XV вв. (в некоторых учебниках: V –XV вв). · Философия эпохи Возрождения: XV – начало XVII в. · Философия Нового времени: начало XVII – конец XIX в. · Философия Новейшего времени (современную): с XX в.
2. Происхождение философии Мифология и религия в истории философии и науки имеют предварительное, подготавливающее интеллектуальную почву, предфилософское, значение. Когда рассматривают историю философии, то начинают ее именно с периода господства мифа, в котором находит себе выражение настоятельной духовная потребность объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мысль первобытного человека и устремилась к постижению определяющих бытие природы и человека сил. Именно благодаря этому этапу позднее возникнет философия и наука. И формула "от мифа к логосу" (от образа к понятию, от веры к разуму), объясняющая процесс происхождения философии, как раз раскрывает значение мифологического периода в интеллектуальном развитии человечества. Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания (космоса) в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение сил в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству, эволюции природы (космогония). Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных (служащие объектами для подражания, ритуальными образцами поведения). Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Если применительно мифу можно говорить о познании, то слово "познание" здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический (генезис - становление). Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода и в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера - собраниях древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся, например, следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлые День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу, свидетельствующий о разложении традиционной картины мира, неудовлетворительности объяснения для нового человека (этот процесс происходит примерно в 1-м тыс. до н.э. во всех известных культурах того времени - Индии, Китае, Ближнем Востоке, Греции). Мифология не была единственной дофилософской мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются "религиозными", а другие - "мифологическими". Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентном (в том, что выходит за его границы, в запредельном). Таким образом, философия появляется на той ступени истории, когда в связи с развитием общественных отношений начинается разложение миологического сознания. Первые философские системы возникают более или менее одновременно в культурах Индии, Китая и Др. Греции (7-6 века до н. э). В новых условиях "место" человека определяется в значительной степени не традицией и связанными с ней нормами жизни, а собственной активностью человека, при чем успех его целенаправленной деятельности зависит от того, сумеет ли человек охватить существующие независимо от него и не укладывающиеся в рамки обыденного сознания реальные связи окружающей его динамической социальной обстановки. Все это и создает предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, противопоставления субъекта и объекта, при чем субъект отличает себя от мира и выступает в качестве деятеля. Отсюда вытекал основной вопрос философии о соотношении материи и духа, бытия и сознания. Античность создала термин "философия", сформулировала ее проблематику, наметила пути ее решения, выделила основные философские направления (материализм и идеализм). Термин "философия" в переводе с греческого означал "любовь к мудрости". Философия стала формой общественного сознания, направленной на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека. В отличие от предшествующих ей форм мировоззрения (мифологической и религиозной) - философия стремилась реализовать мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизму мифологии представление о мире как о поле действия объективных безличных сил (категорий, сущностей - бытия, небытия, становления, движения и покоя, пространства, времени), а традиционности мифа - - сознательный поиск и выбор осознанных представлений на основе логических и гносеологических (теоретико-познавательных) критериев (обоснованность, доказательность, истинность, понятность).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |