Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №8 6 страница




чемпионами и призерами первенств города и Омской области, успешно выступают в первенстве России и международных турнирах ветеранов.

Содержание занятий в спортивных секциях строится на основе спортивной методики, принятой в нашей стране, главной целью их является подготовка к уча­стию в соревнованиях с другими спортсменами, командами. Виды спорта подбира­ются с учетом специфики труда участников секций.

Если молодой специалист приходит на работу в коллектив, где не ведется спортивная работа или нет занятий по интересующему его виду спорта, нужно сме­ло браться за организацию спортивной секции. Первым шагом для этого являются подбор необходимого для занятий места (спорткомплекса, лыжной базы, бассейна, спортзала), выявление нескольких энтузиастов, желающих заниматься. Далее необ­ходимо организовать внутренние соревнования, например - блицтурнир с участием команд отделов, служб, цехов, где выявится еще несколько способных спортсменов Главное при этом - сформировать цели спортивной подготовки, обеспечить условия тренировки, регулярность занятий и их методическую правильность. Нужно при этом помнить, что руководителем секции, команды может стать не обязательно лучший из спортсменов, а наиболее методически подготовленный и любящий свой вид спорта, работу с людьми, Поэтому серьезный, системный подход к отбору спортсменов, обеспечению медицинского контроля и условий для занятий и сорев­нований во многом обеспечит дальнейшие успехи команды,

Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. Та­кие занятия могут быть как дополнительными к секционным, так и полностью само­стоятельными. Желательно, чтобы занимающиеся имели достаточный физкультур­ный либр спортивный опыт. Перед началом занятий необхбдимо получить консуль­тации у специалистов физической культуры, врачей. Большую помошь участникам таких занятий окажут изучение специальной литературы, составление планов занятий, ведение индивидуального дневника самоконтроля.

 

Билет №26

  1. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья (адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами).

Люди сейчас беспокоятся о своем здоровье, пожалуй, больше, чем когда-либо С одной стороны, познания в области медицины распространены среди широкого круга людей и не являются достоянием только профессионалов, а с другой - издержки урбанизации и особенно резко ухудшившаяся экологическая обстановка несомненно дают повод для такого беспокойства. И если при физических недугах мы не редко обходимся таблетками и порошками, то с нашим психическим состоянием дело обстоит гораздо сложнее.

«В здоровом теле - здоровый дух» - это было известно еще в Древней Греции Исследования современных ученых все* больше подтверждают взаимосвязь и взаимонезависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки - специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка - несложные спортивные упражнения) в сочетании с приемами психической регуляции (о тренинге в лекиии 4).

3.4.1 адекватное и неадекватное отношение к здоровью,ЕГО САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ

Активная вторичная профилактика является важнейшим направлением работы среди населения с целью улучшения качества и продолжительности каждой кон-кретной жизни, в которой важным определяющим фактором является здоровье. Го­товность населения участвовать в профилактических мероприятиях зависит от мно­гих факторов, среди которых ведущая роль отводится отношению субъекта к своему здоровью и уровень осведомленности о тяжести данной патологии.

Вместе с тем установлено, что большое число больных ИБС остаются не вы­явленными, нередко даже при зарегистрированном заболевании не осуществляется диспансерное наблюдение, достаточное и адекватное лечение, устранение имею­щихся факторов риска. Это связано не столько с недостаточной заботой населения о своем здоровье,,сколько с ориентацией на концепцию «болезнь», а не на концепцию «здоровье».

Тем не менее Powell К. (1987 г.) и др., установили, что интерес обследованных к предлагаемым профилактическим программам физических тренировок низок Борьба с малой физической активностью - задача сложная, так как требует измене-, ния жизненного уклада и привычек.

В последние годы, по данным литературы и нашим собственным исследовани­ям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физической культу­рой. Чаще это касается тех, у кого обнаружено то или иное заболевание.

Первая - это отказ от занятий в любой-форме, пользуясь освобождением от практических занятий: Подобное отношение врачей к физической культуре форми­рует определенную физическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедея­тельности и природной активности человека..

Вторая - несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они могут самосовершенство­ваться физически. Чаще всего - это модные соответственно времени течения: боди­билдинг, таэквондо и другие виды спортивной деятельности. Такая позиция такжене оправдывает выбранного отношения к своему здоровью, так как пренебрежитель ное отношение к рекомендациям врачей и бесконтрольные занятия могут усугубить имеющееся заболевание или привести к осложнениям. Необходима тактика взаимо понимания и совместного решения о каком-либо виде спортивных или физкультур но-оздоровительных занятий. Ведь к моменту окончания учёбы заканчивается разви тие жизненно необходимых двигательных умений я навыков, окончательно закреп ляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.

  1. Студенческий спорт (понятие, содержание), специальные зачетные требования и нормативы по избранному виду спорта.

Студенческий спорт.

Спортивная деятельность студентов имеет свой характерные особенности. С одной стороны, в рамках студенческого спорта происходит адаптация к условиям занятий и необходимости успешно сочетать учебу со спортом вчерашним школьни­кам, выпускникам детских спортивных школ. С другой стороны, студенческий спорт является ближайшим резервом профессионального спорта, что требует высо-кой организации тренировочного и соревновательного процессов в вузах. Таким образом, paбoта со студентами-спортсменами требует от педагогов внимательного отношения к новичкам, высококвалифицированной организации тренировок и соревноваций с созданием условий для успешной учебы. От студентов же требуется высокая дисциплина, творчество в спорте, трудолюбие в освоении своей будущей спе циальности. Студенческий спорт также характеризуется высокой инициативностью студентов-спортсменов в организации тренировочного процесса и соревнований,И хотя руководящая роль принадлежит тренерам-педагогам, студенты широко при­влекаются к организации спортивных секций, судейству соревнований и др.

Студенческий спорт в высших учебных заведениях находит выражение как при обучении на основном отделении (на уроках по физическому воспитанию), так и на более высоком уровне - в отделениях спортивного совершенствования.

специальные зачётные требования и нормативыСогласно положению о физической культуре и спорту в высших учебных за­ведениях каждый студент обязан посещать занятия по физическому воспитанию. Занятия основной группы проводятся по специализациям. В конце каждого семестра студенты сдают специальные зачетные нормативы по общей физической и специ­альной подготовке. Нормативы являются способом оценки физической подготов­ленности студентов и их активного участия в обучении.

Специальные зачетные требования и нормативы в избранном виде спорта.

В конце каждого семестра для получения зачета студенты помимо общепри­нятых нормативов по ОФП сдают специальные, специфичные нормативы по из­бранному виду спорта.

В волейболе принимаются следующие нормативы: подача мяча, нападающий удар, набивание мяча, блоки.

В баскетболе используются обводка на время, штрафной бросок, передача мя­ча, передача и бросок в корзину

В футболе сдают обводку, набивание, передачи, удар по воротам. «В лыжном спорте и легкой атлетике - бег на различные дистанции.

У пловцов применяется плавание на 50,100 м различными стилями.

В тяжелой атлетике—приседание со штангой, жим лежа, становая тяга. Борцы демонстрируют броски, подсечки

 

  1. Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями, их содержание и методика проведения.

Утренние специально направленные занятия физическими упражнениями

Специально направленными упражнениями стремятся исключить вредные по­следствия от малоподвижного, тяжелого физического, однообразного труда, повы­шенной нервно-эмоциональной напряженности, вредных условий рабочей среды.

Борьба с гипокинезиеЙ и гиподинамией достигается путем увеличения физи­ческой активности, а также развития силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости. При повышенной нервно-эмоциональной напряженности при­меняются упражнения на расслабление мышц, а также упражнения, способствующие нормализации частоты сердечных сокращений. Подобным образом с учетом условий труда и индивидуальных особенностей организма можно подобрать ком­плексы, компенсирующие влияние многих неблагоприятных факторов на работаю-

щих, в том числе - вибрации, укачивания, гипоксии и т.д. Так, специалистами ре­комендуется при работах в однообразной рабочей позе применять упражнения для коррекций осанки, исключения застойных явлений в нижних конечностях, профи­лактики остеохондроза. А при работе в неблагоприятных, вредных условиях исполь­зовать упражнения ДЛЯ улучшения дыхательной функции, включать зякаливающие процедуры.11.3.3. Попутная тренировка

Под попутной тренировкой понимают 'индивидуальную подготовку с целью повышения двигательной активности. Отличается попутная тренировка;ем, что она не требует дополнительных затрат времени, проводится в обычных условиях труда и быта, например передвижение на работу пешком, на велосипеде. Полезен подъем по лестницам. При подъеме по обычной лестнице в среднем темпе человек расходу­ет 0,012 ккал/ кг на каждый метр подъема, а при спуске по лестнице - одну треть за­трат на подъем. В качестве дополнительных нагрузок используются хозяйственные работы по дому, на дачном участке и т.п., что приравнивается к труду средней тяже­сти. Полезно также применять изометрические упражнения на любые группы мышц, внешне почти незаметные для окружающих.

 

Билет №27

  1. Влияние образа жизни на здоровье. Факторы риска и здоровье.

К издержкам современной цивилизации относят хроническое психоэмоцио­нальное напряжение и гипокинезию. О влиянии этого явления говорилось во второй лекции. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что заболевания, обусловленные гипокине-зией, принято называть гипокинетозами. К ним относят сердечно-сосудистые забо­левания, нервные и желудочно-кишечные расстройства, костные, мышечные и хря­щевые изменения. Общим мнением для гипокинетозов является то, что их можно Лечить, а в большинстве случаев предупреждать и восстанавливатьъ (реабилитиро вать) с помошью рационально разработанных физических нагрузок, способствую щих повышению двигательной активности, ее влияния на повышение приспособительных и адаптационных реакций на различные по степени выраженности физиче­ские воздействия.

Средства физической культуры начинают занимать первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, уровень которого в связи с последствиями урбанизации, отрицательными экологиче скими влияниями, стрессорными воздействиями и другими факторами в последнее время имеет тенденцию к снижению: растёт заболеваемость среди детского и взрос лого населения» сокращается продолжительность жизни (Р.Е. Мотылянская В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов, 1990 г.).

Предельно чётко и ёмко обозначил смысловую суть профилактики средневе ковый философ Маймонид (1135-1204 гг.): «Веди себя благоразумно - среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия.».

В то же время необходимо подчеркнуть существенную трансформацию кон цепции профилактики, произошедшую в последние годы. Сущность нового аспекта её состоит в необходимости разработки мер, направленных не только на предупреж дение заболеваемости, но, что особенно важно, и на сохранение надёжного состоя

ния здоровья людей, к которым современный ритм жизни предъявляет повышенные требования.

Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благо-даря правильному физическому воспитанию, Должному сочетаний труда и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудно стей, связанных со сложными экологическими условиями, что особенно необходи мо, устранению гипокинезии.

Главное звено первичной профилактики - формирование здорового образа Жизни путем устранения основных факторов риска (о них будем говорить несколько позже)- требует совместных усилий государственных и общественных организа­ций, самого населения. В то же время проспективные (длительные или долгосроч­ные) исследования и опыт профилактической работы в paзныx странах мира свиде-

тельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства насе­ления как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенных профилактиче-ских мероприятий (Н.В. Вартапетова и соавт., 1996 г.).

Характерно, что часть лиц пожилого возраста (по данным научных исследо­ваний, в том числе Ж. Б. Сифоновой и соавторов, 1986-1994 гг.), готова для укреп­ления своего здоровья.приложить определённые усилия, но, как правило, ценой серьёзного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа. Большинство же молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечно-сосудистых забо­леваний и активно накапливают именно те стереотипы, с которыми им придётся му­чительно расставаться (А. Н. Бригов, 1996 г.).

3.3.1. Факторы риска и здоровье

В настоящее время массово-профилактические обследования неинфекционных

заболеваний ведутся в направлений выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широки проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений 'мозга, онкологических болезней и об­наружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий.

В то же время следует отметить, что массово-профилактические обследова­ния, как правило, проводятся на позднем этапе онтогенеза (в основном в возрасте of 40 до 60 лет), а молодые люди и возрасте до 30 лёт к таким обследованиям практи чески не привлекаются.

Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным; обусловленным Неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание К внутренним (эндо­генным}, проявляющимся и результате предрасполагающих особенностей организма

или развития определенного патологического процесса относят гиперхолистерине
мию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.

Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболе ваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всем мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак легких) курение.

Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам, на что указывается в докладе комитета экспертов ВОЗ (1992 г.)

Имеются данные по наличию этого фактора риска (27,3%) у студентов 17-18 лет (И.Н. Конобеевская, Э. А. Лапина, 1991 г,) и в семьях курильщиков у детей старше 11 лет. Курение имеет большую популярность у молодежи, что вызывает тревогу в связи с чрезвычайно высокой вероятностью развития ишемической 6oлезни сердца в зрелые годы.

Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Проспективные исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14%. при лишней массе, составляющей 10-19% на 26% при лишней массе 20-39% и на 43% при массе, превышающей нормальную на 40%.

Особенно велик риск развития ишемической болезни сердца в молодом воз расте. Так, имеются сведения о том, что у 1/3 - ¼ мужчин в возрасте 30 - 39 лет с наличием повышенного уровня-холестерина в ближайшие 10 лет развивается ИБС

В последние годы появились исследования, свидетельствующие о том, что увеличение уровня холестерина в сыворотке крови является в большинстве случаев не изолированным и сопровождается изменениями липндов - жировых веществ в крови При этом фактором риска является не только потребление высококалорийной, богатой насыщенными жирами пищи, но и резкое изменение характера питания на протяжении Одного-двух поколений. Привычки питания, потенциально ведущие

к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве Холестерин сыворотки стабильно остаётся через 4 года после измерения его у детей в возрасте 1-14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста.

Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увели­чении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрас­тает примерно в 7 раз.

Особое значение придается такому распространенному в настоящее время фактору риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Было установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни» (доклад научной группы ВОЗ, 1994 г.).

Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной фи­зической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипергензии, холисте-ринемии и др.).

Выясняя роль профессиональных факторов в развитии коронарного атероскле ррза, нельзя ориентироваться только на физическую активность без учета постоян­ных нервных и психических напряжений. По- замечанию Г.И. Сидоренкб и соавт. (1982 г.), резкое перенапряжение нервной системы > одна из характерных черт жиз­ни человека в современную эпоху. При этом реакция на воздействие внешней среды Я психоэмоциональную нагрузку зависит-от психологических свойств личности Ав торы приводят данные о тесной связи распространения ишемической болечин серд­ца С психоэмоциональным напряжением, стрессогенными ситуациями, приводящи­ми к артериальной гипертензйи и сердечным изменениям

Однако важнейшее значение» по мнению учёных, принадлежит не какому-то отдельному фактору» а совместному их воздействию.

Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на наиболее ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятсягенетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.

Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ран ние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решаю щее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.

  1. Определение понятия «спорт» (массовый спорт, спорт высших достижений). Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями.

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества Ядро спорта составляет соревновательная деятельность, то есть деятельность, характерной формой которой является система состязаний, исторически сложившаяся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рационально пользоваться ими).

Спорт - эго собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (Л П. Матвеев, А.Д. Новиков, 1976 г.).

Социальная ценность спорта заключается прежде всего в том, что он пред-ставляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим об­щественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим - и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных зanpocов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствуюших) взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами.

В чем же отличие спорта от других видов занятий физическими упражнения ми? Конечно, спорт оказывает огромное влияние на сохранение и укрепление здоровья занимающихся, повышение функциональных возможностей организма, питание гармонично развитой личности, однако принципиальным отличием являет ся то, что основной целью спорта является подготовка к соревнованиям и достиже ние высшего спортивного результата. Отсутствие соревнования полностью разрушает спорт как вид социальной деятельности.

7.2. массовый спорт. спорт высших достижений

Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достиже­ний. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта с привлече­нием большого количества участников различного возраста и подготовленности с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения физического совершенство-вания на основе сдачи зачетных нормативов и разрядной классификации.

Яркими примерами массового спорта являются международные Сибирские
марафоны, праздник Севера, «Королева спорта», культурно-спортивные праздники,
проводимые в городе и области, в которых принимают участие не только жители
города Омска, но и представители других городов и стран, Примечателен тот факт,
что к участникам массового спорта относятся спортсмены от новичка до мастера
спорта.

В настоящее время понятие «спорт высших достижений», прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понима­ется определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные дости­жения подкрепляются существенными материальными средствами с использовани­ем новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.

Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом. поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участни­ков, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социаль­ные, психологические, физиологические и другие особенности.

  1. Утренняя гигиеническая гимнастика, задачи, её содержание.

Физическая культура и спорт в свободное от работы время должны занимать существенное место, так как в условиях производства в рабочее время невозможно в достаточной мере решить задачи по укреплению здоровья, подготовке к профессио­нальной деятельности, а в условиях вредного для здоровья труда это вообще не представляется возможным. В настоящее время приняты следующие формы физи­ческой культуры в свободное время: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; краткие занятия в обеденный перерыв; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с це­лью активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Целью такой гимнастики или, как раньше ее называли, зарядки является обес­печение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время!

Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников ум­ственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьба.

139 бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечно-сосудистой
системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и сило­
вые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления
брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление ды­
хания

 

Билет №28

  1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии, функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.

Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой Свойст ва и спо­собности.

Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают задачу выяв­ления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровьяМноголетние исследования, выполненные доктором медицинских наук, фессором А.Г. Щедриной, автором методологии здоровья и сущности здорового раза жизни (лаборатория медицинской антропологии и проблем здоровья Икс физиологии СОАМН СССР и Новосибирский медицинский институт), йозв ответить на ряд-поставленных вопросов. Использование методология сие подхода дало возможность определить структуру здоровья как целостного < организма. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (мс функциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья.

Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показате лями) здоровья можно назвать следующие его признаки: уровень и гармоничности физического развития; функциональное состояние организма (его резервные воз можности, и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Все вышеперечисленные показатели могут быть выражены количественно, речь идёт как раз о количественной оценке различных конкретных показателей здоровья, а не количестве его.

При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалиcтy, понятно, на какие из показателей Могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.

$.1 функциональные возможности проявления здоровья человека В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные можности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные гигиенические, экологические условия), особенности воспитания обучения, соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза развития организма) на различных его -этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересами личности. Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасы­вания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.

Поистине неограничены резервы физической силы человеческого организма
Так, всемирно известный русский богатырь Иван Зайкин гнул рельсы, ломал теле-
графные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ива-
на Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновремен­
но

Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.

Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных усло виях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной И тем не менее человек трудится, совершенствует производство За счёт чего «действуют» все Системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоро-

вья в Необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом

имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций

  1. Требования спортивной классификации, правила соревнований по избранному виду спорта (для студентов СМГ – особенности занятий в специальных медицинских группах).
  1. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время.

физическая культура и спорт специалиста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.