Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Господа Головлёвы




Читайте также:
  1. Взаємодія юридичної служби з іншими суб'єктами господарювання при здійсненні правового обслуговування
  2. Види господарського обліку
  3. Вопрос№56: романы Тургенева «Двор.гнездо» и Солтык-Щедр. «Господа Головлевы». Судьба русского дворянства и поэтика произ-ия.
  4. Господарських судів
  5. Господарських судів
  6. Господарча діяльність
  7. Господарювання
  8. Господарювання
  9. Господарювання
  10. Господа» офицеры и «товарищи» солдаты
  11. Готельне господарство

Рассказы о семействе Головлевых были с восторгом встречены И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и другими. Отдельной книгой роман «Господа Головлевы» вышел только в 1880 году, на четыре года позднее «Благонамеренных речей». Для отдельного издания «ГосГол-ых» С-Щ написал заключительную, 7ю главу «Расчет».

П/д нами проходят люди, пришедшие к власти из разных, часто совершенно противоположных общественных групп, люди, представляющие собой два лагеря: новое и старое, растущее и гибнущее. Таковы Деруновы и Головлевы. Но, враждуя, эти лагери стремятся к одной цели, хотя для достижения ее используют разные методы. Этими методами они и отличаются друг от друга: одни грабят с налета и в широком масштабе, другие исподволь сосут кровь в масштабе своего крепостного гнезда. Только в этом, по мнению Щедрина, разница между Деруновыми и Головлевыми. Арена же, где они действуют, — та «страдательная среда», кот они грабят, одинакова у обоих лагерей. Общность цели несомненно должна отразиться на нравственном и физическом облике этих людей.

Процесс разрушения и гибели семейства крепостников Головлевых является лишь частью общего процесса, назревающего в классе эксплуататоров, конец крепостничества является для С-Щ грозным предзнаменованием неизбежного исторического конца буржуазии.

Роман начинается с картины мучительного умирания Степана и на всем своем протяжении рисует целую галерею сходящих с жизненной сцены людей. Умирают эти люди по-разному, но у всех у них смерть мучительная, насильственная и постыдная. Вымирание семьи подготовляется всем строем головлевской жизни. «Головлево — это сама смерть, злобная, подстерегающая новую жертву»,-Щ.

Семья Головлевых расплачивается за вековую паразитическую жизнь своих предков.

В течение нескольких поколений,3 хар-ных черты проходили ч/з историю этого семейства: праздность, непригодность к любому делу и запой. Степан Владимирович, или Степка-балбес, — умный человек, с детства унижаемый и гонимый матерью, уехав в университет, становится там приживалом у богатых студентов. Кончив ученье, он не в состоянии работать и опять-таки вынужден быть приживалом и попрошайкой у своих богатых мужиков в городе. Прожив небольшой «кусок», «выброшенный» матерью, он нанимается в ополченцы, но и там оказывается непригодным. После этого дорога одна — назад в Головлево. Теперь только он понял, что «ничего не может». И поняв это, он впал в отчаяние. Брат Степана, Павел — «человек, лишенный поступков», служил, вернее, числился до определенного времени в армии, а затем вышел в отставку, чтобы без помехи предаваться запою.

Сестра Анна убежала из постылого головлевского гнезда, но и она погибла, как только ее бросил муж. Такими же беспомощными «зауморышами» вышли и ее дочери.



Арина Петровна, — рабыня установленного и заведенного ею порядка, построенного на эксплуатации; достаточно его нарушить, и она уже совершенно беспомощна. Такая бесперспективность и растерянность охватили ее при ликвидации крепостного права. И когда она в Погорелке остается действительно почти одна, когда заведенная ею машина накопления и хозяйственных мелочей остановилась, А.П. умирает. Ничто не могло больше поддержать ее волю к жизни.

Таких ни к чему не пригодных, беспомощных, нежизнеспособных людей выращивала почва крепостнического головлевского поместья. У этих людей не было и не могло быть больших человеческих идеалов, подлинной прогрессивной целеустремленности. Их держал в плену мир житейских мелочей, их интересовал мелочной процесс накопления. Но собственность была для них только средством удовлетворения прихотей и постыдных страстей, вроде запоя, содействовала поддержанию и умножению мира мелочей или полубезумных фантастических расчетов и вычислений, служивших видимостью жизни.

Такова почва, взрастившая Головлевых и обусловившая общность их основных ведущих черт.

С арены общественной деятельности были оттиснуты и Степан, и Павел, дослужившийся в армии лишь до низших чинов, и Иудушка, безрезультатно проведший около 30 лет в департаменте. В дальнейшем одним из самых сильных воспоминаний, возбуждающих ненависть Иудушки к людям, было воспоминание об обидах, перенесенных им в этом департаменте.Только эта атмосфера ненависти и грабительства в семье и чиновничьем кругу могли выработать в Иу-ке кровопийца такой силы.

Законы крепостнического и вообще эксплуататорского общежития исключали подлинную любовь и привязанность человека к человеку. Всё строилось на расчете: отношение к родителям, брак, отношения родства. Все старались перехитрить друг друга, обмануть, урвать кусок побольше.

 

Не случайно, что любимым сыном Арины Петровны является Иу-ка, наиболее полно воспринявший все принципы эксплуататорского общества. Арина Петровна чувствует лицемерие Иу-ки, но ежесекундно попадается в его сети, потому что никто не выполняет так родственный обряд повиновения, никто не имеет в запасе такое кол-во общепринятых почтительных и лицемерно-ласковых слов, никто не может так трогательно разыграть комедию самоотверженной преданности родителям. Слово «по-родственному» не сходит с языка у Иудушки. В этом слове заключена глубокая насмешка сатирика над всей прославленной святостью родственных отношений в эксплуататорском общ-ве. Этим словом озаглавлена одна из наиболее потрясающих по силе разоблачения Иу-ки глав романа.

С гениальной художественной силой сатирик рисует в романе «ГосГол» процесс распада чел-кой личности, утрату всех принципов, всех общ-ных интересов.

Это были заживо разложившиеся люди. И последним сигналом надвигающейся смерти для каждого из членов этого семейства было равнодушие к созданному ими миру «дарового довольства», чув-во тоски и отчаяния, нежданно проскальзывавшее в одурманенное сознание Гол-ых. Не случайно, что Иу-ке суждено похоронить всех. Он подлинный хозяин и созидатель иллюзорной жизни пустяков и мелочей.

Иу-ка символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества и реакции,лжи, пустословия, паразитичности всех эксплуататорских классов и всех групп, обслуживающих эксплуататоров. Эта оценка дает ключ к раскрытию смысла всего романа.

Иу-ка — типичное явление экспл-ого строя, он его олицетворение. Он-живая иллюстрация исторической необходимости гибели собственническо-эксплуататорского уклада. Долго и сложно выкристаллизовывался образ этот в тв-ве С-Щ. Его черты рассеяны по всем произв-ям сатирика, его дела св-ны всем экспл-ким классам и группам, фигурирующим в тв-ве С-Щ всех периодов. Чем ближе к 80-м годам, тем ярче и четче оформляется этот образ с тв-ве.

Иу-ка не был патриархальным помещиком. Он знал и способы новейшего капиталистического накопления. Поэтому так легко и спокойно перенес он отмену крепостного права. Иу-ка может существовать везде, где есть бедные и бесправные, где общ-во построено на экспл-ции. Так кровопиец Иудушка, губитель головлевской семьи, вырастает в символ собственника-эксплуататора трудящихся и угнетенных.

Основные отр черты всех Головлевых сконцентрированы воедино в образе Иу-ки.

Всё развитие романа неуклонно идет по одной линии: постепенное умирание всего головлевского семейства и сосредоточение богатств в руках Иу-ки. Он уничтожил всё семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам сгнил заживо. Его гибель — закономерный конец романа. В описании смерти Иу-ки нет ничего трагического, это — законное возмездие преступнику. Но смерть Иу-ки была бы слишком легкой и невыразительной, если бы великий психолог С-Щ не показал еще «пробуждение одичалой совести» Иу-ки. Это пробуждение казнит его страшной казнью. «ужасная правда осветила его совесть, но осветила поздно». Этого Иу-ка не вынес. Не раскаяние погнало его навстречу смерти (глубокое раскаяние не могло возникнуть в этой заживо сгнившей душе), а только страх и боль, безумное желание спастись от призраков, которые вдруг встали перед его взором. Такое разрешение конфликта было единственно правильным.

Немногочисленные сцены, показывающие отношение Головлевых к крестьянам, рисуют ясную картину положения крепостных, хар-ер их взаимоотношений с помещиками. Введение в мертвящую атмосферу жизни Иу-ки людей другого лагеря сделано с большим мастерством. Образы крепостных подчеркивают паразитичность и обреченность не только семьи Головлевых, но и всего крепостнического уклада. «Воздух смерти» одинаково витал и в усадьбе, и в поселке, окружавшем ее.

Роман построен по принципу семейной хроники. Само название глав уже свидетельствует об этом: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости», «Выморочный», «Расчет». Сюжет романа развивается с большим напряжением, нарастанием драматического конфликта из главы в главу. Почти все главы, подчиняясь основному замыслу автора — показать гибель класса, — содержат в себе картины смерти кого-либо из Головлевых. В 1главе гибель Степана и смерть отца, во 2 - Павла, в 3 - проходит тема смерти сына Иу-ки Владимира и второго его сына Петра, в 4 — умирает Петр и сама Арина Петровна, в 5 — Иу-ка отправляет на гибель своего сына и сына Евпраксеюшки, в 7— смерть Иу-ки и Любиньки. Кроме того, почти в каждой главе читатель узнает о многочисленных «умертвиях» головлевского гнезда, о безумном и жестоком поведении головлевских предков. Так же последовательно протекает процесс потери почти всеми Головлевыми собственности, процесс сосредоточения ее в руках Иу-ки — человека, «наполненного прахом».

В композиционном отношении кульминационной является глава «Выморочный», где С-Щ рисует страшную картину нравственной гибели человека, потерю им всех элементарных чел-их качеств. В главе «Расчет» дается трагическая развязка.

Пейзаж, речь героев, авторские хар-ки, отступления — всё романе призвано служить одной цели: показу гибели и разрушения эксплуататорского класса, хар-ке его св-тв.

Головлево — проклятое место, Головлево — «сама смерть», поэтому вокруг него, как вокруг пушкинского анчара, нет настоящей жизни. Там не благоухают сады, не шумят чудесным успокаивающим шумом леса, не радуются и не впадают в тихую лирическую грусть люди. Там «всё говорило об угнетении».

У Иу-ки не сходит с языка слово «по-родственному», но произносит он его именно в период самого жестокого издевательства над родственниками. Он всё время говорит, что надо поступать «по-божески», и беспрерывно совершает преступления. Слова «милый друг маменька», пронизывающие всю его речь, имеют издевательское значение. «По одежке протягивай ножки», «И рад бы до неба достать, да руки коротки», «Поспешность потребна при ловле блох» — изрекает Иу-ка в ответ на мольбы и просьбы окружающих.

Речь Иу-ки состоит из афоризмов, уменьшительных и ласкательных слов, обращений к богу, беспрерывных повторов одних и тех же слов.

«Прах», «гроб», «выморочность», «пустословие», «тоска», «лицемерие» — все эти и многие другие часто повторяющиеся сатириком слова создают мрачный колорит.

Речь крестьян всегда проста, ясна, доходит до сердца читателя, все говорят колоритным, точным, мудрым языком. Их речь выражает большую, благородную душу народа, его трезвый и ясный ум, его свободолюбие. Рассказчик-автор выступает в произведениях С-Щ представителем народа не только по мысли, но и по самой структуре языка.

 





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.163.209.109
Генерация страницы за: 0.008 сек.