КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос№56: романы Тургенева «Двор.гнездо» и Солтык-Щедр. «Господа Головлевы». Судьба русского дворянства и поэтика произ-ия
Роман задуман в 1856,а в 1859 появился в ж. «Современник». Роман проникнут сознанием того, что дворянские гнезда вырождаются. Автор критически освещает дворянскую родословную Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостн. произвола. История рода Лаврецких – Тург. первоклассный художник-историк, он точно соотносит смену поколений с различными периодами исторического развития послепетровской дворянской россиии. Жесткий, дикий самодур-крепостник прадед Лаврецких(мужиков за ребра вешал); дед, который однажды перепорол всю деревню,безолаберный, ненавидит Вольтера, Дидерота,хотя их не читал- эти типичные представители русского барства серед. 18 в. Затем приходит эпоха Екат.2-эпоха подражания францз.,англич.(перв гг 19 в). Эта эпоха представл теткой кН. Курбской и отцом героя Иваном Петровичем. С другой стороны-фигуры николаевской эпохи-отец ЛизыКалитиной,взяточник и делец прокурора; чиновник Геденовский-сплетник и шут;Паншин; каробьин-салдафон,любящий казенные деньги. В изображении двор.гнезд не никакой идиализации, автор изображает гнезда,омытые кровью их жертв. например,мать Федор Лаврецкого-Маланья(крестьянская девушка); судьба Агафьи(няня Лизы). Автор показал как вековая зависимость крепост.кр-н от власти и самодурства его господ порождала покорность,терпение,смирение и религ-ть вплоть до стремления уйти из жизни. Действ. разворачи-ся весн 1842г- время споров м/у зап. и славян-ов.(спор Лаврецкого и Паншина), автор затронул гл.вопросы 40гг. оОн запечатлил реальные события, такие споры были не редки. Тург.: «я западник, однако с особым удовольствием вывел в лице Паншина все комическ. и пошлое от западников, я заставил славян. Лаврецкого разбить его на всех пунктах.» Лаврецкий-патриот,отстаивал идею нац.самостоятельности России,самобытности ее культуры,отрицал идеи кр.права,отстаивал идеи необходимоти пргрессивного развития России. В судьбе Лаврец.-показана духовная драма идиалистически настроен. интиллиг. 30-40гг, воспита в обстановке «дв.гнезда», оторван от народной почвы. Тург. продолжает развитие практической натуры:заметны изменения историч содержания и смысловой коллизии, воплощенной в дружеском столкновении товарищей(Лаврецкий и Михалевич). Воротс о судьбах и роли дв.интиллиг. Тург. решает как вопрос практической деят-ти, во имя народного развития. В споре Лаврецк. уже сталкивается с вопросом что делать? но что он мог делать Тург. не понятно, Лавр. стремится землю пахать-это означало помещенск. хоз-во, сближение с народной судьбой. Тург. понимал, что вопрос о будущем России связан с вопросом о значении русского народа. Лаврецкий смотрит на всю жизнь в свете жизни крест-ой, судьбы народной. стремится сблизится с народом. он исполнил свою мечту,упрочил быт своий кр-н. Тург. изобр.Лаврецкого как уходящее прошлое,сознающее свое бессилие перед жизнью,он не наше сил порвать с воспитавшей его средой,а покорился судьбе. ПОЭТИКА:-экскурс в историю,прошлое героев;-в воссоздании нравов и быта в соответств. с хар-ом,натурой,внутр.миром;-эмоциональный тон повествования(спор,интерес сосредоточен на жизни души и сердца,драме их любви);-преобладание элегического начала;-особенный психологизм-нет развернутого психологич.анализа чувств,сосредоточенность не на процессе, а на результате.;-прибегает к недомолвкам,любовь герое молчалива,все переживание внутри;-пейзаж оформляет основные трагич. мотивы(смена темн. и светл. красок соотносится с переменами в судьбах героев;-атмосфера увядания,закта.Пейжаж вечерний. роман заканчив символич приходом весны).;-музыка усиливает и оттеняет эмоцион-ть произвед.;-нет сатирического обличения крепост. дейст-ти. роман заставляет задуматься..Это произвед. прощание с прошлым, обращение к будущему. ПО Щедрину: изобразил жизнь дв-ва с бепощадностью отрицая зло,порожденное помещиками. Разоблачил развращенное влияние собственности и паразитизма, физическое разрушение такой личности. Разложение помещ. класса представлен в обобщенном образе семейства Головлевых. Семья Головлевых-собир,худ.образ,обобщивший типичные черты быта,нравов,психологии помещиков,весь деспотический уклад жизни накануне отмены кр.права и после реформ. Смыслом автор сближается с гоголем «мерт.души»-родство в соц.типах и ед-во пафоса отрицания. головлево-все напоминает об угнетении и атмосф. тюрьмы. Члены семьи враждуют,война за наследство. молодые рвались из дома, но к челов. деят-ти совершенно не подготовлены, преждевременно гибли. Образ родового места соотносится с местом смерти. Головлевщина-саморазложение жизни,основан-ой на паразитизме,на угнетении чела челом. картины тирании,нравственных увечий,одичаний и смертей. Роман вызывает чувство отвращения к владельцам «двор.гнезд». Среди пьяниц и неудачников,блестнула Арина Петровна-одна управляла имением,благодаря своей энергии смогла удесятерить состояние. Страсть к накоплению господствовала над матер.чувством. Вся обсановка формировала извергов,самый отвратит. из них- Парфирий(Иудушка,кровопиюшка).В семье поощрение детей совершалось в мат.помощи,в форме лучших кусков. Порф. прикидывался прикидывался ласковым.Притворная почтительность как способ получения лакомого куска,та истина которая сделала из него лицемера(в дальнейшем приобрел все капиталы матери). Черты бессердечия развились в нем до предельности,обрек на гибель всех сыновей. Он хищник-садист,любит пососать кровь,находя в стаданиях других наслождение. Особенность как соц-психол. типа-хищник,предатель,прикидывающийся другом,совершал зло,как обычн. дела, при этом пользовался такими истинами как почет семьи, религии и закона, изводил людей «по –родственному, по закону, по-божески».Его ничтожество преобретает значение гнетущей силы., опираясь на крепостн. мораль,закон. Показывая безнаказанность его поступков, Щедрин наносил удар по нравств. экслуататоров или внутри романа разоблачались соц,полит и нравств принципы дворян-бурж. общества. Возмездие – разрушение личности, 3 стадии нравственного распада:запой прзднословия, запой празномыслия, и пьяный запойСначала он предался пустословию, затем паустомыслию. В последн гл(Расчет) Щедрин ввел трагич элементв картину предсмерных переживаний, показав в нем мучит. пробуждение совести, сознание вины. В соц-псих. содерж романа отразились сложные филос раздумья писателя над судьб чела и общ.Он считал, что источник соц бедствий закл в общем порядке вещей, нравст. испорченность – следствие общ.неравенства.Отсюда сатира по отношению к правящим классам, стремление обличить их гнвным словом.Картиной трагич конца-дал живым урок. Лицемерие-замаскированое хищничество,то что обеспечив. жизнь таким как Парфирий. Пока есть эксплуа-есть и лицемеры,пустословы,предатели-они видоизменяются,но не исчезают.ПОЭТИКА:использ психологич,анализ,не прибегая к смеху; обличение,обобщение
57. Роман Гончарова «Обломов» и С-Щ «Господа Головлевы» о русской патриархальной жизни.Природа эпического. Все романы задуманы в одно время 40 гг, м/у ними 10 лет (Обломов 1859 г «Отеч зап»). Конфликт- любовь Обломова к Ольге Ильинской.1 часть – обломовский быт(создается еще в 1849-50); 2-3 части- Картины воспитания и формирования Обломова в условиях патриархального имения. Главный вопрос о причинах апатии и бездействия героя. От ответа на этот вопрос зависит трактовка типа Обломова: 1) как сугубо социального и местного; 2) коренного общ-ого, равным всемирным хар-ам, как Гамлет, Дон Кихот. Обломов – чел. Переходного времени,пренадлежит к 2 эпохам:- старой патриархальной, дедовской Обломовской,-новой, Петерб, где начинается действие. Питер- место мало отличаю. От деревни. Выражен в таких личах: Судьбинский – чиновник, Волков- завсегдатый светских гостиных, Пенкин- литератор. Обломов считает их породией на стремление к деят-ти, единен с народом. Скептизм в отношении нов петерб. формы сущест-я, равнодушие образовалось не сразу, а после окончания универа(нехорош впечатление от русск бюрократии и общ быта). 12 лет жизни в питере погасили в нем тот огонь, ту надежду деят-ти. Реальные условия, обламывали героя, лишая веры. Фамилия1) значит круглый 2) оьломок- представитель прошлого,последний идеалист. Сон Обломова- здесь дается обьяснение его бездеятельности: воздействие быта, нравов- ограждение от труда, самостоятельности. Неподвижная жизнь изменяется с приездом Штольца. Его отец немец, привил навыки самостоятельности и труда, мать русская-передала свою духовность. В нем соединились разные нац, культ,и общ начала. Ищет равновесия практическийх сторон с потребностью духа.. Основные действ разворачив в доме оьломова, у Ильинской,(сад), дом Пшенициной.. ольгу он привлекает!) спасение в нем души. В результате: герой забыл лень, строит планы,нет халата., но начинает задумываться о достоинсте ее любви- вновь проявляется робость, неверие, но уже к любви.; уезжает к Пщенициной, все напоминает быт Обломовки, он вновь погружается в сон. Обломовщина- нравственно- психологическое следствие креп.права, обрекающая на дряблость и отступничество от своих идеалов, целей. В произведении слились: обширная физиология барина и барства + глубокий анализ судьбы идейно – нравст. Личности.. Задуманный в рамках натур. Школы роман виделся автору обширной картиной жизни русского дв-ва. От бытописания 40 гг, он отличается эпической масштабностью и полнотой.. Отличаи от натур. шк.: 1) чел не исчерпывается окр средой, он видел дух. Начало, определенное эпохой, общ- истор воздействие;2) задача создать психол-разраб, индивидулизированных типичных характеров.3) к нач 50 гг идея физиологич романа не удовлетворяла, от сюда мена названия НЕ «Обломовщина». Смысл – все образ сливаются в один, по средствам главного мотива- тишины и неподвижности(сна)- обломовщина- как способ русской жизни.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |