Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 29. Сфера жизнедеятельности как предел распространения активности личности




Социальные отклонения

Педагогические отклонения

Психические отклонения

Физические отклонения

Билет 28. Социализированность и десоциализированность. Норма и отклонение в социальном становлении личности.

Билет 27. Факторы и механизмы социализации.

Механизмы социализации:

1. Автономизация

2. Идентификация/ интеграция

3. Персонализация

Факторы социализации:

· Макрофакторы (оказывают влияние на всё человечество): планета, глобальные процессы, космос.

· Микрофакторы (влияют на данного конкретного индивида): деятельность, семья.

· Мезофакторы (оказывают влияние на большие группы людей): государство, религия, СМИ, общество, этнос.

Социализированность – способность полноценно функционировать в обществе.

Десоциализированность – препятствие к социализированности:

1. Реальная

2. Потенциальная

3. Латентная

Норма —некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальность, но не существующий в ней.

Нормакритерий оценки реальности.

Выраженное несоответствие норме – отклонение.

Типы отклонений

недуг — любая утрата или аномалия функций временно затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность — любые ограничения в выполнении деятельности в пределах нормы (поддается компенсации);

недееспособность (инвалидность) — любой дефект, препятствующий или стойко ограничивающий выполнение какой-либо нормативной роли или деятельности.

• Задержка психического развития

• Нарушения речи

• Нарушение эмоционально-волевой сферы

• Одаренность

• Нарушение образовательного стандарта

• Надомное обучение

• Трудновоспитуемость

• Педзапущенность

В контексте жизнедеятельности человека понятие «сфера» употребляется для обозначения предела распространения активности личности, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей.

На каждом возрастном этапе человек включается во множество таких сфер, но их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития. Выделяются такие сферы, как трудовая (производственная), игровая (досуговая), учебно-познавательная (образовательная), общение (коммуникативная).

Доминирующими сферами жизнедеятельности личности в школьные годы являются:

а) учебно-познавательная деятельность, в которой реализуется активность, направленная на познание мира, окружающих людей, себя, на преобразование действительности и самого себя;

б) игровая деятельность, в которой реализуется гедонистическая потребность (потребность в получении удовольствия, наслаждения и других положительных эмоций);

в) деятельность общения, в которой активность человека как субъекта направлена и реализуется во взаимодействии с другими людьми.

1.

2.

3.

4.

5. Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности.

· Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции).

· Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о дру­

гом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия.

· Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практи­

ческого общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках.

 

Билет 30. Семья и её основные социализирующие функции.

Семья – социальная группа, связанная родственными и брачными узами, объединённая общим бытом, взаимными обязанностями, эмоциональной привязанностью.

3 типа отношений:

· супружеские

· родительско-детские

· детско-родительские

Типы семей:

· по составу: полные, неполные, формально-полные

· по кол-ву детей: бездетные, многодетные, малодетные, однодетные

· по структуре: нуклеарные, межпоколенные, сложные

· по возрасту: молодая (до 31 года), зрелая, пожилая

· по атмосфере в семье: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная

Функции семьи:

Репродуктивная функция (от лат. productjo — самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д.

Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно- биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Рекреационная и психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. Изречение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.