КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос№59:Образ героя-разночинца в русской литературе второй трети XIX века
Разночинцы – прослойка русской интеллигенции, влияние которой было особенно заметно в жизни общества 1850 – 1860-х гг. Существование этой прослойки было обусловлено культурно-общественными, нежели сословными различиями. Разночинцы не представляли собой отдельного сословия: среди них были обедневшие дворяне, мещане, представители духовенства. Разночинцы представляли демократическое направление интеллигенции 1850 – 1860-х гг. Их идеологами были Белинский, Добролюбов, Чернышевский. Из среды разночинцев вышли известные писатели этого времени, такие, как Чернышевский, Помяловский, Слепцов, Решетников и другие. Образ героя-разночинца появляется в русской литературе ещё в 1840-х гг., но первые литературные разночинцы пока во многом уступают героям – представителям либерального дворянства. В романе А.И Герцена «Кто виноват» тип героя-разночинца представлен в двух образах – учителя Круциферского и доктора Крупова. Если в докторе Крупове видны черты будущих героев-разночинцев – дельность натуры, проницательность – то Круциферский показан слабым человеком, романтиком в духе Жуковского, возвышенном, но на многое не способным и совершенно не приспосабливающимся к условиям меняющегося общества. Круциферский во многом проигрывает Бельтову – представителю либерального дворянства, хотя тот же Бельтов так же не способен к серьёзной деятельности. Следующей заметной вехой в изображении героя-разночинца становится творчество И.С. Тургенева. Наиболее яркий образ в этом плане – Евгений Базаров, сын уездного лекаря, представитель обедневшего дворянства. С образом Базарова в изображение героя-разночинца вводится понятие нигилизма. Нигилизм (от лат. Nihil – ничто) – философское направление второй половины XIX века, детально разработанное немецким философом и писателем Фридрихом Ницше. В наиболее общих чертах это направление можно выразить цитатой Базарова: «Мы привыкли ни за что не браться и…ругаться». Для Базарова природа становится мастерской, в которой человек – работник. Он признаёт за истину лишь то, что можно научно доказать, следовательно, гуманитарные науки и существование Бога он ставит под сомнение. Он не признаёт проявление чувств. Казалось бы, Базаров – худшее проявление разночинца. Но он способен меняться. Полюбив Анну Одинцову, Базаров понимает, что не всё так просто. Он пытается отрицать перемены, возникшие в себе, но не может. Базаров выигрывает по сравнению с его «последователями» Ситниковым и Кукшиной, которые только говорят о нигилизме, но не способны так же ревностно ему следовать и меняться в связи с возникшими обстоятельствами. Пока Тургенев не может решить проблему возникновения духовной жизни разночинца. Он вынужден «умертвить» Базарова. В творчестве Н.А. Некрасова образ героя-разночинца наиболее ярко представлен в образе Агарина в поэме «Саша». Некрасов даёт этому герою меткое и точное определение – «современный человек». Агарин далёк от реальной деятельности. Он читает умные книги и даёт их Саше, но рисуется героем-одиночкой. В данной поэме наиболее чётко представлен герой-разночинец в так называемой «ситуации на rendez-vous». Агарин пасует во взаимоотношениях с Сашей. Он пытается выставить себя героем-одиночкой, неспособным к любви, но новые встречи с Сашей пробуждают в нём человеческие чувства. Только Саша к тому моменту понимает, что Агарин – вовсе не тот, кто ей нужен. Наиболее отрицательно героя-разночинца рисует И.А. Гончаров в романе «Обрыв». Это преследуемый полицией бедолага Марк Волохов, «Маркушка». В связи с его образом в роман вводится фольклорный мотив волка, хищника. Гончаров старается очернить образ разночинца. Волохов ворует яблоки в саду Татьяны Марковны, заманивает Веру в обрыв. Он живёт только сегодняшним днём и прямо признаётся в этом Вере. Он не верит в возвышенные идеалы прошлого. В 1850 – 1860-е гг. появляется литература разночинцев. Писатели-разночинцы не могли обойти вниманием изображение героя из их же среды. В романе Г.Р. Чернышевского «Что делать?» герой-разночинец представлен в образе студента медицинского факультета, впоследствии врача Лопухова. Лопухов – деятельный человек, он помогает Вере выбраться из родительского дома, где она несчастна, принимает участие в её судьбе, поддерживает её деятельность. Сама Вера тоже из среды разночинцев. В ней происходит постоянная умственная и духовная работа. Чернышевский показывает героев-разночинцев в развитии. Несколько другое изображение героев-разночинцев даёт Н.Г. Помяловский в повестях «Молотов» и «Мещанское счастье». Его герой Егор Молотов испорчен жизнью. Поначалу он живёт возвышенными мечтами, но вскоре разочаровывается во всём и становится такой, как все. Он узнаёт, что к нему относятся, как к человеку второго сорта, и пытается доказать своей жизнью, что это не так. Помяловский показывает, что процессы, приводящие к упадку либеральное дворянство, не чужды и героям-разночинцам. Наконец, немаловажно рассмотреть образ героя-разночинца в «ситуации на рандеву». В основном, герои-разночинцы пасуют в отношениях с женищиной, хотя бывают и исключения. Основная причина неудач на любовном фронте, как ни странно, трезвое отношение к жизни. Герои-разночинцы, как правило, сталкиваются с нравственно возвышенными женщинами, последовательницами высших идеалов, к которым герои-разночинцы оказываются неспособны.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 8343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |