Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №8 7 страница




В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ

Физическая культура и спорт в свободное от работы время должны занимать существенное место, так как в условиях производства в рабочее время невозможно в достаточной мере решить задачи по укреплению здоровья, подготовке к профессио­нальной деятельности, а в условиях вредного для здоровья труда это вообще не представляется возможным. В настоящее время приняты следующие формы физи­ческой культуры в свободное время: утренняя гигиеническая гимнастика; утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; краткие занятия в обеденный перерыв; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с це­лью активного отдыха и повышения функциональных возможностей

11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)

Целью такой гимнастики или, как раньше ее называли, зарядки является обес­печение плавного перехода всех функций организма от сна к состоянию активной бодрости путем снятия влияния вагусного или блуждающего нерва, тормозящего работу всех органов и систем в ночное время!

Примерная схема последовательности упражнений в УГГ для работников ум­ственного труда. Комплекс содержит следующие упражнения: потягивание, ходьба.

139 бег; махи руками, неглубокие выпады для активизации работы сердечно-сосудистой
системы; вращения и наклоны головы, туловища, упражнения на гибкость и сило­
вые упражнения; упражнения для увеличения подвижности суставов; укрепления
брюшного пресса и мышц ног; упражнения на расслабление и восстановление ды­
хания •

В среднем зарядка длится 8-15 мин.

11.3.2. Утренние специально направленные занятия • физическими упражнениями

Специально направленными упражнениями стремятся исключить вредные по­следствия от малоподвижного, тяжелого физического, однообразного труда, повы­шенной нервно-эмоциональной напряженности, вредных условий рабочей среды.

Борьба с гипокинезиеЙ и гиподинамией достигается путем увеличения физи­ческой активности, а также развития силы, подвижности суставов, координации движений, ловкости. При повышенной нервно-эмоциональной напряженности при­меняются упражнения на расслабление мышц, а также упражнения, способствую-, щие нормализации частоты сердечных сокращений. Подобным образом с учетом условий труда и индивидуальных особенностей организма можно подобрать ком­плексы, компенсирующие влияние многих неблагоприятных факторов на работаю-

щих, в том числе - вибрации, укачивания, гипоксии и т.д. Так, специалистами ре­комендуется при работах в однообразной рабочей позе применять упражнения для коррекций осанки, исключения застойных явлений в нижних конечностях, профи­лактики остеохондроза. А при работе в неблагоприятных, вредных условиях исполь­зовать упражнения ДЛЯ улучшения дыхательной функции, включать зякаливающие процедуры.11.3.3. Попутная тренировка

Под попутной тренировкой понимают 'индивидуальную подготовку с целью повышения двигательной активности. Отличается попутная тренировка;ем, что она не требует дополнительных затрат времени, проводится в обычных условиях труда и быта, например передвижение на работу пешком, на велосипеде. Полезен подъем по лестницам. При подъеме по обычной лестнице в среднем темпе человек расходу­ет 0,012 ккал/ кг на каждый метр подъема, а при спуске по лестнице - одну треть за­трат на подъем. В качестве дополнительных нагрузок используются хозяйственные работы по дому, на дачном участке и т.п., что приравнивается к труду средней тяже­сти. Полезно также применять изометрические упражнения на любые группы мышц, внешне почти незаметные для окружающих.

11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Одной из форм ПФК являются организованные занятия в группах здоровья, общефизической подготовки в спортивных секциях. К этим формам можно смело отнести и занятия в клубах по интересам, фитнесклубы и другие современные фор­мы занятий. Для посещения таких занятий необходим допуск врача и регулярные медицинские наблюдения за занимающимися. Комплектование групп ведется с уче­том пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимаю­щихся.

Группы здоровья. Основной целью занятий в группах здоровья является ук­
репление защитных свойств организма к воздействию внешних факторов и условий
производства, повышение уровня общей подготовленности организма к трудовой
деятельности. При организации занятий в группах здоровья необходимо использо-
вать различные виды спортивной деятельности, профилактические процедуры -
массаж и самомассаж, сауну и др.

Группы обшей физической подготовки (ОФП). Группы обшей физической подготовки организуют для лиц, стремящихся к развитию или поддержанию на достаточном уровне основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, ловкости.

К задачам таких групп относятся улучшение общей физической подготовки, освоение навыков спортивных упражнений, развитие физических качеств. В этих группах могут заниматься как молодые, так и люди среднего возраста (группа 15-20

человек) Занятия проводятся обычно 2-3 раза в неделю в течение 2 ч. Специалисты рекомендуют организаторам таких секций соблюдать педагогические принципы, етремиться к разностороннему воздействию на занимающихся, использовать круго­вой метод тренировки. Следует использовать как подготовку к отдельным видам спорта, так и к многоборью, включать в занятия спортивные игры,

К сожалению, в наше время не существует Комплекс ГТО и, соответственно,
нет специальных групп по освоению нормативов его. Тем не менее, при организа­
ции занятий в группах ОФП необходимо использовать богатейший опыт работы по
Комплексу ГТО, в частности, применять методические подходы по теоретической и
практической подготовке занимающихся, использовать систему оценок подготов­
ленности занимающихся, основанную на достижениях отечественной спортивной
науки и учитывающей пол и возрастные особенности занимающихся, определенные
ступени роста мастерства в разных видах спорта. Освоение нормативов Комплекса
будет вполне отвечать созданию «базовой» общефизической подготовки современ­
ного специалиста, готовности его осуществлять интенсивный труд в сложных, бы-
стро меняющихся условиях современного производства, в непростых условиях на
шей жизни.

Занятия в спортивных секциях. Спортивные секции создаются по различ­
ным видам спорта. Их основной целью является совершенствование и поддержание
спортивного мастерства людей разных возрастных категорий. В спортивных секци­
ях участвуют даже спортсмены высокого класса. Примером могут послужить
две омские волейбольные команды - женская «Омичка» и мужская «Вита», в кото­
рые наряду со спортсменами, имеющими средние достижения, вошли мастера во­
лейбола, выступавшие в прошлом в высшей и суперлиге, решившие продолжать
свою спортивную подготовку. В результате обе команды являются многократными

чемпионами и призерами первенств города и Омской области, успешно выступают в первенстве России и международных турнирах ветеранов.

Содержание занятий в спортивных секциях строится на основе спортивной методики, принятой в нашей стране, главной целью их является подготовка к уча­стию в соревнованиях с другими спортсменами, командами. Виды спорта подбира­ются с учетом специфики труда участников секций.

Если молодой специалист приходит на работу в коллектив, где не ведется спортивная работа или нет занятий по интересующему его виду спорта, нужно сме­ло браться за организацию спортивной секции. Первым шагом для этого являются подбор необходимого для занятий места (спорткомплекса, лыжной базы, бассейна, спортзала), выявление нескольких энтузиастов, желающих заниматься. Далее необ­ходимо организовать внутренние соревнования, например - блицтурнир с участием команд отделов, служб, цехов, где выявится еще несколько способных спортсменов Главное при этом - сформировать цели спортивной подготовки, обеспечить условия тренировки, регулярность занятий и их методическую правильность. Нужно при этом помнить, что руководителем секции, команды может стать не обязательно лучший из спортсменов, а наиболее методически подготовленный и любящий свой вид спорта, работу с людьми, Поэтому серьезный, системный подход к отбору спортсменов, обеспечению медицинского контроля и условий для занятий и сорев­нований во многом обеспечит дальнейшие успехи команды,

Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. Та­кие занятия могут быть как дополнительными к секционным, так и полностью само­стоятельными. Желательно, чтобы занимающиеся имели достаточный физкультур­ный либр спортивный опыт. Перед началом занятий необхбдимо получить консуль­тации у специалистов физической культуры, врачей. Большую помошь участникам таких занятий окажут изучение специальной литературы, составление планов занятий, ведение индивидуального дневника самоконтроля.

 

Билет №29

  1. Спортивная подготовка.
  1. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной видах деятельности.
  2. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня

Комплексы упражнений вводной гимнастики состоят из упражнений органи­зующего характера для туловища, рук и ног, упражнения в быстром темпе с музы-кальным сопровождением под ритмичную, бодрую музыку.

Для людей, работающих с высоким напряжением внимания и психики, с ма­лой физической нагрузкой, подбираются комбинированные динамические упраж­нения с участием различных групп мышц, требующих высокой координации движе-ний Пик физической нагрузки планируется на первую часть комплекса.

С целью профилактики сутулости от длительного пребывания в вынужденной позе «сидя» и утомления зрительного анализатора используются специальные кор ригирующие упражнения.

При составлении комплексов упражнений необходимо учитывать характери-стику труда.

Проведшие физкультуры в течение рабочего дня должно либо предшество­вать первым признакам утомления, либо совпадать с его началом. Для людей тяже­лого физического труда рекомендуется проводить производственную гимнастику через 1-1,5 ч, а для лиц умственного труда - через 2,5-3 ч от начала работ, т.е. в кон­це фаз высокой производительности для более «плавного» перехода состояния орга­низма в период наступающего утомления.

Следует помнить, что время проведения микропауз и физкультминуток опре­деляют сами работающие в течение рабочего дня по своим субъективным ощущени­ям. В основном это несколько упражнений на мышечные группы, которые находи­лись в вынужденном положении при работе.

 

Билет №30

  1. Интенсивность физических нагрузок.

. Интенсивность физической нагрузки - это объем физических упражнений, выполненных с определенной скоростью, т.е. путь, пройденный в единицу времени с определенной мощностью, при определенной плотности занятий Интенсивность на-грузки связана с напряжением усилий занимающегося при выполнении упражнений. Показателями ее могут служить частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость пе­редвижения спортсмена, выраженная в процентах от соревновательной скорости, и содержание лактата в крови. Например в зависимости от величины показателей ЧСС и скорости передвижения на лыжах, интенсивность в лыжных гонках классифициру­ется таким образом: низкая - 120-140 уд/мин или 55-70%; средняя - 140-160 уд/мин, 70-85%; околосоревновательная - 160-175 уд/мин, 85-95% соревновательная -175-190 уд/мин, 95-105%; максимальная 190 уд/мин, 105%.

Интенсивность нагрузки выражается абсолютными и относительными показа­телями. Абсолютные показатели - это физические единицы измерения (м/с, км/ч, частота движения), относительные - скорость в % от соревновательной, с которой занимающийся проходит определенный отрезок или всю дистанцию

Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменени-
ем показателей деятельности ведущих систем организма: ЧСС (уд/мпн), потребление
кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведений учебно-тренировочных занятий со cтy-
дентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предло-
женной B.C. Фоминым:

К= '(ЧСС после бега * ЧСС Через 10 мин) 1 (ЧСС после бега.- ЧСС исхолная) X х100%,

где К - коэффициент Восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-Й минуте после бега; ЧСС после бега - величина пульса сразу после беги, подсчитыва-ется за 10 с сразу после преодоления дистанции или физической нагрузки'; ЧСС че-рез 10 мин - величина пульса Через 10 мин после бега или выполненной физической нагрузки; ЧСС исходная- величина пульса ДО занятия Рассчитырпя коэффициент восстановления К, можно планировать беговую Нагрузку (длину дистанции и ско­рость бега) или другую физическую тренировочную нагрузку Одни из компонентов нагрузки можно увеличить если К составляет менее 80%.

  1. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Правильно организованный контроль, вернее самоконтроль, позволяет избе-жать перегрузок, придает целенаправленность тренировкам.

Надлюдению Подлежат самочувствие, настроение, аппетит, утомляемость, сон, работоспособность, показатели, отражающие состояние основных органов. Само­чувствие - субъективное ощущение состояния здоровья. Оно характеризуется рядом признаков- усталостью, ощущением слабости, головными болями или же бодростью, желанием заниматься упражнениями. Симптомы утомления весьма разнообразны. Непосредственным выражением утомления является чувство усталости, слабости, бессилия, сонливости. При силь­ной степени утомления наблюдаются отвращение к работе, раздражительность, не­приязнь к окружающему, тягостное напряжение.

Признаками утомления являются учащение дыхания, боль в мышцах, затруд­нение дыхания, потливость, сильное сердцебиение, сухость во рту в течение дня и в фоцессе тренировки.

Длительность и глубина сна также отражают состояние организма (более под­робные сведения о сне - в лекции 3)

Необходим контроль за пульсом в состоянии покоя. Лучше проводить измере-

ния сразу же после сна, лежа в постели, перед тренировкой, во время тренировки и

обязательно после - в период восстановления.

Важная часть самоконтроля - регулярное определение веса.

  1. Производственная гимнастика, как часть производственной физической культуры в рабочее время.

Производственная физическая культура в рабочее время («Производственная гимнастика»)

Название «Производственная гимнастика» не совсем точно отражает подбор
средств физической культуры для занятий в рабочее время, т к, кроме гимнастиче­
ских упражнений, в отдельных случаях могут включаться и другие упражнения, на­
пример упражнения на тренажерных устройствах. Кроме производственной гимна­
стики применяются и такие ее формы, как вводная гимнастика, физкультурная пау­
за, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха, которые будут рассмот­
рены ниже..

Производственная гимнастика содержит комплексы специальных упражнений (гимнастических), используемых в режиме тру да, способствующих повышению об­щей и специфической работоспособности в процессе труда и имеющих, профилакти­ческий восстановительный и компенсаторный эффекты

Вводная гимнастика, с которой должен начинаться рабочий день, предназна­чена для активизации работы органов и систем, не вызывая усталости организма Проводится она за 5-7 мин до работы и содержит 5-8 обшеразвивающих и специаль­ных упражнений. В комплексы вводной гимнастики необходимо включить упраж­нения, по своему характеру близкие к рабочим движениям предстоящего труда Тем

самым идет подготовка организма к предстоящей деятельности.

Для организации срочного активного отдыха проводятся физкультурные пау­зы. Цель такой паузы - предупреждение или ослабление утомления, сохранение ра­ботоспособности в течение рабочего дня. В физкультурных паузах применяется 7-8 упражнений, в течение 5-10 мин, обычно через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до конца труда, упражнения выполняются на рабочих местах.

Подбор упражнений нужно делать с учетом особенностей рабочей позы, тру­довых операций, тяжести и напряжения труда.

Физкультурная минутка - это индивидуальная форма краткой физкультуры для локального восстановления без перерыва труда отдельных групп мышц частей тела, для которых необходим отдых. Она проводится в течение дня от 2 до 5 раз по 2-3 мин и содержит не более тpex упражнений (потягивания, прогибания, расслабления или напряжения отдельных групп мышц и упражнения для активизации пе­риферического кровообращения).

Для успешного применения этой формы ПФК нужны предварительная разъяс­нительная работа и специальная подготовка занимающихся.

Микропауза активного отдыха - используется для ослабления общего или ло­кального утомления организма путем частичного или локального снижения или по­вышения возбудимости центральной нервной системы. Длительность такой паузы

20-30 с

В микропаузах применяются упражнения на напряжение и расслабление, приемы самомассажа, позволяющие снимать утомление некоторых анализаторных систем, нормализовать работу периферического и мозгового кровообращения При-мером применения упражнений в микропаузе является гимнастика глаз, позволяю­щая снимать накопившееся утомление.

 

Билет №31

  1. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
  1. Особенности организации самостоятельных занятий для женщин. Гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей, питьевой режим.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН

При планировании тренировочного процесса следует учитывать основные ана-томо-физиологические особенности женского организма. Мышечная ткань у них со­ставляет 32-35% веса тела, а у мужчин - 40% и более, зато жировой ткани у женщин на 10 % больше, чем у мужчин.

Биологические особенности женского организма тесно связаны с овариально-менструальным циклом, который проявляется с наступлением половой зрелости -обычно в 12-15 лет. Он, как правило, продолжается от 2 до 7 дней и повторяется че­рез 21-28 дней. При значительных тренировочных нагрузках цикл может удлиняться до 36-42 дней. Спортсменки, тренеры и врачи должны вести наблюдений за измене­ниями самочувствия и спортивной работоспособности в связи с менструальным циклом Эти данные имеют важное значение для правильного планирования трени­ровочного процесса и выступлений на соревнованиях.

6.5. гигиена самостоятельных занятий: уход за кожей, питьевой режим, питание

Внешность человека во многом определяется состоянием его кожи. Если о
глазах говорят, что они зеркало души, то с не меньшим основанием можно утвер­
ждать: кожа - это зеркало здоровья. Первое требование по уходу за кожей - безу­
пречная чистота. Все зависит от свойств кожи. Если она нормальной жирности, то
умываться с мылом следует ежедневно на ночь; если жирная - вечером и утром; если
сухая - обязательно раз в день, но без мыла.,

Очищать сухую кожу можно также ватным тампоном, смоченным в кипяченой воде пополам с молоком. Людям с жирной кожей полезно умываться водой, подкис­ленной лимонным соком или столовым уксусом. Хорош также горячий отвар из ли­стьев клевера и ромашки. Он обладает противовоспалительным и антисептическим свойством. Две столовое ложки сухой травы заливают в кастрюле литром крутого кипятка, затем эту кастрюлю ставят в другую, наполненную водой, и кипятят 30-40 мин. Гигиеническое назначение одежды и обуви -.защищать человека от неблаго­приятного влияния окружающей среды, регулировать теплообмен, Поэтому одежда должна быть легкой, не слишком теплой, удобного покроя (не должна стеснять дви-жений, мешать дыханию и кровообращению, раздражать кожу). Спортивную одежду подбирают по гигиеническим свойствам ткани, исходя из специфики занячий раз-лачными видами спорта. Недопустима лишняя одежда во время тренировок, вызы­вающих усиленную теплопроводность в организме. Если соревнования, занятия по физическому воспитанию или тренировки проводятся, на улице, то поверх хлопчато­бумажного белья, шерстяного костюма необходимо надеть рубашку и брюки из плотного ветрозащитного материала. Следует также принять меры к защите от хо­лода ног, рук, головы, ушей.

Обувь должна полностью соответствовать особенностям строения стопы и быть удобной в движении, воздухопроницаемой и водонепроницаемой, свободной, легкой и красивой.

Основные условия рационального питания - сбалансированность питания и правильный режим приема пищи. Сбалансированность питания - это определенный набор продуктов, количество основных пищевых веществ и правильное соотноше­ние между ними. По формуле сбалансированного питания благоприятным для орга­низма человека является следующее соотношение в нище белков, жиров и углево­дов - 1:1:4. Суточная потребность белков - 120,0 г (соотношение растительного и животного белков 1:1); углеводов 400-500 г, из них сахара 20-25%; жиров 80-100,0 г, из них 25% - жиры растительного происхождения Для спортсменов соотношение белков, жиров, углеводов может меняться в различные периоды тренировочного процесса. В период интенсивно мышечной деятельности на непродолжительное время соотношение меняется в сторону увеличения углеводов

Обязательным в рационе питания должно быть наличие витаминов Витамины активизируют мышечную деятельность и повышают сопротивляемость организма вредным влияниям внешней среды. Наиболее ценными являются, витамин А (со­держится в сливочном масле, моркови, щавеле, печени животных), витамин Е (со­держат фрукты и ягоды, овощи). Много витаминов В1, В2, РР, В6 находится в пив­ных дрожжах, которые можно включать в рацион в виде таблеток В условиях соревнований, интенсивных тренировочных занятий помимо естественных витаминов необходимо давать спортсменам витаминные препараты, но это делают врачи

В конце зимы и весной необходимо особенно заботиться о содержании вита­минов в пищевом рационе, включая квашеную капусту, овощные и фруктовые соки; отвар шиповника и различные витаминные препараты (назначают врачи).

Можно применять поливитаминные концентраты «Ундевит» и «Декамевит», Но тогда следует ежедневно Принимать дополнительно 100 мг витамина С, так как его содержание в этих препаратах недостаточно. В рационе должны обязательно присутствовать продукты, богатые солями кальция (сыр, творог, молоко, икра, рыб­ные консервы, фасоль и др.).

В питании спортсмена наряду с обычными пищевыми веществами могут быть использованы различные питательные смеси и продукты повышенной биологиче­ской ценности. Спортивный напиток состоит из 200 г глюкозы, 100 г сахара, 0,5 г аскорбиновой кислоты, 3 г фосфорнокислого натрия, 1,5 г хлористого натрия, 15-20 г черносмородинового или клюквенного экстракта. Углеводно-минеральный напиток рекомендуется спортсменам в качестве питания на дистанции и в восстано­вительном периоде после многодневных напряженных тренировок. Основу напитка составляют углеводы различной сложности; сдли кальция, калия, магния, натрия, фосфора; глютаминовая и аскорбиновая кислоты; аминокислоты, витамин С и чер­носмородиновый или лимонный экстракт

  1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств производственной физической культуры в рабочее и свободное время.

Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время

Определение выбора форм, методов и средств для ПФК ведется на основе учета условий трудовой деятельности. Здесь изучаются рабочая поза трудящегося, разнообразие рабочих движений, загруженность функциональных систем. Таким образом, после длительной работы сидя, упражнения проводятся в исходном поло-жении стоя, и наоборот, если работа выполнялась стоя, то восстановительные и профилактические упражнения выполняются сидя или лежа. Такой метод подбора упражнений носит название «контрастного». При влиянии условий труда и быта специалистов следует учитывать также особенности состояния организма в зависи­мости от времени проведения занятий, цикличности развивающегося утомления в дневном, недельном, месячном и годичном периодах работы трудящихся.

Производственная физическая культура имеет две основные формы: ПФК в рабочее время (производственная гимнастика) и ПФК во внерабочее время.

 

Билет №32

  1. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм человека.

Гипокинезия сопровождается ограничением афферентных импульсаций - вы­падением естественного потока проприоцентивной сигнализации и всего комплекса рецепторов, в норме активизирующих подкорковые образования (гипоталамус и ретикулярную формацию), а также тонус коры головного мозга. Роль рецепторов, од­нако, не ограничивается только пусковым механизмом формирования приспособительных реакций организма. Рецепторы осуществляют также сигналы, корригирую­щие (исправляющие) в случае необходимости деятельность эффекторов после соот­ветствующего афферентного синтеза. Влияние гипокинезии проявляется в сложных объективных электрофизноло-гических изменениях: электроэнцефалограммах (записи работы мозга), кожно-гальванической реакции (Р.Е. Мотылянская, 1990 г.) и в субъективных данных: снижении умственной работоспособности и памяти, эмоциональной неустой­чивости.

В результате снижения функциональной нагрузки на генетический аппарат ключевых организмов (мозга, миокарда, скелетной мускулатуры) прекращается сти­мулирующее влияние продуктов распада АТФ (аденозитрифосфорной кислоты) на её ресинтез. В связи с этим страдает пластический обмен - снижается продукция нуклеиновых кислот и белка (по схеме ДНК, РНК, белок), а в итоге уменьшаются размеры внутриклеточных образований - митохондрий и их крист, ослабляется тканевое дыхание (В.А. Казарьян и др.). Снижение газообмена приводит к ослаблению вентиляционной функции лёгких, уменьшению использования кислорода, увеличе­нию кислородного долга даже после небольших физических нагрузок (Б.С. Катков ский, Б.А; Коваленко).

Ограничение влияния гормонов на ферментативную активность сопровождаeтcя ослаблением неспецифического адаптационного синдрома а, следовательно, и неспецифической работоспособности и резистентности.

В связи с гипокинезией (гиподинамией) страдает сердечно-сосудистая система. Клинические ухудшений функционального состояния сердца были выявлены у лиц, которые в силу каких-либо обстоятельств вынуждены были находится длительное время на постельном режиме (травмы, заболевания), а также у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни в связи с характером профессий и привычкой мало двигаться. Изменения эги выражены в снижении величины ударного объема и мощ-
ности насосной функции сердца.

Специфическим последствием гипокинезии являются струкгурные и функцио­нальные изменения, обусловленные ограничением нагрузки на костно-двигательный аппарат. Установлены существенные изменения минерального (особенно фосфорного и кальциевого) и белкового обмена в костях, сопровождающиеся повышенной их ломкостью.

Дизрегуляторные изменения негативно влияют на возбудимость и координационные способности, статическую и динамическую силу мышц и их выносливость

  1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности студентов.

Основные показатели физической нагрузки - объем и интенсивность (длина преодолеваемых отрезков и число повторений упражнений, Их длительность и ха-рактер отдыха).

Объем физической нагрузки определяется числом упражнений, выполненных за единицу времени (занятие, неделю, месяц, год) Объем выражается в конкретный единицах: в числе пройденных километров (лыжные гонки, бег, плавание) - цикли-ческие упражнения и в часах - ациклические упражнения. Интенсивность физической нагрузки - это объем физических упражнений, выполненных с определенной скоростью, т.е. путь, пройденный в единицу времени с определенной мощностью, при определенной плотности занятий Интенсивность на-грузки связана с напряжением усилий занимающегося при выполнении упражнений. Показателями ее могут служить частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость пе­редвижения спортсмена, выраженная в процентах от соревновательной скорости, и содержание лактата в крови. Например в зависимости от величины показателей ЧСС и скорости передвижения на лыжах, интенсивность в лыжных гонках классифициру­ется таким образом: низкая - 120-140 уд/мин или 55-70%; средняя - 140-160 уд/мин, 70-85%; околосоревновательная - 160-175 уд/мин, 85-95% соревновательная -175-190 уд/мин, 95-105%; максимальная 190 уд/мин, 105%.

Интенсивность нагрузки выражается абсолютными и относительными показа­телями. Абсолютные показатели - это физические единицы измерения (м/с, км/ч, частота движения), относительные - скорость в % от соревновательной, с которой занимающийся проходит определенный отрезок или всю дистанцию

Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменени-
ем показателей деятельности ведущих систем организма: ЧСС (уд/мпн), потребление
кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведений учебно-тренировочных занятий со cтy-
дентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предло-
женной B.C. Фоминым:

К= '(ЧСС после бега * ЧСС Через 10 мин) 1 (ЧСС после бега.- ЧСС исхолная) X х100%,

где К - коэффициент Восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-Й минуте после бега; ЧСС после бега - величина пульса сразу после беги, подсчитыва-ется за 10 с сразу после преодоления дистанции или физической нагрузки'; ЧСС че-рез 10 мин - величина пульса Через 10 мин после бега или выполненной физической нагрузки; ЧСС исходная- величина пульса ДО занятия Рассчитырпя коэффициент восстановления К, можно планировать беговую Нагрузку (длину дистанции и ско­рость бега) или другую физическую тренировочную нагрузку Одни из компонентов нагрузки можно увеличить если К составляет менее 80%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.