Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение деятельности софистов




Софизм как основной логический прием софистов.

Характерные черты философии софистов.

Общее понятие софистики и периодизация софистских школ.

Человек – „мера всех вещей“. Но у софистов это текучая, неустойчивая мера. Поэтому сколько людей – столько и истин (и общего блага нет). Для Сократа человек – это устойчивая мера. Основу устойчивости составляет разумное мышление. Общее благо есть и его можно достичь разумным путем.

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял рога;

значит ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

критически взглянули на окружающую действительность;

распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

7 Платон и Аристотель

Поздняя классика – это Платон и Аристотель.

Они объединяют лучшие достижения своих предшественников: знание о природе (натурфилософию досократиков) со знанием о человеке (антропологию Сократа). И на этой основе развивают свои собственные учения. Платон разрабатывает учение об идеях и становится основателем философского идеализма. Аристотель превращает философию в систему научного знания. Он же – основатель логики (науки о мышлении).

· Философия Платона – система объективного идеализма.

- Согласно «ФЭС», слово «идеализм» обозначает «философские учения, утверждающие, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое, вторично, производно, зависимо, обусловлено».

- «Современный философский словарь» определяет идеализм как философское направление, приписывающее идеям большую реальность, чем чувственно воспринимаемым вещам.

- Главными формами идеализма выступают объективный идеализм и субъективный.

- Объективный идеализм утверждает, что идеи существуют вне и независимо от человеческого сознания, причем идея может толковаться как нечто потустороннее по отношению к явлениям или, напротив, как внутренне присущее явлению и просвечивающее сквозь него наружу.

- Субъективный идеализм не допускает существования какой бы то ни было реальности вне и независимо от человеческого сознания Идеи существуют только в человеческом сознании. Внешний мир – либо иллюзия, за которой нет ничего независимого от сознания субъекта, либо – продукт его активности.

· Основная заслуга Платона в философии – открытие идеального мира как самостоятельной и высшей сферы бытия. Мир делили на неравноценные области задолго до Платона. В религиозных представлениях всех народов есть противопоставление неба и земли. В теоретически разработанном оно было у пифагорейцев, деливших мир на звездный и подлунный. Но оно все же проводилось в пределах материального, видимого мира. Платон впервые провел грань между чувственно воспринимаемым и сверхчувственным миром. При этом сверхчувственный (идеальный) мир был представлен как высшая реальность, как причина всех чувственных (материальных) явлений.

· Все предшественники Платона искали причины явлений внутри материального мира и выделяли чувственно-материальные начала вещей (в виде воды, воздуха, земли, огня, горячего и холодного, процессов конденсации, разряжения и т.д.). Даже Анаксагор, впервые использовавший понятие мирового ума (Нуса), не смог последовательно разработать эту идею. В объяснении мира он пошел традиционным путем – поиска физических первоначал.

· Платон усомнился в том, что физические (материальные) начала являются первыми началами, что они – подлинные причины вещей. О том, что подлинная действительность не принадлежит видимому миру, и что познание видимых вещей не дает истинного знания, говорили многие философы до Платона.

- Например, элеаты единое, вечное и неизменное, умопостигаемое бытие (как подлинную реальность) противопоставили миру изменчивых чувственно воспринимаемых явлений (иллюзорной реальности). Для них путь истины – это умозрение, а не чувственный опыт.

- То же самое мы находим и у пифагорейцев, Эмпедокла, Анаксагора и даже у Демокрита. Для этих мыслителей чувственное познание не имело ценности (оно презрительно именовалось словом «докса» – мнение). Они признавали истинными, действительно существующими только умопостигаемые начала, недоступные чувствам (например, числа у пифагорейцев, атомы у Демокрита или «семена вещей» у Анаксагора).

- Сократ сделал великое открытие – отделил смысл вещи от самой вещи. Он обнаружил новое измерение реальности (смысловое), которое не сводится к материально-вещественному. Тем самым он еще раз показал, где следует искать подлинное знание. При этом у Сократа истинное познание выражалось в логике всеобщих (универсальных) понятий. Отсюда Платон сделал вывод, что и предмет истинного знания – истинное бытие – должно быть всеобщим (универсальным). Универсальному в мышлении (общим понятиям) соответствует нечто универсальное в бытии.

 

· Платон отличается от своих предшественников тем, что он умопостигаемую реальность отождествил с невещественным (идеальным) бытием.

Основное содержание учения об идеях

1. Центральное понятие платоновской философии – «идея» («эйдос»). Идея – это не субъективное представление и не мысль. Это – высшая смысловая реальность, идеальный первообраз вещи, или образец. Эйдос – порождающая модель вещи (его парадигма).

2. В «Очерках античного символизма и мифологии» А.Ф. Лосев дает следующие определения «идеи» («эйдоса»):

· Видение. Исходное значение, связанное с этимологией слова, – «вид», «наружность». А.Ф. Лосев обозначает его словом «видение» [10]. Понятие эйдоса фиксирует, прежде всего, момент зримости, созерцаемости, непосредственной очевидности.

· Видение живого организма. Кроме предметного видения «эйдос» означает еще и «момент нераздельной целостности и единства».

Идея (эйдос), по-гречески, означает нечто видимое. И платоновские идеи, в которых обобщена вся космическая жизнь, мыслятся не отвлеченно, а конкретно (материально и телесно). Но увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Греки всегда считали, что глазами можно мыслить, и высоко ценили т.н. «теорию», что по-русски хорошо передается как «созерцание», или «умозрение». Но, несмотря на телесное представление о мире идей, Платон все-таки остается идеалистом (объективным), ибо его идеи, управляющие вселенной, первичны. Они определяют жизнь мира, структурируют его, придают ему оформленность, определенность. Материя у Платона – полная неопределенность и бесформенность, а идея – определяющее, оформляющее, ограничивающее. Идеи – это вечные образцы, «парадигмы», модели, по которым строится предметно-вещественный мир. Идеи прекрасны, т.к. они не живут во времени, которое разрушает материальные тела, старит их, делает безобразными. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.