Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Софисты и сократ




ЛЕГИЗМ

Несколько позднее конфуцианства (в IV веке до н.э.) в Китае возникло учение легистов – законников (по-китайски – фацзя) идеи которого затем вошли составной частью в идеологию Китая. У истоков этого учения стоял Шан Ян, чиновник вана царства Цинь Сяо-Гуна. Для усиления царства Цинь и для возвращения ему утраченной гегемонии над соседями Шан Ян предложил не очень-то считаться с прежними традициями, восхваляющими нравственные добродетели древних правителей (Сыма Цян в "Исторических записках" приписывает Шан Яну слова: "Умный человек создаёт новые законы, глупый законам подчиняется"), а провести радикальную реформу принципов общественного устройства. Шан Ян свои реформы явно направлял против конфуцианцев, отрицающих закон. Но если Конфуций интуитивно правильно представлял, что такое закон (равные права и обязанности перед законом), но никак не мог согласиться с этим, то Шан Ян под законом понимал нечто непривычное нам. Его реформа включала в себя следующие положения.

1. В стране вводятся законы (ФА). Закон широко доводится для всеобщего сведения, но обсуждать его, даже хвалить и славословить по его поводу категорически запрещалось – это могло бы создать впечатление, будто население имеет какое-то влияние на закон, на мотивы его издания. Допустим, можно было бы подумать, что ван издаёт закон для того, что бы понравиться населению.

Как-то в самом начале, когда только что в царстве Цин объявили первые законы, народ вывалил на улицы и стал праздновать нововведение. Наиболее ретивых схватили и наказали бамбуковыми палками. Не до смерти, но так, чтобы запомнили на всю жизнь. Ибо закон, по мысли Шан Яна, должен спускаться на поданных свыше как нечто беспрекословное, не поддающееся человеческой оценке и требовавший от поданных лишь одного – незамедлительного подчинения. Закон "по-китайски" отнюдь не предполагал юридического оформления прав и обязанностей всех людей (или хотя бы части из них) по отношению к государству, он скорее был похож на служебные инструкции, предписывающий определённому должностному лицу делать то-то и то-то, в противном случае ему грозит вот это и это. Уже в самом понимании закона Шан Яном можно усмотреть принципиальное отличие закона на Востоке от закона даже в средневековой Европе.

2. Закон, по Шан Яну, представлял жёсткую регламентацию наказаний и поощрений для определённых категорий должностных лиц, начиная с приближенных вана и кончая крестьянами. Причём легисты особо напирали на то, чтобы количество и сила наказаний должна значительно превышать количество и силу поощрений. Шан Ян утверждал:

- В стране, достигшей гегемонии, 10 наказаний приходится на одну награду;

- в сильной стране 7 наказаний на 3 награды;

- В стране, которая подвергается расчленению, 5 наказаний на 5 наград.

"Если наказания преобладают, – ПИСАЛ Шан Ян, – то народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождаются мерзости".

Наказания и поощрения – это две рукоятки, которыми управляется государство, причём рукоятка наказания – основная, поощрения – дополнительная. "Управление при помощи наказаний приводит к тому, что народ боится и поэтому не совершает мерзостей".

Наказывать нужно не за проступок, а намерение, за саму мысль о нём. Шан Ян: "Если наказания будут применяться только по отношению к уже совершенным преступлениям, то злодейств прекратить не удастся. Поэтому тот, кто хочет добиться гегемонии, должен применять наказания к проступкам, которые только готовятся". А как узнать, что они готовятся? Об этом должны сообщать доносчики, они должны быть добровольно заинтересованы в этом. Шан Ян: "Награды должны даваться тем, кто сообщает о злодеяниях. Тогда даже мелкие проступки не останутся незамеченными". " Тот, кто не доносил на преступника, должен был быть разрублен надвое ".

Все население страны было поделено на группы из пяти или десяти семей, связанных круговой порукой. Она означала, что если "виноват" один из этой группы, то наказания несли все члены группы. Вводилась практика заложничества.

3. Государство и народ. Соотношение государства и народа лучше всего выразить словами Шан Яна: " Слабый народ – значит сильное государство, сильное государство – значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно, главная задача государства идущего правильным путём". Население рассматривалось не как "содержание", главное богатство государства, а как нечто внешнее, исходный материал для формирования чего-то нужного государству: "Победа над народом подобна работе горшечника над глиной". То есть, чем мягче глина (слабее народ), тем легче её формовать. В этом смысле материальное состояние людей (кроме минимума, обеспечивающего физическое существованием, а тем более, их духовное состояние) ни в малейшей степени не должно беспокоить правителей. Мало того, государство сознательно должно свести это состояние к некоторому минимуму, " ослабить народ ".

Шан Ян предложил это делать так. В первую очередь нужно свести на нет духовное разнообразие, нужно "унифицировать" образование, привести народ к полному единомыслию, а это лучше всего может быть достигнуто вообще всякой ликвидацией образования. Шан Ян: "Красноречие и ум – помощники мятежа, музыка – свидетельство разврата и праздности, доброта и человечность – пособники нарушений".

У народа, по Шан Яну, должно быть два занятия. Первое – земледелие. Ничто не должно отвлекать народ от него. Музыку и танцы, искусство вообще следует запретить. Запрещалась праздничная одежда и любые украшения. Следует запретить торговлю, ибо она связана с поездками по стране, а это, в свою очередь, позволяет сравнивать условия жизни в разных местах и может привести к нежелательным "мыслям". Тем более, запретить всякое праздношатания, к коим относились, например, путешествия. В царстве Цин для предотвращения поездок были закрыты все придорожные трактиры.

Рассуждения на эту тему у Шан Яна всякий раз кончаются идиоматическим выражением (в дословном переводе) " и тогда целина будет распахана" (т.е. всё будет хорошо). Ещё одна цитата – уж слишком ярко, шельмец, излагает: "Если музыка и хорошая одежда не доходят до всех уездов, то народ, работая, не обращает внимание на одежду и, отдыхая, не слушает музыку.

Если, отдыхая, люди не слушают музыку, они не станут распущенными и...целина непременно будет распахана. Если негде будет взять слуг и нужных людей, то сановникам и старейшинам семей не на кого будет опереться, а избалованные сыновья не сумеют есть, не работая. Если лентяи не сумеют бездельничать, а слуги не найдут себе пропитания, им придётся заняться земледелием,...если избалованные сыновья и лентяи не сумеют бездельничать, то не будет заброшенных полей. Если земледелие не будет страдать и крестьяне все более усердно будут заниматься своим делом, целина непременно будет распахана".

Второе занятие населения – обязательная служба в армии и периодическое участие в войнах. Только так, радостно заканчивает Шан Ян, можно достигнуть гегемонии, поддерживать сильное государство и ослаблять народ.

4. Законничество и мораль. В учении легистов закон полностью освобождается от какой бы то ни было моральной или религиозной санкции. Ему нужно беспрекословно подчиняться не потому, что он есть божеское установление, или потому, что он есть благо для поданных, а потому, что он есть закон – концентрированное выражение воли правителя.

Сам Шан Ян недолго блаженствовал. Он был казнен по велению Хуэйвень Гуна, сына Сяо Гуна, при котором Шан состоял в главных советниках и был даже в соправителях. Наследник вана терпеть не мог Шан Яна чисто по личным мотивам. Ещё бы – когда молодой наследник как-то одел праздничную одежду (что было запрещено Шан Яном), то избежал наказания только потому, что за это до полусмерти палками избили его воспитателей. Но когда наследник второй раз надел наряды, да ещё и запел, то Шан Ян настоял на отрезании у наследника носа (одна из легких форм наказания). И вот, когда ван Сяо Гун умер, то Шан Ян понял – пришёл ему конец. Хотя наследник не видел дальше носа, за неимением такового, но он ничего не забыл. Шан Ян бежал из дворца и пытался остановиться на ночь в одной деревне. Там никто не открывал путнику дверь – в ответ из-за двери он слышал: "Шан Ян строжайше запретил привечать путешественников" (путешествия были запрещены). Напрасно Шан Ян кричал: "Так я и есть Шан Ян и приказываю отрыть мне двери", в ответ слышался радостный смех и возгласы: "Тем более не можем открыть, закон превыше всего!".

Преследователи настигли Шан Яна, его привязали к двум повозкам и разорвали пополам. Если это может нас утешит спустя две с половиной тысячи лет, стало быть, справедливость существует.

Торжество учения легистов произошло при последующем правителе царства Цинь, китайском Иване Грозном Цинь Шихуане, который покорил остальные шесть китайских царств и основал централизованную империю – династию Цинь. Однако жестокости режима легистов привели через 15 лет к массовому восстанию и династия Цинь перестала существовать.

Последующие правители не решались открыто объявить себя сторонникам фацзя, а вернулись к конфуцианству, обогатив его некоторыми идеями легистов.

5. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. С точки зрения географии и хронологии, античная философия – это философия древних греков и римлян, которая зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры, когда римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю греческую философскую школу, платоновскую академию. Т.о. античная философия просуществовала около 1200 лет. Этот период отмечен необычайными богатством и разнообразием философских идей, учений, школ.

2. Сущностное единство античной мысли обеспечивается тем, что:

· В ее основе лежит общая философская интуиция – интуиция чувственного тела (вещи). Интуицией называют чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования. Философия как теоретически оформленное мировоззрение является логической расшифровкой того, что дано в интуиции (первичных самоочевидностей). Для античного человека первичной самоочевидностью было чувственно воспринимаемое тело, для средневекового – абсолютная личность Бога, а для нововременного – относительная (но зачастую абсолютизируемая) человеческая личность.

· У античной философии свой абсолют – безусловное первоначало, выражающее полноту бытия и совершенство. Это - чувственно-материальный космос (обобщенное тело, вещь). Античная мысль космоцентрична. Средневековая – теоцентрична, нововременная – антропоцентрична.

· Объединяет античную философию и общая проблематика – диалектика (противоречивое единство) двух важнейших сторон космоса – материальной и идеальной. Материальная (пассивная) относится к содержанию, идеальная (активная) – к форме, внешнему выражению и внутреннему строению космоса. Благодаря форме аморфное содержание становится упорядоченным. Космос (буквально – порядок) – это мир как структурно организованное и упорядоченное целое. Вся античная мысль занята поиском ответа на вопрос: „Как из хаоса возможен порядок?“ И это отностися не только к большому миру, (макрокосмосу, Вселенной), но и к малому (микрокосмосу, человеку).

 

3. В развитии античной философии выделяют два больших периода: классический - с VI по IV в. до н.э. и эллинистический (точнее эллинистическо-римский) -с III в. до н.э. по VI н.э.

· Классический связан с культурным и политическим расцветом Древней Греции, эллинистическо-римский – с крушением греческого мира в связи с завоеваниями Александра Македонского и образованием Римской империи. Начало эллинистического периода – военное поражение Греции от Македонии в 338 году до н.э., конц – 30 год до н.э. – оккупация римскими легионами Египта – последнего государства-осколка империи Александра Македонского.

· Проблемно-теоретические различия между классикой и эллинизмом состоят в том, что классика рассматривает космос по преимуществу объективно, а эллинизм – по преимуществу субъективно, как субъективную данность.

 

АНТИЧНАЯ КЛАССИКА

 

1. Внутреннее единство античной классики состоит в том, что она рассматривает космос как объективную данность. Внутренние различия в ней связаны с выделением тех или иных сторон объективного космоса:

· Ранняя классика (VI – середина V вв. до н.э.), связанная с именами мыслителей милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейского союза (Пифагор, Филолай), школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс), атомистов (Левкипп, Демокрит), а также Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, выдвигает на первый план чувственно-материальную сторону космоса. Основное внимание обращено на изучение природы и выработке миропонимания. Это натурфилософский этап античной классики. Основное средство познания – интуиция, способ ее выражениия – образное описание. Основные задачи философии – по-преимуществу теоретические: объяснить мир.

· Средняя классика (середина V – середина IV вв.), связанная с именами софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт) и Сократа, обнаруживает недостаточность простых наблюдений за природой и обращается к человеку как к высшей форме космической жизни. Предметом расмотрения становится не макрокосмос, а микрокосмос - внутренний мир человека, его сознание. По-новому ставится вопрос о бытии: бытие не как проблема вещества, а как проблема сознания. Основное внимание уделяется самопознанию и выработке жизнепонимания. Это антропологический этап античной классики. Центральной фигурой здесь является Сократ (470-399) – великий реформатор философии. Не случайно его имя стало водоразделом античной мысли на досократовскую и послесократовскую. Основное средство познания – расудочное мышление, форма его выражения – понятийно-логическая. Основные задачи философии – по-преимуществу практические: политический успех, житейская выгода (софисты) или наставление к праведной жизни (Сократ).

· Поздняя классика (IV в. до н.э.), связанная с философским творчеством Платона (427-347) и Аристотеля (384-322), соединяет натурфилософские достижения ранней классики и антропологические достижения средней – знание о мире со знанием о человеке, миропонимание с жизнепониманием. Основная проблематика – диалектика макрокосмоса и микрокосмоса – объективного мира и знания о нем. Главная методологическая проблема – как соединить интуитивизм досократиков с рассудочностью Сократа, т.е. непосредственное созерцание с мышлением. Теоретические задачи философии преобладают, но они тесно связаны с духовно-практическими и политическими. Например, Платон разрабатывал не только сложнейшие умозрительные проблемы, связанные с открытым им миром идеальных сущностей, но и жизненно-пракические, связанные с поиском наилучшей линии поведения человека, совершенного государственного и общественного устройства (диалоги и трактаты «Политик», «Государство», «Законы»). Он совершил три поездки в Сиракузы на Сицилию с целью осуществления своего политического проекта. Во время одной из них он даже был продан в рабство сиракузским тираном Дионисием Старшим. А Аристотель известен не только как автор «Метафизики» и этико-политических трактатов («Никомахова этика», Большая этика», «Эвдемова этика», «Политика»), но и как воспитатель Александра Македонского.

Средняя классика – это софисты и Сократ. Основное внимание сосредоточено на познании человека. Философы пытаются ответить на вопросы:

· Что такое человек?

· Что такое благо и как его достичь?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.