Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы интересов как, субъекты политического процесса в России




Среди политологов отсутствует единая точка зрения относительно сущест­вования групп интересов в Советском Союзе. Но данному вопросу можно вы­дели и, три подхода.

Сторонники первого подхода, основываясь на концепции тоталитаризма, утверждают, что в недрах советского режима невозможен плюрализм интере­сов, а значит и сама система организованных интересов и их представительства. Такая позиция при видимой логичности явно страдает односторонностью и догматичностью.

Приверженцы второго подхода в своих рассуждениях исходили из железно­го закона плюрализма», согласно которому индустриальное развитие приводит к зарождению и формированию плюралистической системы в любом обществе. Рост уровня социально-экономического развития с неизбежностью приводит к плюрализации экономической и политической систем. Но мнению политоло­гов, разделяющих данную точку зрения, в СССР с середины 60-х — начала 70-х гг. политическая система становится конкурентной, следовательно, происходит процесс становления групп интересов. В рамках этого подхода сформировались три точки зрения на специфику групп интересов в советском обществе:

1) группы интересов формируются на основе профессиональных общно-стей. Американский политолог М. Лодж на основф-таких признаков, как груп­повое сознание, групповые ценности и социальный е^атус выделил пять групп интересов:

а) партийный аппарат,

б) хозяйственный аппарат,

в) офицерский корпус,

г) юристы,

д) деятели культуры;

2) группы интересов организуются на основе общности политических пози­ций, ценностей и установок по тому или иному вопросу. На этой основе Ф. Браун выделял такие группы, как модернизаторы и консерваторы, ревизиони­сты и догматики;

3) группы интересов образуются на основе профессиональных групп и единства политических ориентации.

Конкретизируя этот подход, Д. Лейн классифицировал советские группы интересов следующим образом:

а) политическая элита;

б) группы, имеющие институциональные позиции в аппарате;

в) лояльные оппозиционеры;

г) маргинальные группы;

д) отчужденные группировки.

Третий подход сформулировал российский политолог С. Перегудов. Но его мнению, применительно к советскому обществу справедливо говорить не» группах интересов, а о системе бюрократического корпоративизма, которая ха-б

работку политических решений и, наоборот, чем слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.

В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:

1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных до­кументов экспертов;

3) личные встречи, контакты, переговоры;

4) использование методов ПР для формирования общественного мнения;

5) организация кампании «давления с мест» (многочисленные письма и про­граммы от избирателей, поступающие в адрес депутатов);

6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;

7) организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;

8) финансирование избирательных кампаний;

9) прямой подкуп должностных лиц.

Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный — означает прямое вознаграждение должност­ных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. До­вольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэто­му отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопро­ект. Очевидно, что существует два подхода к лоббизму. Сторонники первого — запретительного — приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода — регулятивно-правового — разделяют легальные и нелегальные методы лоббиз-ма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, ис­ключить из политической практики коррупцию. В отличие от первого, второй подход более продуктивен, так как сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, ставит в цивилизованные рамки систему функционального предста­вительства интересов.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Ис­ходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воз­действие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоб­бизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм на внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп — депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент — «вписаны» в политические институты).

1. Идеология, программа и политика которой направлена на утверждение и совершенствование различных форм социальных отношений в рамках техниче-ско-научного буржуазного пост индустриального общества. По способам дос­тижения программ, целей выделяющихся в этой группе:

правоконсервативные;

центристские;

либерально-реформистские.

Ранее партии защищали интересы банкиров, промышленников и т.д. в на­стоящее время они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и трудящихся масс, наёмных работников ибо без их поддержки не­возможно победить на выборах либо сохранить позиции в системе. Многие из них превратились в общественные политические движения.

2. Партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным об­разом, трудящихся, рабочего класса:

коммунистические партии;

социалистические партии;

социал-демократические партии;

лейбористские партии.

Достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реа­лизацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реаль­ной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и экс­плуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир. Эта партия неоднородна. Среди них выделяется партии правого полка, ко­торые близки к курсу буржуазно-либеральных партий. Центриские, левоцен-триские - они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, т.е. множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикаль-ные партии - Российская рабочая партия. Социалистическая партия трудящих­ся. Они опираются на марксистскую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня. Партии авангардного типа появились в хо­де развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования при поступлении в партию, а также детальная регламентация их деятельности внутри структуры партии, строгая партийная дисциплина. Если такая партия приходит к власти, то она превращается в номенклатурную партию. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Эти партии не имеют фиксиро­ванного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов, они формируются на основе добровольных пожертвований частных лиц, корпора­ций, общественных организаций, ассигнований госбюджета. Чтобы принадле­жать к таким партиям, достаточно поддержать на выборах их кандидатов. Эти партии активизируют свою деятельность в период выборов в государственный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.