КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Язык и стиль. Понятие стиля речи
Языковая и речевая сторона акта речи. По характеру своего материала язык проявляет себя в акте речи. Это высказывание, созданное говорящим или пишущим. В акте общения представлены 2 стороны – языковая и речевая. Они соединены в единое целое и влияют друг на друга. Речевая сторона – мыслительно-эмоциональное отношение говорящего к слушающему и наоборот. Изучение делится на ряд смысловых аспектов – категорий речи:
Риторическое понимание акта речи противоположно лингвистическому пониманию. Они противоположны по трактовке агентов речи – участников процессов коммуникации. При риторической трактовке оба объекта принципиально неоднородны – они выполняют разные функции (генератор и реципиент). При лингвистической трактовке оба агента речи однородны – и тот, и другой в равной мере интерпретируются как языковые личности, посредником между которыми выступает речь. Кроме того, лингвистический подход должен отвлечься от цели и эффективности речи. В лингвистике речь – феномен самодостаточный, т.е. речь в лингвистике рассматривается без учета воспринимающей аудитории. Агенты речи – любой говорящий и любой слушающий. Анализу подвергается не эффективность, а средства речи. Риторическая формула: Говорящий – Речь – Слушающий. В лингвистике эта формула развертывается как 6-членная иерархия: язык общения - языковые типы - языковые серии - отдельные языки - языковые ярусы - единицы языковых ярусов. В соответствии с этим изменяется объем изучаемого акта речи. Собственно лингвистический анализ начинается с изучения предложения, т.к. в предложении соединяются признаки минимального акта речи и самой крупной языковой единицы. Для изучения риторических категорий нужно анализировать речь как целое. Каждый акт речи содержит и риторическую, и лингвистическую сторону, поэтому при наблюдении и анализе актов речи в каждом из них необходимо находить грань между этими двумя сторонами. Эта грань представлена областью стиля.
Стиль – мысль, воплощенная в слове (Виноградов). Стиль – упорядоченное соединение определенных языковых явлений, которые собраны в речевом акте для выполнения риторической задачи. Это значит, что для установления лингвистических единиц необходимо найти их отношение к речевому использованию. Под влиянием стиля осуществляется выбор лексических единиц и их словоформ, видоизменение порядка следования слов, изменение характера звучания устной речи и многое другое. Взаимовлияние стиля и языка таково, что их соотношение самым прямым образом влияет на соотношение лексических единиц. Язык развивается через стиль, т.е. стиль – движущая сила языковой динамики. Разработка пограничной области языка и стиля – лингвостилистика. Широко представлена в трудах Шахматова, Пешковского, Щербы, и особенно – в трудах Виноградова. Развитие стилистики помогло уточнить и разделить факты языка и стиля. Такое разграничение сделало возможным соотносительные определения языка и стиля.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |