Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности восточной духовности




Гипотеза Карла Ясперса об осевом времени человечества

Карл Ясперс (1883 – 1969). 23 февраля 2008 года исполнилось 125 лет со дня рождения этого выдающегося мыслителя современности. Его концепция столь значительна, что заслуживает особого рассмотрения. После окончания Второй Мировой войны К. Ясперс опубликовал в 1948 году свой капитальный труд «Истоки истории и её цель». В нём обсуждается, когда и почему возникает мировая история, в чём её смысл и назначение и почему в ХХ веке она привела к двум мировым войнам и поставила под вопрос дальнейшее существование человечества. Ясперс считал, что становление мировой истории произошло в период между VIII и II веками до н.э. Он бросил вызов Гегелю, который полагал, что мировая история начинается с появления христианства, и К. Марксу, для которого мировая история – итог экономического развития мирового рынка и т.п. По мысли Ясперса, главное условие мировой истории – человек, а в VIII-II веках до н.э. (Ясперс называл это время осевым временем) произошёл самый резкий поворот в истории – появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Новый человек осознаёт бытие мира в целом, самого себя и свои границы, ставит перед собой высшие цели. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий. Впервые появились философы, человек отважился искать опору в самом себе. Он может теперь внутренне, в мысли своей противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В осевое время произошло открытие того, считал Ясперс, что позже стало называться разумом и личностью.

Прежде всего подчеркнём бросающуюся в глаза особенность: философия на Востоке возникает вместе с религией, в тесном единстве с нею. Почему так, станет понятно из содержания восточной духовности. Принципиальная возможность такого единства нам понятна, ведь религия и философия – основные формы существования духовности. Буддизм, конфуцианство и даосизм создали реально существовавшие люди: Сидхарта Гаутама (563-483 гг. до н.э.), Конфуций (Кун-Фу-цзы, в переводе «учитель – товарищ, хороший человек». Годы жизни 551-477 гг. до н.э.) и Лао-Цзы («старый учитель», жил в VI веке до н.э.) Сидхарта, когда ему открылась Истина, стал Буддой («просветлённым»), а после смерти был учениками и последователями представлен 95-м буддой, воплощением верховного бога Брахмы. После смерти Конфуция его могила стала объектом поклонения учеников (Конфуций создал первую в Китае философскую школу), а сам Учитель представлен посланником Неба, нечто подобное произошло и в даосизме с образом Лао-Цзы. Так философские учения приобрели религиозный характер, и дело не просто в том, что их авторы были обожествлены, а в том (это главное), что учения несли в себе большой духовно-нравственный смысл. Восточная духовность выразила общее для всех народов Востока убеждение, что высшим идеалом совершенства является природа – нет ничего могущественнее и прекраснее её. Для человека она – первоисточник здоровья, силы и красоты. Но поскольку человек отрывается от природы, хочет жить по-своему, он становится самым несовершенным существом на свете. Сидхарта открыл 4 благородные истины, и первая из них гласит: жизнь человека есть страдание. Затем истины утверждают, что у страдания есть причины – это 4 жажды, страсти: жажда наслаждений, жажда созидания, жажда жизни и жажда власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.