Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции человеческого счастья в античной философии




Сократ: Полагаться на счастье, на случай недостойно мужчины. Он должен хорошо исполнять свою работу и, следовательно, достойно, хорошо жить. Платон и Аристотель, уже по-другому смотрели на счастье. Для них оно – необходимое условие жизни человека, и обеспечивать его должно государство. По Платону, счастье состоит из разумных желаний, здравых чувств и невредимости тела, удачи в делах, доброй славы и достатка в деньгах и прочих жизненных средствах. В «идеальном государстве» Платона люди обязаны быть счастливыми, ибо каждый занимает место в обществе, которого он достоин по природе своей души, философы и стражи (воины) находятся на полном обеспечении, семьями и детьми не обременены, а ремесленники и земледельцы имеют своё имущество и семьи в обмен на то, что они кормят и обеспечивают всё общество. С таким принудительным счастьем был решительно не согласен Аристотель: по его убеждению, каждый человек может иметь только своё счастье, угодное лично ему, а государство создаёт лишь условия для этого, гарантируя безопасность, имущественные и другие права людей. Речь у нас пойдёт о скептической, эпикуровской и стоической концепциях счастья. Они до сих пор сохраняют значение основных концепций и очень полезны каждому из нас для осознания собственного счастья. Общим для всех концепций является, во-первых, понимание счастья как истинного бытия человека.

Основоположником скептической концепции был Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.). Главное условие, залог счастья надо искать в самом себе – это покой души, атараксия (бестревожность) её. Для достижения его необходимо воздерживаться от суждений, ничего не определять, чужих мнений не принимать, но и своих никому не навязывать. Ко всему надо относиться как к должному, спокойно, бесстрастно, ничего не страшась и ничему бурно не радуясь.

Эпикуровская концепция названа по имени его создателя Эпикура. У него была своя школа в Афинах – «Сад Эпикура». Для Эпикура цель философии – счастье человека. Понять, в чём счастье, можно только разумением – оно есть величайшее из благ, дороже даже самой философии, от него происходят все остальные добродетели. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума счастливым.

Отсюда удовольствие – начало и конец счастливой жизни, первое и прирождённое нам благо. Однако не всякое, а только разумное удовольствие ведёт к счастью, а разумно оно, когда соответствует законам природы. Счастлив тот, кто здоров телом и душой, кто живёт в кругу друзей. Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее – это обретение дружбы, считал Эпикур.

Удовольствие есть результат исполнения желаний. Но желания человека бывают разного качества. Во-первых, они могут быть естественными (природными) и необходимыми. Это голос плоти – не голодать, не жаждать, не зябнуть. Во-вторых, желания природные, но не необходимые (например, иметь детей). И, в-третьих, желания не природные и не необходимые (пьянство, распутство). Надо обязательно исполнять первые желания, причём «довольствоваться своим», быть умеренным: хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, испытывая голод и жажду. Надо воспитывать в себе привычку к простой и недорогой пище.

Далее, надо разумно выполнять или не исполнять второй вид желаний и совершенно исключить из жизни последний вид. Но для счастья необходимо также здоровье души. Болезни души самые мучительные. По сравнению с телесной болью Эпикур считал худшей боль душевную, потому что тело учится лишь бурями настоящего, а душа и прошлого, и настоящего, и будущего. Точно так же и наслаждения духовные больше, чем телесные.

Главная причина болезней души – страх. Среди страхов самые пагубные для души – страх перед смертью и страх перед богами. Преодолеть их можно только разумением: надо понять, что смерть есть прекращение жизни, то есть способности чувствовать, и поэтому ничего с собой не несёт, ни страданий, ни удовольствий. Что же касается богов, то они совсем не такие, как их изображает вера. Существует множество миров и между ними – промежутки. Так-то и обитают боги. Им нет дела до людей, они не вмешиваются ни в жизнь космоса, ни в дела людей. У них есть одно-единственное занятие – они блаженствуют в состоянии наивысшего счастья. Не бояться надо их, а любоваться ими и брать с них пример.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.