Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы интересов: понятие, структура, функции и типы




Социальные субъекты власти - это общественные группы и отдельные ин­дивиды, выполняющие политические функции и реализующие властные пол­номочия. К ним относятся: группы интересов, правящие элиты, политическое лидерство.

Группы интересов -это объединения индивидов на основе общих интере­сов, стремящихся оказать влияние на политические институты в целях приня­тия наиболее благоприятных и выгодных для себя решений.

Теория групп интересов была впервые сформулирована американским по­литологом Артуром Бентли, который утверждал, что основу политического процесса составляют столкновение и взаимодействие заинтересованных групп. Деятельность этих групп американский ученый рассматривал как постоянно изменяющийся процесс, в ходе которого осуществляется давление на прави­тельство с целью принудить его подчиниться их воле. В дальнейшем данный подход получил поддержку и был развит в трудах Р. Даля, Д. Истона, Г. Ласки и др.

Основными функциями групп интересов являются артикуляция и агрегиро­вание интересов, информативная функция, формирование политической элиты. Под артикуляцией интересов понимается преобразование социальных чувств, эмоций, ожиданий в рационально сформулированные политические требова­ния. Агрегирование интересов означает согласование различных потребностей и требований, их иерархизацию и выработку общегрупповых целей. Информа­тивная функция выражается в доведении до органов власти информации о про­блемах, целях и интересах соответствующих групп. Поскольку группы интере­сов продвигают своих представителей в органы власти, то следующая их функ­ция — формирование политических элит.

Существуют различные типологизации групп интересов. Американские по­литологи Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют анемические и институциональные группы интересов. Группы, относящиеся к первому типу, возникают, как пра­вило, спонтанно, плохо организованы и недолговременны. Их деятельность может принимать насильственные формы (митинги, демонстрации, массовые акции протеста и неповиновения). Степень влиятельности заинтересованных групп подобного рода на органы власти невысока. Институциональные группы, наоборот, плохо организованы, долговременны, преследуют рационально сформулированные интересы и действуют на основе определенных правил. Эффективность деятельности таких групп может быть достаточно высокой.

На основе характера внутригрупповых связей группы интересов подразде­ляют на ассоциативные и неассоциативные. Первые характеризуются как доб­ровольные объединения, преследующие специфические интересы (предприни­мательские организации, профсоюзы, творческие союзы и т.п.). Неассоциатив­ные группы интересов, наоборот, носят недобровольный характер (трудовые коллективы, этнические общности, кланы), а их деятельность менее постоянна, нежели деятельность ассоциативных.

Французский политолог Ж. Блондель разделяет группы интересов на четыре типа:

1) группы по обычаю возникают на основе общинных, кастовых, клановых общностей. Во многих развивающихся странах состав этих групп определяется некоторыми наследственными факторами (полом, расовой принадлежностью, наследуемым социальным положением);

2) институциональные группы основываются на формальных организациях внутри государственного аппарата. К ним можно отнести лоббистские группи­ровки в парламенте и правительстве;

3) группы защиты стремятся отстаивать интересы своих сторонников. Эти объединения представляют прежде всего экономические и социальные интере­сы (ассоциации производителей, банковские союзы, финансово-промышленные группы, общества защиты прав потребителей, профсоюзы);

4) группы поддержки ориентированы на строго ограниченные цели (эколо­гические и антивоенные движения, ассоциации «за» или «против» чего-нибудь).

Существует несколько концепций происхождения групп интересов. С точки зрения теории социального порядка и конфликта, генезис групп интересов объ­ясняется как результат солидарности людей со схожими интересами и убежде­ниями. Взаимодействуя друг с другом, указанные группы вынуждены периоди­чески обращаться к институтам власти для решения возникающих конфликтов. Согласно теории непредвиденных последствий групповых интересов, основу заинтересованных групп составляют индивиды, осознавшие, что достижение экономических, социальных и политических благ невозможно без организации коллективных усилий и действий. При этом доходы от объединения и группо­вой деятельности значительно превышают расходы на создание организации. Политическая же активность — непредвиденное последствие деятельности групп интересов, которая направлена на удовлетворение материальных потреб­ностей. Теория обмена связывает возникновение групп интересов с деятельно­стью отдельных организаторов, которые стремятся взамен своих затрат и ак­тивности получить должность в административном аппарате создаваемой орга­низации.

Целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма. Слово «лобби» первоначально применялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, ку­да депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинте­ресованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Суще­ствование лоббизма как политического явления тесно связано с функциониро­ванием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельства обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятель­ность, тем меньше возможностей групп интересов оказывать влияние на вы-

работку политических решений и, наоборот, чем слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность.

В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:

1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных до­кументов экспертов;

3) личные встречи, контакты, переговоры;

4) использование методов ПР для формирования обществен­ного мнения;

5) пограммы от избирателей, поступающие в адрес депутатов;

6) подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований;

7) организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов

власти;

8) финансирование избирательных кампаний;

9) прямой подкуп должностных лиц.

Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный — означает прямое вознаграждение должностных лиц за принятие необходимых и наиболее благоприятных решений. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэто­му отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопроект. Очевидно, что существует два подхода к лоббизму. Сторонники первого — запретительного — приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода — регулятивно-правового — разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из политической практики коррупцию. В отличие от первого, второй подход более продуктивен, так как сохраняет «каналы» связи между обществом и властью, ставит в цивилизованные рамки систему функционального предста­вительства интересов.

В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воз­действие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоб­бизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм на внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп — депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент — «вписаны» в политические институты).

аппарат. Функции парламентских партий схожи с функциями предыдущей пар­тии:

1. разработка стратегических и тактических избирательных программ, реа­лизации которых они будут добиваться;

2. изучение общественного мнения в различных регионах и в стране в це­лом;

3. оценка формирования неформальных лидеров;

4. подбор, выдвижение кандидатов, их подготовка к участию в избиратель­ной кампании, к деятельности в системе государственных органов в случае по­беды;

5. идеологическая и организационная работа по обеспечению победы кан­дидатов на выборах;

6. решение технологических и финансовых проблем, связанных с выборами;

7. организация противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам;

8. контроль за деятельностью избранных депутатов, их фракций в парламенте, в местных органах.

Эти партии имеют компактную организационную структуру, они допускают фракционную деятельность внутри себя. Огромную роль здесь играет партий­ная элита и фракция в парламенте.

Партия-община (партия-клуб) - это массовая организация, где граждане объединяются не по принадлежности к какой-либо политической платформе, а схожи и по общим взглядам и интересам, чтобы удовлетворить потребности в общении, поговорить на близкие темы. Многие из этих партий становятся ак­тивными субъектами политики. Здесь минимум штатных работников, но их численность увеличивается в период предвыборной кампании. Активные граж­дане работают на общественных началах.

Карманные партии - это небольшие организации, которые создаются несо­стоявшимися лидерами, под их программой для реализации их эгоистических интересов. Они не имеют строго очерченной социальной базы. Члены находят­ся под жестоким контролем и влиянием со стороны лидера.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социаль­ных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внут­ри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.