Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Паркинсонизм




Организация сестринского ухода и наблюдения в неврологии и психиатрии: заболевания нервной системы и психики, оценка неврологического и психического статуса пациента, принципы оказания первой помощи при неотложных состояниях, специфика ухода и наблюдения.

Заболевания и особенности организации сестринского ухода в гериатрии: АФО стареющего организма, заболевания, особенности их течения и лечения, специфика ухода и наблюдения в пожилом возрасте.

Организация сестринского ухода при заболеваниях детей раннего возраста: заболевания детей раннего возраста, особенности течения и лечения, детские инфекции, организация ухода и наблюдения за больными детьми

Организация сестринского ухода в педиатрии: АФО здорового ребенка, требования к организации безопасной окружающей среды, режиму дня и питания ребенка, принципы организации ухода и проведения манипуляций у детей

АФО кожи -кожа здорового ребенка нежная, бархатистая, гладкая, эластичная, сальные железы функционируют нормально или гиперсекреция в виде белых точек на носу ребенка;

АФО костной ткани: бедна минеральными солями, поэтому кости у детей мягкие, податливые, легко деформируются при неправильном уходе; к 12 г. кости ребенка приобретают строение костей взрослого. Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенное время: 6мес. – нижние средние резцы, 8мес. – верхние средние резцы, 10мес – боковые верхние резцы, 12мес. – боковые нижние резцы, 15-16мес. – первые малые коренные зубы, 1,5г. – клыки, 2г. – вторые малые коренные зубы, к 2г. – 20 зубов; смена зубов – 6-7 лет в той же последовательности, к 18-20 лет – прорезываются все зубы. Позвоночник без изгибов.

АФО мышечной системы - навыки, которые приобретает ребенок в процессе развития: 2-2,5мес. – держит голову, 3-3,5мес. – при поддержке упирается ножками, 4-4,5мес. – переворачивается со спинки на животик и обратно, 6мес. – сидит, 7-8мес. – ползает, 10мес. – стоит, 12мес.- ходит.

АФО дыхательной системы -особенности дыхания у детей: поверхностное, аритмичное, вдох короче выдоха, иногда дыхание прерывается, что говорит о незрелости дыхательного центра, зависимость типа дыхания от возраста и пола (большая ЧДД (новорожденные – 40-60 в мин.).

АФО сердечно-сосудистой системы -ЧСС: новорожденные – 120-140 уд.в мин.; АД у детей низкое и составляет max 70-74 мм рт.ст., min 1/2-1/3 от max.

АФО органов пищеварения - особенности строения полости рта способствуют акту сосания;

АФО органов мочевыделения - мочевой канал короткий (особенно у девочек), его близость к анальному отверстию способствуют быстрому проникновению инфекции в мочевыделительные пути и развитию пиелонефрита;

АФО нервной системы -к моменту рождения наименее развита в сравнении с другими системами; головной мозг по своей массе относительно массы тела велик и функционально незрел; спинной мозг к моменту рождения более закончен по своему строению и почти готов к функционированию; все жизненные функции ребенка регулируются подкорковыми центрами, отсюда легкая возбудимость, утомляемость детей;

АФО органов кроветворения: кроветворение начинается уже с конца 2-3 нед. эмбрионального периода, после рождения главным органом кроветворения является костный мозг.

Одежда ребенка: желательно иметь определенный комплект одежды для каждого возраста; должна соответствовать температурным условиям окружающей среды; д.б. легкой, теплой, удобной, не стесняющей движений, из натуральных тканей, легко стирающейся; детская одежда для сна д.б. изготовлена из невоспламеняющегося и неэлектризующегося материала; для новорожденных желательно приобрести одежду, которая легко одевается и снимается, не имеет множество пуговиц, завязок, молний и т.п., в более поздних возрастах их наличие обязательно для обучения детей навыкам самообслуживания при одевании и раздевании.

Режим дня: дети до 1г. сон преобладает над бодрствованием. Необходимо укладывать ребенка спать в одно и тоже время, чтобы выработать условный рефлекс, после спокойной игры, в тишине, в предварительно проветренной комнате, чтобы свет не попадал в глаза. Периоды бодрствования заполнять играми и развивающими занятиями по возрасту (пирамидка, кубики, конструирование, лепка, рисование, аппликация, подвижные игры и т.п.), прогулками.

Режим питания: Питание новорожденного м.б. естественным (материнское молоко, содержащее необходимое количество БЖУ, но недостаточное количество минеральных веществ), искусственным (смеси) и смешанным (материнское молоко + докормы) с постепенным введением микроприкормов с 1-1,5мес. (соки, фруктовое пюре, яичный желток, сливочное масло, мясной фарш и т.п.) и прикормов с 4-5мес. (овощное пюре, каша, кефир, творог, цельное молоко, суп). В настоящее время педиатры рекомендуют кормление по требованию ребенка.

Комната ребенка: комната д.б. просторной, светлой; детская мебель д.б. практичной и безопасной, кроватка должна отвечать, могут быть пеленальный столик,комод или другая мебель для хранения детских вещей и др. Размещение мебели д.б. оптимальным, обеспечивая простор для перемещения и игр ребенка. Необходимо чаще проветривать комнату, проводить влажную уборку.

При работе с детьми и осуществлении ухода за ними необходимо помнить о ряде положений:

1) новорожденных и грудных детей при любых заболеваниях изолируют в отдельные боксы;

2) при даче лекарственного средства ребенок должен принять его на ваших глазах;

3) при закапывании капель, закладывании мазей, постановке клизм растворы, мази необходимо предварительно подогреть;

4) все манипуляции, предполагающие контакт с кожей ребенка, проводить теплыми чистыми руками;

5) перед проведением любой манипуляции успокоить ребенка;

6) клизма ставиться маленьким детям резиновым баллончиком с мягким наконечником в положении лежа на спине с приподнятыми ногами на глубину 3-5 см, детям более старшего возраста лежа на левом боку с согнутыми в коленях и приведенными к животу ногами на глубину 10 см;

7) промывание желудка, зондирование проводится с помощью тонкого резинового зонда;

8) взятие анализа на энтеробиоз проводится методом «липкой ленты»;

9) анализ мочи собирают у новорожденных и грудных детей в углубление в клеенке;

Уход за кожей, глазами, ушами, носом и ногтями: техника умывания, подмывания (можно посадить на руку или поставить в ванну или раковину), туалета глаз, ушей (можно использовать ватные палочки), носа (можно использовать ватные палочки), ногтей та же.

Уход за волосами: производится во время купания ребенка с применением детских средств ухода за волосами.

Уход за зубами: до 2-3 лет – обработка полости рта ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, полоскание рта после приема пищи, с 2-3 лет необходимо чистить зубы 2 р. в день мягкой щеткой без пасты и после каждого приема пищи полоскать полость рта водой; после 4-5 лет – с пастой.


Аллергический диатез – это аномалия конституции в виде постоянной готовности к возникновению сенсибилизации, аллергических реакций и заболеваний, обусловленная врожденными или приобретенными особенностями иммунологической и нейровегетативной систем, а также нарушениями обмена. Развивается чаще в первые 3 года жизни.

Причины: ведущая роль принадлежит аллергии.

Клиника: стойкие опрелости в естественных складках первый месяц, сухость и бледность кожи, жировые себорейные чешуйки на голове, гнейс, на коже щек появляются покраснение и шелушение, молочный струп, гиперемия щек уменьшается при понижении температуры тела, характеризуется избыточным нарастанием массы тела, высыпания на коже в виде эритем, папул, везикул, характерен «географический язык», затяжные конъюнктивиты, риниты, воспаления в.д.п. с обструктивным синдромом, вульвовагиниты у девочек, пиелиты, пиелоциститы, поносы, срыгивания.

Различают 2 типа аллергического диатеза: пастозный – дети с избыточной массой тела, рыхлые, вялые, с выраженными экссудативными проявлениями на коже и др.; эритический – дети худые, беспокойные, легко возбудимые, кричат, высыпания сухие, покраснение кожи на щеках, блестящие глаза и т.п.

Лечение: комплексное (диета, уход, режим, закаливание, ЛФК, массаж, местное и общее лечение). Рациональное питание, где преимущество отдается естественному вскармливанию. Для определенного продукта, вызывающего аллергическую реакцию, ведется дневник питания. Детям с избыточным весом надо ограничить количество углеводов (каши, кисели, сахар), поваренную соль. Из рациона кормящей матери и ребенка исключить все перечисленные продукты, все консервированные продукты, колбасы, кофе, какао, крепкий чай и т.п. Детям, находящимся на искусственном и смешанном вскармливании, исключить коровье молоко. Каши и пюре готовят на овощном бульоне. Иногда помогает замена молока кефиром, в некоторых случаях переходят на соевое молоко. Прикорм при естественном вскармливании вводят раньше (3 мес.) – овощное пюре. Сахар лучше заменить фруктозой, каши исключить овсяную, манную, рисовую.

Рахит – это полиэтиологическое заболевание детей раннего возраста с расстройством костеобразования, недостаточностью минерализации костей и нарушением функционального состояния различных органов и систем.

Причины: дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе (90% вит. Д синтезируется под воздействием солнечных лучей); пищевые факторы (искусственное вскармливание, коровье и козье молоко, позднее введение прикормов, докормов), недоношенность, дизбактериоз кишечника, длительная противосудорожная терапия (люминал выводит кальций из организма), синдром нарушения всасывания – муковисцедоз, целиакия, частые заболевания у детей – ОРЗ, пневмония и др.

Клиника: В течении рахита выделяют следующие периоды: начальный, разгара, реконвалесценции, остаточных явлений. По степеням различают: I степень – характерны изменения для начального периода рахита; II степень – умеренно выражены изменения со стороны костной системы и внутренних органов; III степень – выраженная деформация костей, тяжелое поражение внутренних органов и нервной системы.

Начальная фаза развивается у доношенных детей на 2-3мес. жизни. Ребенок беспокойный, пугливый, раздражительный, появляется крикливость в ночное время, нарушается сон, появляется потливость лица и волосистой части головы, за счет раздражения потом ребенок трет голову о подушку, что приводит к облысению затылка, появляется податливость краев большого родничка, швов черепа, постепенно снижается мышечный тонус, задерживается развитие статических функций, снижается аппетит. Начальный период длится от 1,5 нед. до 1 мес. Затем наступает период разгара («цветущий» рахит), когда наблюдаются изменения со стороны внутренних органов: предпневмоническое состояние, гипотония сердечной мышцы, нарушения со стороны ЖКТ, отмечается предрасположенность к пневмониям, часто развивается гипохромная анемия, увеличены печень и селезенка и костного скелета: выявляется размягчение костей затылка («краниотабес»), ребенок постоянно лежит на затылке, появляется уплощение затылка, возникает ассиметрия головы, деформируются тазовые кости, происходит искривление нижних конечностей – Х и О-образные, западение переносицы. Если идет разрастание костной ткани, то это приводит к увеличению лобных и теменных бугров («башенный», «квадратный» «ягодичный» череп), появлению «реберных четок», усиливается кривизна ключиц, образуется «куриная грудь», грудь «сапожника», увеличивается кривизна спины – кифоз (рахитический горб). В результате разрастания эпифизов костей образуются утолщения в области суставов – «браслеты», «нити жемчуга». Большой родничок закрывается к 2-м г. и позже, дети резко заторможены, задерживается развитие УР, статических функций, зубы прорезываются с опозданием, часто отмечается дефект эмали, кариес молочных и постоянных зубов. Характерна вялость и дряблость мышц, разболтанность суставов, «лягушачий живот», расхождение мышц живота. Есть задержка развития костно-мышечной и нервной системы. В III периоде признаки активного рахита, симптоматические нарушения со стороны нервной системы постепенно проходят, исчезает мягкость костей, мышечная гипотония, нормализуется концентрация кальция и фосфора в крови. Период остаточных явлений ставится детям 2-3 л., у которых наблюдаются деформация черепа и скелета, мышечная гипотония, разболтанность суставно-связочного аппарата, плоскостопие.

Лечение: Для обеспечения эффективного лечения необходимо, чтобы оно сочеталось с правильным питанием, хорошим уходом (достаточное пребывание на свежем воздухе, массаж, гимнастика), лечением сопутствующих заболеваний.

Спазмофилияэто заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся предрасположенностью к тоническим и тонико-клоническим судорогам, связанное с пониженным уровнем кальция в крови и развитием алкалоза.

При осуществлении наблюдения и ухода за детьми с нарушениями функций различных органов и систем необходимо: Знать: особенности психологического статуса больного ребенка; характерные симптомы нарушения функций различных органов и систем организма; физиологические нормы (ЧСС, ЧДД, АД и т.п.); принципы организации ухода за детьми с той или иной патологией; значение правильного режима и диеты, а также санитарно-эпидемиологических навыков в профилактике нарушений функций различных органов и систем; основные методы диагностических исследований в педиатрии и их особенности, особенности подготовки детей к различным методам исследований; способы применения лекарственных средств у детей. Уметь: сформулировать сестринский диагноз; подготовить и провести различные диагностические исследования, антропометрические (вес, рост) и другие измерения (ЧСС, ЧДД, водный баланс и др.), гигиенические (ванна, душ, обтирание) и лечебные процедуры (горчичные ножные ванны, обертывания, закапывание капель, закладывание мазей, постановка клизм и газоотводной трубки и др.); оказать помощь при неотложных состояниях в педиатрии (приступ бронхиальной астмы, судороги, гипертермия, ларингоспазм, анафилактический шок и т.п.); организовать досуг, режим и питание ребенка, ориентировать его и его родителей на выздоровление и содействие в лечении; проводить санитарно-просветительскую работу.

 


· Сердце старого человека имеет несколько уменьшенный вес; меняется его конфигурация. Полости сердца несколько расширены, что приводит к увеличению отверстий между предсердиями и желудочками (недостаточность клапанов) и порокам сердца. С возрастом происходит снижение эластичности крупных артерий и вен и ухудшение их функциональных возможностей. В результате возрастных изменений ССС появляются боли в области сердца, одышка, отеки, расширение вен конечностей.

· Возрастные изменения дыхательной системы представлены следующим: возникают изменения в носовых ходах, железы слизистой носа снижают свою секреторную функцию, грудная клетка подвергается деформации, снижается эластичность реберных хрящей, резко падает подвижность в области позвоночно-реберных сочленений, атрофируются межреберные мышцы, диафрагмальные и др. мышцы грудной клетки. Данные изменения приводят к ухудшению газообмена, кровоснабжения легких, увеличению ЧДД, снижению объема ДД и ЖЕЛ, увеличению остаточного воздуха в легких. В результате возрастных изменений ДС появляются кашель, боли в грудной клетке, кровохарканье, одышка ит.п.

· Возрастные изменения пищеварительной системы представлены следующим: атрофия жевательных мышц и костей лицевого черепа, зубы желтеют, стираются, портятся и выпадают, слюнные железы уменьшаются в размерах, железистая ткань замещается жировой и соединительной, происходит удлинение пищевода, в желудке изменяется сосудистая сеть, увеличивается длина кишечника, атрофические процессы, печень уменьшается в весе, изменяется синтез белков (уменьшается количество альбуминов и протеинов, увеличивается величина холестерина, ухудшается барьерная функция печени, толерантность к ядам, поджелудочная железа подвергается деструктивным и склеротическим процессам нарушается отток секрета в 12п.к. Данные изменения приводят к нарушению процесса пищеварения и развитию различных заболеваний (панкреатита, старческого сахарного диабета и т.р.).

· Возрастные изменения в мочевыделительной системе: в почках происходит снижение кровотока, почечная чашечка теряет свою эластичность, увеличивается ее объем, снижается моторная функции мышечных элементов (скопление мочи), снижается тонус и давление почечной лоханки, снижается функция сфинктеров (недержание мочи), утолщаются и теряют свою эластичность стенки мочеточников. Все изменения, происходящие в мочевыделительной системе способствуют застойным явлениям в ее отделах и создают благоприятные условия для развития воспалительных процессов.

· Возрастные изменения кожи и ее придатков: после 40 лет начинаются процессы инволюции кожи, ногти более твердые и ломкие, легко расслаиваются, утолщаются, изменяют цвет (желтеют, сереют).

· Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата: с 50 лет начинается старческое снижение роста (уменьшение высоты позвонков, межпозвоночных дисков, увеличение физиологических изгибов позвоночника), в костях развивается остеопороз (разрежение костной ткани), хрящевая ткань теряет свою эластичность и упругость, увеличивается содержание минеральных солей (неровности на суставных поверхностях), снижается выработка внутрисуставной жидкости (за счет ухудшения функции синовиальной оболочки).

· Возрастные изменения нервной системы: масса головного мозга заметно уменьшается, утолщаются кости черепа, в спинном мозге атрофические и дистрофические процессы. Все эти изменения приводят к уменьшению возбудимости нс, ухудшению памяти, внимания, снижению умственной работоспособности, замедлению, угловатости, резкости движений и нарушению их содружественности, бедности жестов и мимики, тремору рук и головы, ухудшению сухожильных рефлексов, снижению вкусовой и тактильной чувствительности, ослаблению процессов внутреннего торможения (несдержанность, многословие, эмоциональная лабильность) и снижению самооценки.

· Возрастные изменения эндокринной системы: протекают разновременно. Эти изменения приводят к ослаблению мышечной силы и регрессии вторичных половых признаков.

Возрастные изменения кроветворения и иммунитета приводят к снижению защитных сил организма пожилых людей и повышению предрасположенности к возникновению злокачественных опухолей.

Возрастные изменения органа зрения и слуха приводят к ухудшению свето- и цветоощущения, снижению остроты зрения, замедлению скорости реакции глаза, снижению сопротивляемости оболочки глаза к инфекциям и заболеваниям, снижению слуха и нарушению равновесия в покое и при движении, частым головокружениям и нарушению координации движений, глухоте, появлению шума в ушах, болей в ухе и др.

Заболевания, составляющие основу патологии у людей старшего возраста, зарождаются задолго до перехода их в пожилой возраст. Уже в 40-45 лет начинается процесс накопления хронических и длительно протекающих заболеваний. У людей пожилого возраста обычно наблюдается несколько заболеваний – это создает трудности при постановке диагноза и лечении. И если в возрасте 40-45 лет в среднем выявляется 2-3 заболевания, то к 60 годам количество их увеличивается до 5-6.

Развивающиеся у пожилого человека возрастные изменения во всех системах, органах и тканях организма обусловливают и возникновение типичных для лиц пожилого возраста заболеваний: хронического бронхита, пневмонии, рака и туберкулеза легких, дыхательной недостаточности, стенокардии и инфаркта миокарда, хронической недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, хронического гастрита, язвенной болезни желудка и 12п.к., запора, старческого сахарного диабета, гипотиреоза и тиреотоксикоза, остеохондроза и деформирующего остеоартроза, старческой катаракты, глаукомы, выворота и заворота век, старческой тугоухости и др.

Обобщая особенности проявления и течение болезней у стариков, можно отметить:

Ø симптоматика различных заболеваний в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте

Ø все болезни стариков протекают вяло и растянуто

Ø во время болезней у стариков быстро истощаются физиологические системы

Ø защитный аппарат в силу своей слабости не в состоянии при инфекции обеспечить быстрое развитие иммунитета

Ø в пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после болезни происходят более медленно, менее совершенно, что обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии.


Отдельные неврологические синдромы: головная боль, головокружение, падения, синдром хронической усталости, икота, крампии (болезненные мышечные спазмы), нарушения сна, обморок, кома, смерть мозга.

| Заболевания периферической нервной системы: являются наиболее частыми и составляют 50% случаев амбулаторных больных. Причинами м.б. острые и хронические инфекции, травмы, гиповитаминозы, ишемии, переохлаждения, компрессии и т.п. В зависимости от локализации и патогенеза различают: неврит или полиневрит; невралгия, радикулит; плексит и др.

I. Инфекционные заболевания нервной системы: вирусные и бактериальные нейроинфекции, первичные и вторичные. Возбудитель может локализоваться в оболочках мозга или его веществе. Различают: менингит, энцефалит и др.

II. Нарушения мозгового кровообращения: сосудистая патология занимает ведущее место среди заболеваний нс, являясь часто причиной смерти и стойкой утраты трудоспособности. Наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения являются церебральный атеросклероз, ГБ, аномалии сосудов, ревматизм, васкулиты, патология сердца, СД, болезни крови. Сосудистые поражения головного мозга подразделяют: острые нарушения мозгового кровообращения: (инсульт и др.); хроническая сосудисто-мозговая недостаточность: начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения и дисциркуляторная энцефалопатия.

III. Опухоли ЦНС: представляют собой новообразования, растущие из вещества, оболочек и сосудов мозга, периферических нервов, а также метастатические. Стоят на 5 месте среди других опухолей организма. Поражают преимущественно пубертатный и климактрический возраст (45-50 лет). Этиология их неясная, м.б. гормональная, инфекционная, травматическая и радиационная теория происхождения.

IV. Заболевания вегетативной НС: К ним относятся: мигрень, ВСД,.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.