Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о семье и ее стр-ра в теории С. Минухина




Пон-е о сиблин-й поз-и в т-и Боуэна.

Понятие о сибл-й поз-и М.Боуэн разраб-л на осн Т Тоумена о сибл-х профилях и с учетом полож-й о сем-м проективном пр-се. Тоумен, изучая личностные хар-ки детей в норм-о функцион-х семьях, описал лич-ые профили сиблингов с учетом кол-ва детей в семье, их пола, пор-ка рождения, интервала рож-я между ними. Резул-м исслед-я стали представ-я о 10 осн-х «норм-х» сибл-х проф-х: ст-го брата братьев, ст-го брата сестер, ст-ей сестры сестер, ст-й сестры братьев, мл-го брата бр-ев, младшего брата сестер, мл-й сестры сестер, мл-его сестры братьев, среднего, единственного ребенка.

Согласно М.Боуэну, степень совпадения личного профиля с «норм-ым» для данной сибл-й позиции позв-т гов-ь об уровне дифференциации и направ-и проективного процесса в семье. Так нап-р, если личн-ые харак-ки чел-ка, бывшего старшим реб-ом, больше соответ-т тем, кот-е характерны для позиции мл-го сиблинга, есть сущ-е основ-я для предпол-я, что он, будучи ребенком, был объектом семейной проекции и вовлечен родителями в треугольник.

Семья – это естеств-я группа, в кот-й со врем-м возн-т стереотипы взаимодействий. Эти стер-пы создают стр-ру семьи, которая опред-т функционир-е ее членов, диапазон их пов-я и облегчает взаимод-е между ними. Каждый чел-к считает себя самостоят-й единицей, взаимодейств-м с др-и самостоят-и единицами. Каждый член семьи знает, что дозволено, что будет если нарушены правила, что предст-т собой система контроля.

Часть и целое содер-я друг в друге, обеспеч-я постоянный процесс общения и взаимод-я.

Согласно С. Минухину, семья предст-т собой целое, сост-е из подсистем, кот-е он назвал халонами:

1) индивид-й – вкл-т в себя личн-е и историч-е детерминанты собств-о Я. Семья как единое целое, а индивид как часть этого целого. Но в тоже время лишь определ-й участок его Я сост-т часть сем-о организма.

2) супруж-й – каждый из супругов должен отказ-я от части своих идей, теряя индивид-ь, но при этом приобретая чув-о принадлеж-и к семье. В ходе этого процесса форм-ся новая система. Важная задача этой подс-мы – выработка границ. Они ограж-т каждого из суп-в, оставляя ему место для удовлет-я собст-х потреб-й без вмеш-тва др-х членов семьи. так же она имеет знач-е для развития реб-а. То, что видит реб-к в этой подс-ме, стан-я частью его цен-й и ожиданий, когда он вступает в социум.

3) родит-й – включает в себя фун-и ухода за детьми и их воспитание. Взаимод-я, в кот-х уч-ет реб-к в рамках этой подс-ы оказ-т большое влияние на дальнейшее его разв-е. Состав этой подс-мы м-т варьировать: он может включать и бабушку и тетю.

4) детский – это подс-а образует первую группу, в кот-ю вступает реб-к. Они выраб-т собств-е стер-ы взаимод-й. Он обучается дружить, враждовать, уч-я у др-х соперн-у и сотруднич-у.

В больших семьях сиблинги орган-т разл-е подсистемы, в зав-и от уровня развития.

Для того, чтобы понять, что происходит в семье, необ-о проанализ-ть, что происходит между халонами, их взаимосвязь. Для норм-о функцион-я семьи необ-о опред-я степень свободы и автономии каждой подсистемы. Сущ-ет два типа нарушенных границ:

*спутанная или размытая граница – подс-мы находятся в слитности, нет автономии.

*разобщенная граница – между подсис-ми не обеспечивается взаимопон-е, взаимопод-а, нет близости.

Сущ-ет два типа дисфункцион-ых семей:

-- спутанные семьи – здесь все реакции очень быстры и интенсивны. Род-ли могут ужасно растр-я если реб-к что-нибудь не ест.

-- разобщенные семьи – здесь отн-я холодности, невключ-и, нет стремления удовлетв-ь потреб-и друг друга. Род-и равнод- к потреб-м реб-а и к его проблемам.

 

29.Подситемы семьи. Дин-ка разв-я сем-й сис-ы («Тех-и с-й психот».

Семья – это естеств-я гр-па, в ко­т-й со врем-м возн-т стер-пы взаимод-й. Эти сте­р-пы соз-т стр-ру семьи, опред-ю функцион-е ее чл-в, очерчив-ю диап-н их пов-я и облегч-ю вза­им-ие между ними. Индивид-й холон. Пон-е об индив-м холоне предп-т представ-е о "собст-м "я" в конт-е". Спец-е взаимод-я с др-и люд-и созд. и усил-т те аспекты лич-и индив-а, кот-е соотв-т контексту. В свою оч-дь, инд-д оказ-т вл-е на др-х людей, кот-е так или иначе взаимод-т с ним, поск-у его реакции выз-т и усил-т их реак-и. Проис-т постоян-й круговорот взаим-х вл-й и реак-й, поддерж-й опред-й стер-п. В то же время и индивид, и контекст спос-ы прояв-ь гиб-ь и измен-ся. Супруж-й холон. Семья нач-т сущ-ть, когда 2 взр-х, муж-а и жен-а объед-я с целью созд-я семьи. У каж-о из новых пар-ов есть тот или иной набор цен-ей и ожид-й, как осознан-х, так и бес­сознат-х. Чтобы сд-ь воз­-й совм-ю жизнь, эти два набора цен-й со временем д-ны быть прив-ы в соотв-е. Каждый из суп-в д-н отказ-я от части своих идей и склон-й, теряя индивид-ь, но приоб-я чув-во принадлеж-и к семье. Родит-й холон. Связ-н с обыч-и функ-и ухода за деть­ми и их восп-я. Состав род-о холона м-т варьировать в шир-х преде­лах. Из него м-т ока­з-я в знач-й мере искл-н один из род-й. Холон сиблингов. Сиб-и обр-т первую гр-пу равных, в кот-ю вст-т реб-к. В этом конт-е дети оказ-т друг др-у подд-ку, пол-т удов-е, напад-т, изб-т "козлов отпущ-я" и вообще обуч-я друг от друга.

Динамика разв-я семейной системы

1-й этап: образ-е пар. На этом этапе выраб-я стер-ы взаимод-й, форм-е стр-у супр-о холона. Пара д-на выраб-ь новые стер-ы соотнесения себя с др-и. Она д-на поддер­ж-ть важные конт-ты и в то же время создать холон с достаточно четкими гран-и, допуск-и развитие интим-х взаимоот-й внутри пары. Они д-ны выраб-ь правила, касс-я близости, иерар-и и разд-я труда, а также стер-ы сотруд-ва.

2-й э-п: семьи с мал-и детьми. нач-я с рожд-м 1-о реб-а, когда мгн-о возн-т новые х-ны: род-й, мать-реб-к, отец-реб-к. Супр-й д-н реорганиз-я для реш-я новых задач и выраб-ь новые прав-ла.

3-й э: семьи с детьми-шк-и или подрос-и.

дети отправ-я в школу– Вся семья д-на выраб-ь новые стер-ы: как пом-ь в учебе и кто д-ен это делать, как урегулир-ь уклад-е спать, пригот-е ур-в и досуг.

4-й э-п: семьи с взр-ми де-и. На посл-м эт-е, у детей, теперь уже мол-х взр-х, форм-я собств-й образ жизни, своя кар-ра, появл-я круг друзей и, наконец, партнер. Изнач-я семья снова со­стоит из двух чел-к.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.