Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятия 7-8. Сущность и особенности основных педагогических технологий




 

Занятия проходят в форме конференции, где каждый студент (группа студентов) представляет свою технологию, акцентируя внимание на достоинствах, недостатках и возможностях применения в современной российской школе. Форма представления – по выбору студентов (рассказ, сообщение, мультимедиа-презентация, видеофильм, реферат, практическая демонстрация элементов технологии и др.). Дополнительная литература подбирается студентами самостоятельно, с применением электронного каталога библиотеки ВГПУ.

 

Примерная тематика и содержание выступлений:

1. Объяснительно-иллюстративные технологии. Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий. Традиционный урок в объяснительно-иллюстративной технологии: плюсы и минусы. Совершенствование традиционного урока. Пути реформирования традиционной системы обучения.

2. Технология полного усвоения. Проблема разброса успеваемости учащихся. Концептуальные идеи технологии полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум). Последовательность шагов обучения в технологии полного усвоения. Методические аспекты организации обучения по технологии полного усвоения. Нерешенные проблемы и ограничения технологии полного усвоения.

3. Технологии развивающего обучения. Общие теоретические основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Технологии развития творческих качеств личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

4. Технология проблемного обучения. История развития проблемного обучения. Научная и учебно-познавательная проблема. Виды и уровни проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций. Последовательность шагов в проблемном обучении. Эвристическое обучение. Условия эффективности эвристической беседы. Основные функции и признаки проблемного обучения. Нерешенные вопросы проблемного и эвристического обучения.

5. Технология программированного обучения. Концептуальные идеи и принципы программированного обучения. Этапы программированного обучения. Линейное, разветвленное, шефелдское, блочное программирование. Средства программированного обучения. Условия эффективности программированного обучения, его место в процессе обучения.

6. Витагенное обучение с голографическим методом проекций. Теоретические основы витагенного образования. Голографические технологии в педагогике. Приемы витагенных технологий с голографическим методом проекций.

7. Технология модульного обучения. Понятие «учебный модуль». Структура учебного модуля. Сущность модульного обучения и его принципиальные отличия от других видов обучения. Основные принципы построения модульных программ. Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Модульная программа. Технология проблемно-модульного обучения, ее сущность, структура и возможности. Дидактические условия эффективности модульного обучения. Достоинства, недостатки, ограничения, нерешенные проблемы модульного обучения.

8. Технология уровневой дифференциации в обучении. Понятие внешней, внутренней, смешанной дифференциации в обучении. Критерии дифференциации. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация обучения по уровню умственного развития (Н.П. Гузик). Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Условия организации разноуровневого обучения. Последовательность шагов в технологии дифференцированного обучения.

9. Личностно-ориенированные технологии обучения. Сущность и назначение личностно-ориентированных технологий. Система индивидуально предписанного обучения (США). Технология индивидуализированного обучения (И.Уит). Адаптивная система обучения (А.С. Границкая), обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков). Обучение в малых группах по методике сотрудничества. Система бригадно-индивидуального обучения.

10. Игровые образовательные технологии. Педагогическая (дидактическая) игра как организация обучения, воспитания и развития личности. Психологические механизмы игровой деятельности. Функции и классификация дидактических игр. Принципы конструирования и технологическая схема деловой игры. Подготовка, проведение и анализ деловой игры. Возможности игровых технологий и дидактические условия их эффективности.

11. Компьютерные технологии в обучении. Компьютеризация и информатизация обучения. Мультимедиа–технологии. Модели дистанционного обучения. Основные компоненты дистанционной образовательной технологии. Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования. Информационно-предметное обеспечение компьютерных технологий.

12. Метод проектов. Исторические и педагогические корни метода проектов. Организация проектной деятельности. Типология проектов. Технология и структура проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Особенности телекоммуникационных проектов. Метод проектов в системе школьного и вузовского образования.

13. Педагогическая технология «Портфель ученика». Психолого-педагогиеские условия и принципы применения технологии «Портфель ученика». Типы портфолио, их различия, достоинства, недостатки. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы. Роль и место технологии «Портфель ученика» в учебном процессе.

14. Ситуационный анализ (case-study). История возникновения технологии. Виды ситуационного анализа. Деятельность учителя и учеников в условиях применения технологии кейс-стади. Методология применения ситуационного анализа в условиях современной школы. Приемы создания ситуаций.

 

Литература:

1. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.

2. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для вузов / Н. П. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 214 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

4. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно–методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.–223 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 268 с.

6. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В. В. Гузеев [и др], гл. ред. В. М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 96 с.

7. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для вузов / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. –изд. 3–е, стереотип. – М.: Академия, 2007. – 175 с.

8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/ А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.- 368 с.

9. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009. – 192 сСовременные образовательные технологии: учеб. пособие/ под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011.- 432 с.

10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – С. 263-293.

11. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. В. Буланова–Топоркова [и др.]; под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов–на–Дону: МарТ, 2002. – 318 с.

12. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат.–М.: Академия, 2006. – 391 с.

13. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие: В 2 ч. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; МПУ. – М.: Роспедагентство, 1996. – 269 с.

14. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 364 с.

15. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 284 с.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 180-200.

17. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно–методическое пособие: в 2 т. / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.

18. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. – М.: Дашков и К´, 2002. – 358 с.

19. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: обобщения и рекомендации: учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. – Изд. 3–е. – М.: Дашков и К´, 2007. – 279 с.

20. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 437 с.

21. Ширшов, Е. В. Информационно–педагогические технологии: ключевые понятия: словарь: учебное пособие / Е. В. Ширшов.–Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 253 с.

22. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 79-110.

 


Задания для самостоятельной работы

Задания по темам 3.1. «Дидактика как наука» и 3.2. «Обучение в целостном педагогическом процессе»

1. Обоснуйте 3-5 дидактических принципов, ссылаясь на произведение Я.А. Коменского «Великая дидактика». При этом выскажите свою позицию, согласны ли вы с необходимостью соблюдения данных принципов в современной школе. Обратите внимание на корректность использования цитат и ссылок, а таже правильность оформления списка использованных источников информации.

2. Прочитайте произведение Я.А. Коменского «Законы хорошо организованной школы». Выберите законы, сформулированные автором в 17 веке, которые являются наиболее актуальными для современной школы. С какими положениями Я.А. Коменского вы не согласны? Обоснуйте свое мнение.

 

Задания по темам 3.3. «Содержание образования» и 3.4. «Модели организации обучения».

Из предложенных четырех заданий необходимо выполнить два.

1. Конспект и анализ документа «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

Письменно ответьте на вопросы:

Что такое Фундаментальное ядро содержания общего образования?

Какие три раздела выделены в этом документе?

Каковы предпосылки возникновения этой концепции?

Что служит теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования?

Перечислите этапы формирования содержания общего образования в концепции.

Раскройте сущность «рамочных ограничений» при разработке концепции.

Охарактеризуйте систему базовых национальных ценностей (структура, ключевые определения, традиционные источники).

 

2. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Русский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения русского (родного) языка в основной школе?

В чем заключаются коммуникативная, языковая и лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции, формируемые в курсе русского (родного) языка?

Как Вы понимаете, что такое «сквозные содержательные линии»? Приведите примеры содержательных линий в курсе русского (родного) языка.

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Русский (родной) язык» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования? Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

3. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2627

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения литературы в основной школе?

В чем заключается специфика учебного предмета «Литература»? На основе каких принципов строится преподавание литературы?

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Литература» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования? Место курса «Русский (родной) язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

4. Анализ документа «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы». http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628

Письменно ответьте на вопросы:

Из каких разделов состоит Примерная программа?

Каков вклад предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования?

Каковы цели изучения иностранного языка в основной школе?

Как Вы понимаете, что такое «сквозные содержательные линии»? Приведите примеры содержательных линий в курсе иностранного языка.

В чем заключаются речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции, формируемые в курсе иностранного языка?

Каким образом осуществляется развитие и воспитание личности учащихся посредством иностранного языка?

Дайте характеристику каждой группы результатов изучения предмета «Иностранный язык» (личностные, метапредметные, предметные).

В каком объеме предусматривается обязательное изучение иностранного языка на этапе основного общего образования? Место курса «Иностранный язык» в базисном учебном (образовательном) плане?

 

Задания по темам 3.5. «Формы, методы и средства обучения», 3.6. «Диагностика и контроль в обучении»

1. Создание электронной презентации «Требования к современному уроку» (в формате ppt). Рекомендации по оформлению презентации представлены в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

2.Анализ документа «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа» / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. Глава 1.3. «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования»

Письменно ответьте на вопросы:

Дайте определения понятий «результаты промежуточной аттестации», «результаты итоговой аттестации выпускников».

Каковы особенности, проблемы, процедуры оценки личностных результатов?

Каковы особенности, процедуры оценки метапредметных результатов?

Что является обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений?

Каковы критерии оценки индивидуального проекта?

 

 

В чем заключаются основные отличия базового и повышенного уровня сформированности навыков проектной деятельности? Выводы оформите в таблице:

Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем    
Знание предмета    
Регулятивные действия    
Коммуникация    

 

Сформулируйте особенности оценки предметных результатов.

Дайте харакеристику базового, повышенного, высокого, пониженного и низкого уровня достижений обучающихся.

На основе каких материалов дается оценка динамики формирования предметных результатов?

Каковы цели формирования портфеля достижений ученика?

Каким образом осуществляется итоговая оценка выпускника при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию?

 

Задания по теме 4.1. «Инновационные процессы в образовании»

  1. Мини-исследование (эссе) на одну из тем:

· Анализ понятий «новшество», «инновация», «инновационный образовательный процесс», «педагогическая инновация», «управление образовательными инновациями».

· Сущность инновационных процессов в российском образовании.

· Перспективы инновационной деятельности в образовании.

· Проблемы внедрения инноваций в образовательный процесс.

· Критерии педагогических инноваций.

Требования к оформлению эссе представлены в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

 

  1. Составление библиографического списка источников (имещихся в библиотеке ВГПУ, а также ресурсов Интернет) по одной из проблем:

· Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.

· Инновационные процессы в современной начальной школе.

· Иноовации в основной школе.

В список включите только издания (источники), опубликованные за последние три года. Правила и порядок оформления библиографического списка представлены в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

  1. Реферат на одну из предложенных тем:

· Объяснительно-иллюстративные технологии.

· Технология полного усвоения.

· Технологии развивающего обучения.

· Технология проблемного обучения.

· Технология программированного обучения.

· Витагенное обучение с голографическим методом проекций.

· Технология модульного обучения.

· Технология уровневой дифференциации в обучении.

· Личностно-ориенированные технологии обучения.

· Игровые образовательные технологии.

· Компьютерные технологии в обучении.

· Метод проектов.

· Педагогическая технология «Портфель ученика».

· Ситуационный анализ (case-study).

Требования к оформлению и критерии оценки реферата – в учебно-методическом пособии «Педагогика: организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов» / авт.-сост. И.В. Балашова. – Вологда: ВГПУ, 2012. – 73 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.