КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет №8 4 страница
Выносливость подразделяют на общую и специальную. Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, на-зывают специальной, например, специальная выносливость бегуна, прыгуна, лыж-инка и т.д. При работе, в которой участвуют более 2/3 мышц тела, расход энергии обычно Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих выносливости, определяются, с одной стороны, наличием соответствующих двигательных качеств и умений, с другой - анаэробными и аэробными возможностями организма При очень низкой мощности работы (медленный бег, передвижение на лыжах и т.н.) значение аэробных возможностей становится настолько большим что вынос-ливость во многом приобретает общий характер. Общая выносливость -это выносливость в продолжительной работе умеренной интенсивности при фупкционирова-нии всею мышечного аппарата. Это создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости. При воспитании Выносливости с помощью циклических упражнений нагрузка определяется скоростью передвижения, продолжительностью упражнения и интервалов отдыха, характером отдыха (активный либо пассивный), числом повторений упражненийПовышение аэробных возможностей зависит от увеличения максимального уровня потребления кислорода, развития способности поддерживать этот уровень длительное время и увеличения быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин. В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей используют методы равномерного непрерывного, повторного и переменного упражнений Равномерное непрерывное упражнение особенно широко применяется на начальных этапах воспитания общей выносливости. Большой эффект в развитая аэробных возможностей дает - хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным- анаэробная работа, выполняемая в виде крат-ковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха (методы повторного, интервального упражнения). Продукты анаэробного распада, образующиеся при выполнении интенсивной кратковременной работы, служат мощным стимулятором дыхательных процессов Поэтому в первые 10-90 с после такой работы потребление кислорода увеличивается, растет ударный объем крови. Если повторная нагрузка дается в этот момент, то потребление кислорода может достигнуть максимума,
Методическую основу такой подготовки составляют различия в соотношении разносторонней физической подготовки и специализированной ППФП к конкретным специальностям, например при подготовке инженеров-программистов и будущих геологов, инженеров строительных специальностей. Необходимы учет требований единства физической и психической деятельности в условиях внешней среды, уровень предварительной подготовленности занимающихся. При этом считается, что резкого разграничения между разносторонней физической подготовкой и ППФП не должно быть, так как это и есть составные части гармоничной подготовки будущих специалистов. ППФП может проводиться как последовательно, так и параллельно с обшей физической подготовкой. При этом можно лишь акцентировать внимание на формировании у студентов прикладных знаний и навыков применения ППФП в режиме труда и отдыха. Необходимо также овладение прикладными умениями и навыками, входящими в отдельные виды спорта - с целью развития физических и специальных качеств для конкретной профессии, с учетом положительного «переноса» их в профессиональную деятельность. Формирование прикладных знаний ведется в плане информации студентов о возможностях использования физической культуры и спорта при борьбе с производственным утомлением и негативным влиянием производственной среды, ознакомлением с навыками организации оздоровительной, спортивно-массовой работы. Формами ППФП в высших учебных заведениях являются специально организованные учебные занятия; самостоятельные и самодеятельные занятия; массовые оздоровительные; физкультурные и спортивные мероприятия, избирательно приме-няемые в различных вузах или на факультетах. На учебных занятиях дают теоретическую подготовку и практические навыки, позволяющие студентам методически грамотно готовить себя к профессиональной деятельности, а также выработать качества будущего руководителя, организатора спортивной и производственной деятельности целых коллективов с учетом требований специальности, Самостоятельные и самодеятельные занятия прежде всего, включают выполнение заданий преподавателя по ППФП. В качестве контроля эти задания вводится и зачетные требования (составление комплексов утренней и производственной гимна-стик, материалы по организации соревнований и др.). Для совершенствования ППФП используются занятия в студенческих общежитиях и спортивных лагерях, в режиме рабочего дня и в период каникул и т.д. Важной составной частью организа-цин ППФП является методика подготовки судей, общественных инструкторов по спорту. Массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия имеют положительное значение, если они насыщаются прикладными видами спорта или их элементами. В этом плане полезны соревнования по спортивному ориентированию, марш-броски, -эстафеты и подвижные игры с элементами ППФП. Необходима также связь с профилирующими кафедрами вуза. Это позволит разработать мероприятия с включением элементов будущей специальности студентов в виде комбинированных эстафет и т.д.
Билет №18
Существенное влияние на спорт в целом оказывают национальные виды спорта, то есть те, которые можно считать традиционными для определенных национальных общностей в масштабах региона, страны: например, японская борьба «сумо», которая сейчас вышла из рамок одной страны и приобрела международные масштабы. Борьба «самбо» имеет наши национальные корни, но теперь стала международным видом спорта. Национальные виды обычно связаны с бытом отдельного народа, способствуют демонстраций и совершенствованию жизненно важных сторон подготовки спортсменов. Так, для населения, занимающегося скотоводчеством, характерны конные скачки, различные игры всадников. Для народов Севера характерны гонки на оленьих упряжках. Практически у всех народов есть свой разновидности борьбы, развивающиеся с давних времен. Из русских народных видов спорта следует отметить такие увлекательные виды, как городки и лапту. Зрелищные и несложные по своей организации, они развивают важные прикладные навыки и качества.
Билет №19
На организм человека могут оказывать влияние различные чрезвычайные раздражители или факторы внешней среды - механические, физические, химические, биологические и психологические. Степень их болезнетворности относительна и зависит от сопутствующих условий внешней и внутренней среды организма. Механическая энергия оказывает на организм повреждающее и болезнетворное действие в зависимости от величины прилагаемой энергии и характера физиологических, физико-химических и механических свойств тканей и органов, подвергающихся действию механической энергии. Примером действия механической энергии являются растяжения и разрывы мышц и сухожилий; сдавления мягких тканей человека наблюдаются при обвалах шахт, земляных массивов, взрывах и других причинах. Последствием может быть нарастающая недостаточность функций почек - симптомы, характерные для травматического шока. Удар ~ действие на организм предмета, движущегося с положительным ускорением, или ударной воздушной волны. Механизм повреждающего действия - разрывы мягких тканей и сосудов, переломы костей и пр. Ударные воздушные волны (при разрыве авиабомб, снарядов, мин) могут вызвать разрыв барабанной перепонки и другие нарушения вестибулярного аппарата. Изменение скорости движения (ускорение) может резко влиять на состояния организма. Действие малых ускорений в наземных условиях становится причиной «укачивания» или кинетозов. Большие ускорения, развивающиеся в реактивных ле тательных аппаратах, приводят к перегрузкам, испытываемыми пилотами сверхзвуковых самолётов и космонавтами. Кинетозы (от греч. слова kinesis - движение)-воз никают при качке судна на море (морская болезнь), при полёте на самолёте (воздушная болезнь), при вращении на каруселях, качелях и прочих сопровождаются неприятными ощущениями. Невесомость также относится к действию механической энергии и может быть частичной или полной. Под влиянием невесомости в организме возникают сенсорные, двигательные и вегетативные изменения (головокружение, ощущение крена, «перевёрнутости»). Двигательные изменения выражены не столь резко – некоторое нарушение координации, уменьшение мышечной силы рук. Вегетативные изменения в условиях невесомости более выражены: кровяное давление снижено, тенденция к учащенному сердцебиению, учащённое дыхание, имеются изменения и со стороны крови. Тепловая энергия. К физическим болезнетворным факторам относятся действие высокой и низкой температур, лучистой энергии, электрического тока, звука, а также изменений барометрического давления. Повышение температуры окружающей среды как болезнетворный фактор оказывает общее (перегревание, тепловой удар) и местное (ожоги) действие. .Перегревание возможно и при нормальной температуре воздуха, если ограничена теплоотдача и усилена теплопродукция (непроницаемая для влаги одежда, выраженное развитие подкожной жировой клетчатки). Повышение температуры тела до 39-39,5° сопровождается обратимыми нарушениями функционального характера (потеря сознания, судороги, расстройство дыхания и кровообращения). Критической температурой считается 42°, после чего резко нарушается обмен веществ в мозговой ткани. Наблюдается сгущение крови. Ожоги. Местное действие высокой температуры (около 50° и выше) на живые возникает воспалительная реакция и коагуляция белков, приводящая к немедленной гибели клеток. Действие низкой температуры. Под действием холода возникают общие и местные реакции. К общим реакциям относятся общее охлаждение организма - гипотермия (как разновидность её - замерзание) и простуда. Местные реакции заключаются в возникновении отморожений различной интенсивности. Лучистая энергия. Болезнетворный эффект ионизирующей радиации в целом определяется как непосредственным повреждающим действием на клетки и ткани организма, так и раздражением нервной системы и возникающими отсюда общими реакциями организма, обозначаемыми как лучевая болезнь. Облучение повышает число злокачественных опухолей и ускоряет их возникновение, которые могут возникать как при общем, так и местном облучении. В то же время воздействие ионизирующим излучением применяется и как мощное противоопухолевое средство. Механизм повреждающего действия лучей лазера на биологические объект складывается из ряда факторов: 1) термического действия самого луча и вторичного повышения температуры подлежащих тканей в результате поглощения тепловой энергии; 2} механического действия - «взрывной эффект» - в результате возникновении упругих колебаний типа ультразвуковых или даже ударной волны; 3) биологического действия - образование в тканях и клетках токсического вещества. Электрическая энергия. Человек подвергается действию либо природной (молния), либо технического (в промышленности, быту, на транспорте, в военных условиях) электричества. Следует, однако, помнить, что общая реакция организма на поражение элек трическим током слагается в результате суммарного влияния напряжения тока и продолжительности прохождения его через тело. Акустические колебания (звук) имеют широкий диапазон физиологического и патологического действий в зависимости от длины волны, частоты колебаний интенсивности звука. С ростом технического прогресса шум становится болезнетворным фактора широкого спектра действия, Воздействию шума особенно высокой интенсивности подвергаются люди определенных профессий: лётчики и обслуживающий персонал авиалиний, кузнецы, ткачихи, штамповщики, взрывники, литейщики и другие. Барометрическое давление. Человек подвергается действию пониженное барометрического давления при подъёме на высоту в летательных (негерметичных аппаратах, при восхождении в горы, в барокамерах. Болезнетворное действие в этих условиях оказывают и сам фактор понижения барометрического давления, и понижение напряжения кислорода в воздухе, и космические и ультрафиолетовые лучи Горная болезнь возникает при восхождении в горы. Непосредственной причиной развития горной и высотной болезней является падение давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Химические факторы. Повреждающее действие на организм химических веществ весьма многосторонне и является предметом изучения специальной науки - токсикологии Отравляющее действие химических веществ зависит от их дозы, путей попадания и выведения из организма, а также от реактивности и сопротивляемости организма. Биологические факторы. Болезнетворное влияние животных на человека выражается в нанесении механической травмы в форме укусов, ушибов, уколов и воздействия ядовитыми выделениями. Социальные патогенные факторы. Человек, являясь существом социальным, общественным, во всей своей жизни и трудовой деятельности непрерывно подвергается действию социальных факторов. К социальным болезнетворным факторам относятся общественный строй, войны, эпидемии, голод и т. д. Микросоциальными болезнетворными факторами называют отрицательные влияния человеческих отношений в отдельных коллективах (семьях, школах, на производстве). Социальный фактор - труд - создал у людей речь, вторую сигнальную систему. Слово может быть как болезнетворным, так и мощным лечебным фактором. Сильные психологические воздействия могут вызвать у человека психологический шок с падением кровяного давления и другими проявлениями этого состояния.
Билет №20
Правильно организованный контроль, вернее самоконтроль, позволяет избе-жать перегрузок, придает целенаправленность тренировкам. Надлюдению Подлежат самочувствие, настроение, аппетит, утомляемость, сон, работоспособность, показатели, отражающие состояние основных органов. Самочувствие - субъективное ощущение состояния здоровья. Оно характеризуется рядом признаков- усталостью, ощущением слабости, головными болями или же бодростью, желанием заниматься упражнениями. Симптомы утомления весьма разнообразны. Непосредственным выражением утомления является чувство усталости, слабости, бессилия, сонливости. При сильной степени утомления наблюдаются отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему, тягостное напряжение. Признаками утомления являются учащение дыхания, боль в мышцах, затруднение дыхания, потливость, сильное сердцебиение, сухость во рту в течение дня и в фоцессе тренировки. Длительность и глубина сна также отражают состояние организма (более подробные сведения о сне - в лекции 3) Необходим контроль за пульсом в состоянии покоя. Лучше проводить измере- ния сразу же после сна, лежа в постели, перед тренировкой, во время тренировки и обязательно после - в период восстановления. Важная часть самоконтроля - регулярное определение веса. Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъек-тивным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физической и умственной работоспособности, настроения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благоприятной реакцией на физические нагрузки считаются бодрое самочувствие, хорошее настроение, ясная погода, высокая работоспособность - как умственная так и физическая, легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ровное отношение к окружающим. Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются наблюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального давления, О функционировании сердечно-сосудистой системы можно судить по ин-дексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле: И. К. =Д / П, где Д - диа-столическое давление, П - пульс в 1 мин. В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечно-сосудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент, экономивший кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле: КЭК - (С - Д) • П, где С - систолическое давление, Д - диастоличе-ское, П - пульс в 1 мин. В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК свидетельствует о напряженности в работе сердечно-сосудистой системы. Помимо объективных методов определения физической работоспособности, изложенных выше, существуют педагогические методы исследования физической подготовленности. С их помощью можно определять состояние мышц и суставов, сердечно-сосудистой системы, а также выяснить какие отделы и системы развиты слабее других. Динамика показателей будет свидетельствовать об улучшении или ухудшении физической подготовленности. В связи с этим появится возможность коррекции содержания и методики общей физической нагрузки или отдельных форм занятий.
Билет №21
Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых и скоростных способностей, выносливости, ловкости и гибкости. Каждый вид спорта имеет свою специфику, что отражается на преимущест Преимущественное развитие силы проявляется в тяжелой атлетике (занятия штангой, гиревым спортом), следует отметить некоторое однообразие спортивной деятельности у занимающихся этими видами спорта. Поэтому для профилактики развития монотонии и разностороннего совершенствования необходимо вносить в тренировочный процесс упражнения, используемые в других видах спорта: например, периодически заниматься спортивными играми, легкой атлетикой. У спортсменов, занимающихся спортивными играми, развивается быстрота реакций, таких как внимание, оперативная память, улучшение точности координационных движений и др. Нагрузка распределяется как на нижние, так и на верхние конечности. В таких видах игр, как футбол, баскетбол, хоккей предполагается развитие общей и специальной выносливости. Комплексное влияние на организм оказывают такие виды спорта, как лыжи, 6и-атлон, плавание, волейбол, хоккей
Создание действенной защиты организма трудящихся от вероятности возникновения профессиональных заболеваний и травматизма - одна из важнейших задач физической культуры. С этой целью в нашей стране физическая культура была введена в 1923 г. в систему НОТ. В числе основных задач производственной физической культуры, перечисленных в начале этой лекции, неотъемлемой частью физической культуры и системе НОТ являются профилактика профессиональных заболеваний и травматизма на производстве. И хотя в настоящее время система научной организации труда разрушена на многих предприятиях, эти функции и направления ь работе должны нести специалисты физкультуры, активисты и руководители производства. Основные направления: создание благоприятных условий труда и охрана.здоровья работающих; условий производства в виде сбалансированного режима труда и отдыха, учета специфики производства. При этом выделяют два аспекта положительного влияния физической культуры: а) эффект срочного активного отдыха, борьбы с утомлением и сохранение работоспособности в течение рабочего времени, б) постепенно накапливаемое (кумулятивное) развитие физических и духовных сил человека труда с помощью активного отдыха, тренировочных воздействий, использования восстановительных средств физической культуры; рационализация приемов труда, уменьшение нервно-психологического напряжения, рационализация трудовых движений (операций), уменьшение затрат энергии за счет улучшения показателей координации движений, переносимых на процесс труда, экономизации, точности и ритмичности трудовых операций; подготовка физкультурных общественных кадров, повышение культурно-технического образования трудящихся. Принято рассматривать неспецифическую и специфическую подготовку человека к труду, в том числе всестороннее и гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение общей и специальной работоспособности, и противодействие влиянию производственной среды; развитие творческой инициативы, что имеет прямое влияние на результаты труда, создание благоприятной обстановки в отделе, цехе, предприятии.
Существенная роль в профилактике простудных и многих инфекциошшх Заболеваний принадлежит систематическому закаливанию организма Повышение ус . тойчивости организма к охлаждению - одно из наиболее доступных и эффективных Основными принципами закаливания являются постепенность, систематич ность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воды и воздуха. Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как во да обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух. Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень Закаливание водой подразделяется на следующие виды процедур: обтирание обливание, души, купания (методика проведения обсуждается на практических занятнях). Существуют ещё местные виды закаливания - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в повышении устойчивости к простудным заболеваниям, так как при этом закаляются самые уязвимые для охлаждения места организма. Обмывание стоп производится перед сном, первоначальная температура воды +2б6 * +28 ЬС, а затем доводят ее до +12в - +15 0С. полоскание горла - утром и вечером: начальная температура виды +23* • +25 0С, постепенно через неделю она снижаепкл на 1*-2 вС и доводится до +5» - +10 С. 5.4. Культура сексуального поведения многих молодых людей процесс обучения в вузе, техникуме совпадает с окончанием периода полового развития. Половое воспитание заключается не только в рассмотрении вопросов биологического и потребительского поведения Оно долж-быть связано и с социально-этическими и психогигиеническими требованиями. Период полового развития совпадает с периодом умственного и эмоционального развитая, когда молодой человек формируется как личность. «Бомбардировка» половыми гормонами мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление Эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического воспитания. Поэтому знания о половом поведении и его психогигиене имеют исключительно важное значение для молодёжи. Известно, что в пубертатном периоде (12-18 лет) происходит усиоретше половое развитие, сопровождающееся экскрецией половых гормонов. Мужские половые гормоны - андрогены * обеспечивают андрогенизацию организма, т. е формирование мужского фенотипа, а женские половые гормоны - эстрогены - способствуют проявлению женского фенотипа. Эти гормоны оказывают как морфогенетическое, так и поведенческое влияние, особенно на психоэмоциональную сферу, В это время и возникает задача научиться управлять эмоциями. Это управление необходимо ещё и потому, что эмоции любви, которые сопровождают половое поведение, становятся стимулятором умственной и творческой деятельности. При наступлении периода полового созревания отмечается отсутствие утомляемости, наблюдается переход к отвлечённому мышлению, внимание укрепляется и становится более концентрированным, пробуждается интерес к книгам, музыке, искусству. С возникновением эмоций любви связаны мечты о великих подвигах, героических поступках. Когда говорят» что влюблённые талантливы, это означает, что эмоции любви заставляют их быть более активными н целеустремлёнными, Такие люди работают во много раз продуктивнее, их творческие способности принимают чрезвычайный размах Сексуальные влечения управляемы, половая активность не потребительский феномен и с помощью волевых усилий можно переключить её на другой вид активности, в частности, на учебную деятельность. Очень важно выработать такую му потребностей, чтобы молодые люди познали себя и могли управлять эмоциями.
Билет №22
Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные можности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные гигиенические, экологические условия), особенности воспитания обучения, соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза развития организма) на различных его -этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересами личности. Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасывания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут. Поистине неограничены резервы физической силы человеческого организма Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом. Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных усло виях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной И тем не менее человек трудится, совершенствует производство За счёт чего «действуют» все Системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоро- вья в Необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций
Легкая атлетика История легкой атлетики ведет свое начало с соревнований в беге на олимпийских играх в Древней Греции (776 г. до нашей эры). Началом же современной легкой атлетики стали соревнования в беге на дистанцию около 2 км учащихся кол-леджа в г. Регби (1837 г.), после чего такие соревнования стали проводиться и в других учебных заведениях Англии. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, а с 1851 г. -прыжки в)длину и в высоту с разбега. Любительская атлетическая ассоциация -высший орган легкоатлетического спорта, объединившая все легкоатлетические организации Британской империи, была организована в 1880 г. Возникновение легкой атлетики в России связано с организацией в 1888 г, спортивного кружка в Тярлове, близ Петербурга Впервые первенство России было проведено в 1908 г. В нем приняло участие около 50 спортсменов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |